Елена Болдышева, корреспондент: «Направо поедешь  в пробку заедешь, налево поедешь  проблемы объедешь. О трудностях движения в режиме реального времени расскажет любой современный навигатор. Такой сервис недавно казался фантастикой, но сегодня наука пошла еще дальше. Молодые петербургские ученые разработали программу, которая может не просто рассказывать о пробках, но и предсказывать их». 

Угадывать будущее взялись в институте наукоемких компьютерных технологий. Правда, вместо кофейной гущи, здесь используют виртуальную модель общества. 

Владислав Карбовский, аспирант института наукоемких технологий НИУ ИТМО: «Для изучения динамики плотности населения мы используем модель синтетического общества, которое может быть использовано в качестве входных данных для транспортной модели. Данное общество мы строим путем агентного моделирования. Каждый агент является искусственным человеком, можно сказать, виртуальным человеком, но такой человек наделен характером реального». 

«Синтетическое общество» построено на персональных данных людей. Информацию предоставили в федеральной миграционной службе. Имена, фамилии и место прописки изобретателям, конечно, не сообщили, но, где примерно человек живет и работает — известно. На основе этого молодые ученые создали программу, в которой задействовано несколько тысяч агентов. Каждый из них может передвигаться по своим делам  варианты выбирает компьютер, он же предсказывает, что будет, если, например, перекроют дорогу. 

Константин Князьков, младший научный сотрудник института наукоемких технологий НИУ ИТМО: «Взять и исключить из начального графа дорог несколько дорог, то есть мы их просто перекроем. В динамике выбираем дорогу и удаляем. Сейчас удаляем центр Петроградского района, закрываем все дороги в нем. Далее, наблюдаем, как дорожная ситуация изменится». 

По мнению ученых, в будущем программу можно использовать для планирования ремонта дорог и прокладки труб. Компьютер может рассчитать как избежать транспортного коллапса, если Невский закроют на ремонт, а на Бухарестской будут менять трубы. А также предложит оптимальные сроки и последовательность работ. 

Алексей Духанов, старший научный сотрудник института наукоемких компьютерных технологий НИУ ИТМО: «Эта карта в дальнейшем может являться облачным сервисом, то есть, любой, кто имеет доступ к этим услугам может для себя получить прогноз транспортной обстановки и спланировать свое перемещение на заданный промежуток времени». 

Стоит заметить, что сейчас интернет-сервисы уже прогнозируют пробки, но пока на небольшой промежуток времени. 

Юрий Белоусов, региональный представитель интернет-сервиса: «Прогноз пробок на час вперед. За много лет мы собрали огромное количество данных о пробках. Мы знаем зависимость загруженности города от дней недели, времени суток, дождей, снега. Это совершенно не ручная работа, это делает искусственный интеллект». 

Ну, а изобретатели новой программы долгосрочного прогноза считают, что она пригодится в центре управления светофорами, поможет городским комитетам, которые занимаются дорожной инфраструктурой и, конечно, будет полезна логистическим компаниям. Пока же все еще находится в пределах лаборатории. Для завершения работы потребуется, как минимум, год.

Телеканал «Санкт-Петербург»