У нас была Великая эпоха!

М. А. Гаврилов. Фото из архивов РАН

Посвящается двадцатилетию
первой публикации этого текста

Недавно я был на совещании в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и в одном из выступлений тридцатипятилетнего докладчика из Новосибирского Академгородка услышал словосочетание «комбинаторные схемы», которое резануло слух.

Моя реплика о том, что в советской литературе по теории автоматов такие схемы всегда назывались не «комбинаторными», а «комбинационными», не заставила себя долго ждать, как впрочем и ответ докладчика: «Советскую литературу по этой тематике не читал, я применяю англоязычные руководства для пользователей».

Такой ответ меня, естественно, возмутил, так как у нас в стране в этой области была Великая эпоха, а даже уже не очень молодые люди не знают об этом, и, самое главное, похоже и знать не хотят, так как это их никуда не приближает.

Указанный ответ меня не удивил, так как я в последнее время общался с большим числом очень сильных молодых программистов из различных организаций и ни один из них не знал, что в нашей стране уже более 25 лет Академия наук выпускает журнал «Программирование», который на английском языке выходит под названием Programming and Computer Software (годовая подписка этого не очень толстого журнала стоит 1292 $ за шесть номеров и 1550 $ при их совместном приобретении вместе с электронной версией). Полное отсутствие интереса к авторитетному (иначе за него не платили бы на Западе такие деньги) в мире профессионального программирования журналу, видимо, связано с его теоретической направленностью, которая, похоже, «продвинутым» программистам мало интересна. А ведь и в области программирования в Советском Союзе, как будет показано ниже, была Великая эпоха, тесно связанная с эпохой в теории автоматов.

Никаких воспоминаний я писать не собирался (да и, видимо, еще рано, правда, завтра может быть поздно — как кто-то сказал: «Где я, а где завтра?»), но сказанное выше подействовало, и я решил написать про Гавриловские школы и про то, что происходило вокруг них.

Что такое Гавриловские школы?

Гаврилов М.А. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Гаврилов М.А. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Это Школа по теории релейных устройств и конечных автоматов, носящая сейчас имя члена-корреспондента АН СССР Михаила Александровича Гаврилова (1903−1979 гг.), который в течение многих лет работал в Институте проблем управления (Институт автоматики и телемеханики) АН СССР (Москва). Михаил Александрович внес определяющий вклад в становление прикладной теории автоматов в нашей стране и в объединение вокруг этой теории людей, ставших друзьями на всю жизнь.

Гавриловские школы — это уникальное явление, не имеющее аналогов в современной мировой науке. Ни в одной области науки, ни в одной стране мира нет Школы, которая существовала бы уже более сорока лет, причем заседания Школы проходили и проходят не в одном месте, а в различных городах СССР.

Из Школы М. А. Гаврилова выделился ряд других школ: по диагностике, однородным структурам, автоматизации проектирования.

За это время через Школу прошли сотни людей, многих из которых я назову ниже. Я не могу перечислить всех, так как стал заниматься автоматами только с 1971 г., да и на школах бывал не так часто, но, видимо, являюсь последним поступившим в Школу при МАГе (Михаиле Александровиче Гаврилове) и, к сожалению, дело идет к тому, что могу стать последним, кто ее закончит, так как «одних уж нет, а те далече». Тем более что и журнал «Автоматика и телемеханика», базирующийся в Институте проблем управления, перестает быть оплотом этого научного направления, так как резко ограничивает прием статей по логическому синтезу, считая в настоящее время эту область не научной, а технологической. Хотя, как говорил С. В. Яблонский, «если наука не спекулятивна, она не устареет».

Теория релейных устройств начала развиваться в мире с пионерской работы японца А. Накашима (1935 г.). В 1938 г. К. Э. Шеннон (1916−2001 гг.) опубликовал аналогичную работу «Символический анализ релейных и переключательных схем», имевшую огромное влияние на развитие этого направления науки в мире. В. И. Шестаков (1907−1987 гг.) в 1941 г. опубликовал работу «Некоторые математические методы конструирования и упрощения двухполюсных схем класса А», выполненную в 1935—1938 гг. на физическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

А ведь до Шестакова в нашей стране (в Казани) работал И. И. Жегалкин (опередивший лет на тридцать американцев Рида и Миллера), работу которого 1924 г. на русском языке я видел в 1995 г. в США на конференции по ситуационному управлению (предложенному Дмитрием Александровичем Поспеловым) в руках у военного-ученого из Пентагона, занимавшегося NP-трудными задачами. Недавно он неожиданно нашел меня по Интернету и вновь проявил интерес к исследованиям Жегалкина в области полиномов. Кстати, отметим, что первой задачей, для которой была доказана ее NP-полнота, является задача «Выполнимость булевой формулы», а все остальные задачи этого класса могут быть сведены к ней.

