Впервые конференция «Научная диаспора и будущее российской науки» прошла в 2010 году. Уже тогда представители академического сообщества диагностировали кризис науки в России. Обсуждением путей выхода из кризиса занимались российские ученые, представители власти и члены научной диаспоры – исследователи, которые родились и получили образование в России, однако уехали работать за границу и достигли там успеха.
За четыре года многое изменилось. По словам Аллы Самолетовой, руководителя аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, значительное число приглашенных на вторую конференцию – участники встречи 2010 года, которые живо откликнулись на предложение вновь обсудить насущные проблемы нашей науки.
«В первую очередь на конференции обсуждались различные способы взаимодействия, – рассказывает Алла Самолетова. – Интерес к сотрудничеству проявляют все стороны дискуссии. Но очень часто у них нет возможности встретиться вместе. Например, представители министерства чаще всего общаются с учеными в рамках каких-то проектов, будь то работа по мегагрантам или Проект 5-100. Мы же предложили площадку, где собраться и обменяться мнениями могут все. Важность события трудно переоценить, поэтому к нам приехали такие спикеры, как Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов».
Участники встречи обсуждали самые разные вопросы: как работать в России или с Россией, что изменить в системе власти, как сохранить талантливых молодых специалистов и другие. Часть вопросов была адресована министру науки и образования РФ Дмитрию Ливанову.
Один из них – политическая обстановка, сложившаяся вокруг России. Высказывались опасения, что она может навредить международным научным связям. Как сказал Дмитрий Ливанов, до него доходят слухи, что некоторых ученых, работающих за рубежом, просят ограничить связи с Россией. Если эти слухи подтвердятся, Правительству РФ придется принять ответные меры. Члены диаспоры, присутствовавшие на конференции, заявили, что никакого давления на себя они не чувствуют. «Я верю, что наука призвана отвечать стратегическим интересам всего человечества, – сказал Дмитрий Ливанов. – Если мир захочет полететь на Марс, то ученые разных стран объединятся ради общего дела. В науке не должно быть места политическим разногласиям, и, надеюсь, до этого не дойдет».
Среди причин, препятствующих развитию науки в России, участники конференции назвали очень жесткий, по их мнению, визовый режим. В прогрессивных странах распространена практика бессрочных виз для ученых, работающих в международных научных союзах. «Подобная практика не может быть односторонней, – ответил Дмитрий Ливанов. – Для того, чтобы мы открыли границы для специалистов из той или иной страны, необходимо, чтобы эта страна приняла аналогичные меры по отношению к нашим ученым. К сожалению, добиться этого непросто».
Несколько вопросов было задано по поводу проектов, реализуемых Минобрнауки России, – выделение мегагрантов на проведение фундаментальных и прикладных исследований и Проект 5-100. Отмечались не только их достоинства, но и недостатки. По словам Дмитрия Ливанова, обе программы имеют успех, однако проблемы действительно существуют. Так, мегагранты – не панацея, поскольку на создание необходимого количества лабораторий в России просто не хватит денег. А участникам Проекта 5-100 приходится быстро наращивать «исследовательскую массу» в короткие сроки, что, к сожалению, негативно сказывается на эффективности исследований и качестве публикаций. Эти проблемы требуют коллективного решения.
«Да, работы еще очень много. Но важно понимать, что после 20 лет деградации невозможно восстановиться за год, два или пять лет. Выход из кризиса не может длиться меньше, чем сам кризис», – сказал Дмитрий Ливанов.
Состоявшийся диалог между представителями власти и академического сообщества был высоко оценен участниками конференции. Он имеет важное значение в том числе и для Университета ИТМО. Расширение международного сотрудничества – одно из основных направлений деятельности петербургского вуза. На базе университета созданы десятки международных лабораторий, соруководителями которых зачастую являются члены российской научной диаспоры. В Университете ИТМО работают и победители конкурса мегагрантов. Так, выиграв грант в 2010 году, Петрус Слоот, профессор вычислительных наук Амстердамского университета, организовал лабораторию перспективных вычислительных технологий, а Юрий Кившарь, руководитель центра нелинейной физики инженерно-физического факультета Австралийского национального университета, – лабораторию «Метаматериалы».
Пресс-служба Университета ИТМО