– Расскажите, пожалуйста, когда и для чего в университете был создан Центр технологий электронного правительства?

– Центр появился в 2009 году и стал одним из первых научно-исследовательских подразделений подобного типа в России. В Правительстве Российской Федерации было принято принципиальное решение о том, что работу государственных структур необходимо переводить в формат электронных коммуникаций. Преимуществ у этой технологии множество: начиная с очевидного – экономия времени, ликвидация очередей в государственных учреждениях, и заканчивая борьбой с коррупцией.

У истоков создания Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО стояли два специалиста международного уровня. Это Андрей Владимирович Чугунов, кандидат политических наук, директор нашего центра, и Дмитрий Родиславович Трутнев, заместитель директора, который также занимается международными проектами нашего подразделения. Спустя два года мы открыли магистерскую программу «Управление государственными информационными системами». Ведь Университет ИТМО заинтересован не только в наличии передового центра, но и в современных, актуальных образовательных программах.

– Какое направление работы является для вас приоритетным?

– Изначально Центр создавался для того, чтобы оказывать помощь органам власти в реализации электронного правительства. В первую очередь это создание Портала государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Хотя во многих странах подобные сайты функционируют давно, для государственной власти в России это было в новинку. Руководители Центра уже тогда, в 2009 году, имели большой опыт общения с иностранными экспертами в области электронного управления и обладали необходимыми компетенциями. В самом начале нашей работы необходимо было решить, как организовать обмен данными между государственными органами, обеспечить перевод документов в электронный вид и так далее. Мы оказывали консультативную помощь, организовали программы повышения квалификации для чиновников. Самым трудным было убедить госслужащих, что использование новых технологий несложно, эффективно и необходимо в современном мире. Я, например, руковожу исследовательскими работами, в ходе которых мы изучаем, как прогрессирует система электронного управления с точки зрения принятия ее чиновниками. Такие исследования проводятся ежегодно, и уровень вовлечения госслужащих постоянно растет. На данный момент лишь 2-3% сотрудников городского правительства по-прежнему предпочитают личные контакты.

Конечно, за пять лет существования Центра наши исследования стали более масштабными и в тематическом, и в географическом отношении. Мы выполняем работы по заказу Правительства РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций. Например, в начале года в сотрудничестве с Высшей школой экономики провели крупномасштабное исследование. Оценивали качество информации, представленной на сайтах органов власти всех регионов России. При этом мы использовали критерии оценки, которые применяются в ООН, поскольку такого рода электронные ресурсы должны отвечать международным стандартам. Центр по-прежнему сотрудничает с петербургским Порталом госуслуг. Последняя наша работа как раз посвящена исследованию его популярности среди жителей города.

– По результатам исследования 54% опрошенных никогда не пользовались Порталом государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Как вы думаете, почему?

– Тут много причин. Исследование включало анкетирование не только в электронном виде, но и в очном. Наши сотрудники посещали многофункциональные центры предоставления государственных услуг, пенсионные фонды и опрашивали людей, которые до сих пор предпочитают стоять в очередях. Некоторые из них просто не слышали о существовании Портала, другие жаловались на технические трудности, связанные с поиском нужных разделов, несовместимостью с браузером. Сложнее всего пожилым людям. Многие из них предпочитают лишний раз сходить в пенсионный фонд, чем разбираться с компьютером. Решить эту проблему помогут образовательные курсы и дальнейшее совершенствование Портала. Например, в Южной Корее, которая является лидером в сфере предоставления электронных услуг, на сайтах можно выбрать определенную социальную категорию – пенсионер, человек с ограниченными возможностями, школьник и другие. Сделав выбор, посетитель сразу попадает на страницу с перечнем услуг, в которых он может быть заинтересован.

– Что нужно сделать, чтобы повысить популярность Портала?

– Каждое наше исследование – это не просто цифры и графики, но и серьезный анализ, опираясь на который мы предлагаем ряд решений заказчику. Для начала очень важно улучшить «юзабилити» сайта, то есть дружественность по отношению к пользователю. Исследование показало, что многие заходят на сайт один-два раза, но, столкнувшись с трудностями, больше не возвращаются. Сделав его более удобным, можно изменить эту тенденцию. Чтобы Портал стал понятным для пожилых людей, можно использовать опыт Южной Кореи. Вместе с тем, заимствовать те или иные решения нужно осторожно, поскольку они не всегда могут сработать.

– Ваш центр базируется в Университете ИТМО. Какие преимущества это дает?

– Ряд проектов мы реализовали с помощью сотрудников других подразделений Университета ИТМО. Мы занимались исследованиями, а они обеспечивали технологическую поддержку. Среди наших партнеров – кафедра безопасных информационных технологий, кафедра проектирования и безопасности компьютерных систем. Также мы работали с НИИ Наукоемких компьютерных технологий Александра Валерьевича Бухановского. Вместе реализовывали проект по созданию веб-ориентированного центра по изучению процессов социодинамики в сети Интернет. Для нас присутствие в научно-исследовательском университете логично и целесообразно. Мы сами являемся активными участниками международных конференций, занимаемся совместными международными исследованиями, публикуем статьи в научных журналах. В этом году Центр стал организатором первой международной конференции «Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia» (EGOSE), в которой участвовали многие ведущие специалисты в области электронного правительства,

– Кто входит в число ваших международных партнеров?

– Перечислять можно долго. Во-первых, это Университет в Олбани, США. Они уже 20 лет работают в области электронного правительства. Сейчас мы вместе проводим сравнительное исследование систем открытых данных в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. На основе полученных результатов будут предложены рекомендации по улучшению работы портала открытых данных в нашем городе. Также мы сотрудничаем с Всемирным банком. По нашей инициативе между банком и Университетом ИТМО установлены партнерские отношения в области использования открытых данных. Еще один партнер – Университет Кобленц-Ландау в Германии. С этим вузом мы хотим организовать совместную образовательную программу. Кроме того, наш Центр, как подразделение Университета ИТМО, участвует в межвузовских консорциумах. Мы занимаемся проектами, связанными с организацией различных видов электронного управления не только на территории страны, но и на межгосударственном уровне. Признаться, нас часто приглашают в подобные консорциумы. И мы стараемся достойно представлять Университет ИТМО на международной арене.

Пресс-служба Университета ИТМО