А еще задолго до Жегалкина в Казани работал П. С. Порецкий, одна из основополагающих работ которого по математической логике датируется 1884 г. При этом отмечу, что на возможность использования алгебры логики при построении релейных схем впервые указал Ч. Пирс еще в 1886 г., а в России — петербургский физик П. С. Эренфест (1910 г.). К числу авторов первых в мире работ по проектированию релейных схем следует отнести наших соотечественников А. Кутти и М. Цымбалистого (1928 г.).

После работ В. И. Шестакова в этой области в СССР наступила эпоха М. А. Гаврилова, которая могла (если бы не было борьбы с кибернетикой, железного занавеса и других характерных для нас прелестей) превратиться в его эпоху во всем мире, тем более что К. Э. Шеннон от работ рассматриваемом направлении весьма скоро отошел.

М.А. Гаврилов начинал свою научную деятельность с практических работ по телемеханике, в которой релейные устройства строились эвристически. Он пришел к выводу, что этот класс устройств может быть синтезирован с помощью формализованных методов, про которые написал одну из первых в мире монографий: Гаврилов М. А. Теория релейно-контактных схем. М., Изд-во АН СССР, 1950. Первую книгу по этой тематике опубликовал в 1947 г. австрийский ученый О. Плехль. Она называлась «Schalter und Apparatebau».

Однако путь МАГа в этом направлении не был усыпан розами. Так, докторскую диссертацию по данной тематике он смог защитить только в 1946 г., и только благодаря усилиям философа С.А. Яновской, которая смогла убедить окружающих, что применение булевой алгебры при синтезе схем не является идеализмом и не противоречит марксизму-ленинизму, а также Акселю Ивановичу Бергу. Да и в Академию наук Гаврилов был избран сравнительно поздно (1963 г.). Интересно, что про МАГа и его окружение написана художественная книга (что редко бывает применительно к ученым, особенно при их жизни) — Юрий Вебер «Когда приходит ответ», изданная, по-моему, в «Детгизе»! Это вам не покемоны с телепузиками. Книга в дальнейшем была переиздана в издательстве «Художественная литература» в серии «Пути в незнаемое».

Книга М. А. Гаврилова (примеч.: Наталия Николаевна — его супруга, с ней были знакомы все ученики Гаврилова). Источник: http://is.ifmo.ru/
Книга М. А. Гаврилова (примеч.: Наталия Николаевна — его супруга, с ней были знакомы все ученики Гаврилова). Источник: http://is.ifmo.ru/

После выхода в 1950 г. книги М. А. Гаврилова началось!

Геллий Николаевич Поваров (с которым я переписывался еще сравнительно недавно) в 50-х годах публикуется без соавторов до защиты кандидатской диссертации (доктором наук он, к сожалению, не стал, но зато стал классиком) в журнале «Доклады Академии наук» (вспомните какого уровня публикации в большинстве случаев встречаются в нынешних диссертациях, особенно кандидатских, по компьютерным наукам).

Павел Павлович Пархоменко в 1956 г. на Всемирной выставке в Брюсселе получает Золотую медаль за машину для минимизации релейных схем.

Я выше отметил, что пишу не историю, а лишь «рефлексию», поэтому перехожу к перечислению участников Школы, о которых я помню или знаю. «Школьники» разбиты на классы по имени своего Учителя или по территориальному принципу.

Ученики М.А. Гаврилова — Кузнецов О. П., Казаков В. Д., Томфельд Ю. Л., Тимофеев Б. Л., Остиану В. М., Ляхович В. Ф., Девятков В. В., Пупырев Е. И., Амбарцумян А. А., Потехин А. И., Степаненко С. А., Бивол Л. Г., Малевич А. Н., Запольских Е. Н., Чичковский А. Б., Липатников В. И., Искра С. А., Ивченков Л. А., Шоломов Л. А., Макаревский А. Я., Шипилина Л. Б., Марковский А. В., Вольвовский Л. А., Григорян А. К., Окуджава В. Ш., Лаговиер Б. А., Воклер И. Э., Золотаревская М. Я., Галактионова Е. И., Гребенюк Е. А., Котляр С. Б. и др.

Ученики В.М. Глушкова, создавшего методологию синтеза цифровых автоматов и решившего обобщенную пятую проблему Гильберта (Институт кибернетики, Киев) — Капитонова Ю. В., Летичевский А. А., Цетлин Г. Е., Стогний А. А., Рабинович З. Л., Иваськив Ю. Л., Коваль В. Н., Чеботарев А. Н., Мацевитый Л. В., Деркач В. П., Денисенко Е. Л., Чайка Н. С., Алексеенко В. Г., Мищенко А. Т., Гороховский С. С., Боднарчук В. Г., Комухаев Э. И., Литвинов В. В. и др.

Ученики И.В. Прангишвили (Институт проблем управления) — Игнатущенко В. В., Малюгин В. Д., Бабичева Е. В., Абрамова Н. А., Ускач М. А., Вишневский В. М., Медведев И. Л., Стецюра Г. Г., Вейц А. В., Чачанидзе В. Г., Асатиани Г. Г., Абуладзе Т. Д., Егоров И. П., Степановская И. А., Сперанская И.В, Попова Г. М., Смородинова О. Г., Чудин А. А., Прохорова Э. Г., Быховский В. К., Певцов Д. В., Соколов В. В., Зуенков М. А. и др.

Ученики В.Г. Лазарева (Институт проблем передачи информации, Москва) — Пийль Е. И., Дьяченко В. Ф., Саввин Г. Г., Гармаш В. А., Наумчук (Сергеева) О.Ф., Крейнин Г. В., Исьянов В. М., Ершова Э. Б., Ершов В. А., Майстрова Т. Л., Иванова О. Н., Турута Е. Н., Ченцов В. М., Бутрименко А. В., Черняев В. Г., Савельев А. Г., Сейфула И. Д., Донианц В. Н., Фирсов А. И., Пепинов Ф. И., Кондратьева Е. А., Сопруненко Е. П., Паршенков Н. Я., Соловьев А. В., Богданова Г. В., Зорева Л. Н. и др.

Ученики В.И. Варшавского (Ленинград) — Розенблюм Л. Я., Овсиевич Б. Л., Боголюбов И. Н., Воронцова И. П., Песчанский В. А., Мараховский В. Б., Стародубцев Н. А., Цирлин Б. С., Кондратьев А. В., Кишиневский М. А., Таубин А. Р., Астановский А. Г., Финкельштейн Р. Л., Яковлев А.В.

Ученики А.Д. Закревского (Томский государственный университет, Институт технической кибернетики, Минск) — Янковская А. Е., Поттосин Ю. В., Матросова А. Ю., Новоселов В. Г., Ротко В. Ф., Торопов Н. Р., Агибалов Г. П, Евтушенко Н. В., Черемисинова Л. Д., Бибило П. Н., Шнейдер Б. Н., Василенок В. К. и др.

Ученики Э.А. Якубайтиса (Институт автоматики и вычислительной техники, Рига) — Фрицнович Г. Ф., Гобземис А. Ю., Чапенко В. П., Горобец В. Г., Петренко А. Ф., Гуртовцев А. Л., Калнберзинь А. Я., Гринберг Э. Я., Илзиня И. Г., Лемберский И. Г., Ланге Э. Э., Калниньш Я. Я., Толмачева А. Ю. и др.

Ученики Д.А. Поспелова — Захаров В. Н., Хазацкий В. Е., Вагин В. Н. и др.

Ученики А.В. Каляева (Таганрогский радиотехнический институт) — Мелихов А. Н., Курейчик В. М., Берштейн Л. С., Иванов Г. И., Топольский Н. Г., Гузик В. Ф., Пьявченко О. Н., Лисяк В. В., Кодачигов В. И., Макаревич О. Б., Витиска Н. И., Денисенко Н. И., Калашников В. А., Вяткин В. В. и др.

Ученики П.П. Пархоменко (Институт проблем управления) — Горовой В. Р., Карибский В. В., Согомонян Е. С., Аксенова Г. П., Халчев В. Ф., Каравай М. Ф. и др.

Диагностикой, связанной с теорией автоматов, занимались также Коган И. В. и Гробман Д.М.

Ученики В.П. Чистова (Институт математики, Свердловск) — Битюцкий В. П., Закурдаев Н. В., Ковалин Н. В., Кононенко И. А., Ситников И. О., Гогина М. А. и др.

Перейдем к перечислению других «школьников».

Москва — Цетлин М. Л., Харкевич А. Д., Поспелов Г. С., Варшамов Р. Р., Рогинский В. Н., Архангельская А. А., Нейман В. И., Таль А. А., Айзерман М. А., Розеноэр Л. И., Гусев Л. А., Смирнова И. М., Трахтенгерц Э. А., Юрасов А. Н., Войшвилло Е. К., Меклер Я. И., Воржева В. В., Диденко В. П., Иванов В. И., Таланцев А. Д., Васильева Н. П., Сагалович Ю. Л., Горбатов В. А., Стефанюк В. Л., Доманицкий С. М., Максимов В. И., Юдицкий С. А., Тагаевская А. А., Ефремова Т. К., Берендс Т. К., Заславский И. Д., Шрейдер Ю. А., Озерной В. М., Редькин Н. П., Миллерова М. Г., Иванов Н. Н., Руднев В. В., Михайлов Г. И., Кукинов А. М., Шамров М. И., Попов Ю. А., Бочков П. Е., Голунков Ю. В., Гурвич Е. И., Гурвиц Е. А., Дулепов Е. Г., Карасик В. М., Белявский В. Л., Казаков А. Д. и др.

Ленинград — Карповский М. Г., Баранов С. И., Немолочнов О. Ф., Фирдман Г. Р., Питтель Б. Г., Сапожников В. В., Сапожников Вл.В., Карпов Ю. Г., Артюхов В. Л., Копейкин Г. А., Шалыто А. А., Кондратьев В. Н., Кухарев Г. А., Москалев Э. С., Перчук В. Л., Дудкин В. С., Лапкин Л. Я., Берлин А. Н., Альтшуль С. Д., Гильман Г. И., Рог Г. В., Иохельсон Е. Д., Авсаркисян Г. С. и др.

Киев — Вавилов Е. Н., Портной Г. П., Егоров Б. П., Шишков Д. Б., Карташев В. И., Карташева С. П., Сафонов И. В. и др.

Новосибирск — Бандман О. Л., Евреинов Э. В., Косарев Ю. Г., Фет Я. И., Макаров Л. И., Макаров С. В., Маркова В. П., Пискунов С. В., Ачасова С. М., Анишев П. А., Мишин А. И., Седристый Б. А., Мерекин Ю. В., Сергеев С. Н., Корнеев Ю. Н., Койфман А. А., Скоробогатов В. А., Хорошевский В. Г., Иловайский И. В., Хрущев А. И., Потапов В. И., Седухин С. Г. и др.

Минск — Блох А. Ш., Ладес В. И., Павловский А. И., Казущик В. А., Пономаренко В. К., Неверов Г. В., Горелик А. В., Уткин А. А., Скляров В. А., Синев В. Н., Шмерко В. П., Янушкевич С. Н., Зайцева Е. Н. и др.

Ярославль — Маматов Ю.А.

Новочеркасск — Мельников М.С.

Пенза — Левин В.И.

Рязань — Корячко А.П.

Рига — Страздинь И. Э., Скляревич А. Н., Белявский В.Л.

Владивосток — Май В. П., Грейнер Г. Р., Гольдман Р. С., Чипулис В. П., Токмакова Л. И.

Донецк, Саратов — Богомолов А. М., Сперанский Д. В., Барашко А. С., Грунский И. С., Козловский В. А., Баркалов А. А., Твердохлебов В. А. и др.

Кишинев — Кришталь В. З., Булат М.С.

Таллин — Тамм Б. Г., Тыугу Э. Х., Тани Х. И., Кээвалик А.Э.

Ужгород — Айзенберг Н.Н.

Севастополь — Бутаков Е. А., Островский В.И.

Фрунзе — Образцов В. В., Арсентьев Ю. Н., Копыленко В. М., Базарбаева Т. Г., Вострова З.И.

Тбилиси — Чавчанидзе В. В., Гиоргадзе А. Х., Цирамуа Г. С., Ананиашвили Г. А.

Баку — Фараджев Р. Г., Аскеров Ч. И., Гамидов В.В.

Каунас — Абрайтис Л. Б., Атстопас Ф. Ф., Жинтелис Г. В. и др.

Ташкент — Абдулаев Д. А., Юнусов Д.

Харьков — Попов В. А., Скибенко И. Т., Мокляк И. Г., Сычев А. В., Мищенко В. А., Козюминский В. Д., Семашко А. Н. и др.

Тирасполь — Выхованец В.С.

Отметим, что в области прикладной теории автоматов работало еще много других ученых, которые не названы выше, так как не принимали участия в работе Гавриловских школ. В это время активно работали Майоров С. А., Новиков Г. И., Скорубский В. И., Смолов В. Б., Пузанков Д. В., Балашов Е. П., Петров Г. А., Барашенков В. В., Игнатьев М. Б., Торгашев В. А., Кравцов Л. Я., Кузнецов Б. П. и многие, многие другие.

Теорией вероятностных автоматов занимались: Бухараев Р. Г., Срагович В. Г., Церцвадзе Г. Н., Лоренц А. А., Флеров Ю. А., Чирков М. К., Новорусский В. В. и др.

Организаторы одного из первых в Советском союзе Вычислительных центров (Бухараев Р. Г. — второй слева). Источник: https://kpfu.ru/dis/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-departamenta
Организаторы одного из первых в Советском союзе Вычислительных центров (Бухараев Р. Г. — второй слева). Источник: https://kpfu.ru/dis/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-departamenta

Кроме исследований в области прикладной теории автоматов в СССР сложилась школа математиков, занимавшихся теорией автоматов, которая в основном сформировалась в Институте прикладной математики АН СССР (Москва) и МГУ и оказала существенное влияние на прикладную теорию автоматов и специалистов, работавших в этой области.

Лидером этой школы по сей день является О.Б. Лупанов, автореферат кандидатской диссертации которого занимает чуть больше одной страницы (на защиту выносилось доказательство асимптотической оценки сложности реализации произвольной булевой функции контактными схемами; при этом верхняя оценка, полученная К. Э. Шенноном, уменьшалась в два раза), а не печатный лист, как это бывает обычно.

Автор имел честь однажды беседовать с Олегом Борисовичем, и эта беседа запомнилась на всю жизнь. Встреча с ним без предварительной договоренности началась в 22−15 (!), а закончилась за полночь. Ей безуспешно пытался воспрепятствовать милиционер, стоявший на входе в высотку, который ссылался на то, что бюро пропусков давно закрыто. Это, однако, меня не смущало, так как Сталин учил нас, что «нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся, большевики». Мы с милиционером были трудящимися и не смели нарушить этот наказ, о котором, правда, до встречи со мной охранник не знал. Для подкрепления наказа уверенностью в том, что никуда не денусь, я предложил милиционеру на время моего похода к Лупанову забрать у меня паспорт, что он любезно и сделал…

Так я попал на территорию Лупанова. Когда он освободился, я попросил разрешение войти на минуточку и получил согласие. Мой научный руководитель — Валерий Леонидович Артюхов — когда слышал от меня такую просьбу, всегда ее комментировал так: «Еврейская минуточка — русский час». Возможно, Олег Борисович не знал этого, так как в еврейском вопросе на мехмате были проблемы, и предложил мне начать. В ходе моего рассказа один из крупнейших в области дискретной математики ученых мира, несмотря на то, что видел меня впервые (правда, моя первая книжка, которую я ему послал, стояла у него в шкафу, что несколько удивило его, когда я показал на нее), внимательно слушал и никуда, казалось бы, не торопился, а ведь дело было на Ленинских горах зимой, в мороз, и ему еще необходимо было добраться домой, притом что наша беседа его мало куда приближала.

Еще один интересный штрих. Однажды я сообщил Артюхову о юбилее Лупанова, и он предположил, что Олегу Борисовичу восемьдесят лет, а не всего пятьдесят, как было на самом деле, так как к тому времени Лупанов был широко известен уже долгие годы.

В эту школу входили также Яблонский С. В., Журавлев Ю. И., Чегис И. А., Потапов Ю. Г., Васильев Ю. Л., Коршунов А. Д., Фрейвалд Р. В., Мартынюк В. В., Шестопал Г. А., Медведев Ю. Т., Левенштейн В. И., Гаврилов Г. П., Кудрявцев В. Б., Алешин С. В., Подколзин А. С., Карпова Н. А., Храпченко В. М., Буевич В. А., Карацуба А. А., Кратко М. И., Редько В. Н., Кузнецов А. В., Сапоженко А. А., Субботовская Б. А. и др.

Кроме того, в Москве в это время работали такие известные ученые в области дискретной математики и искусственного интеллекта, как Адян А. С., Успенский В. А., Кронрод М. А., Адельсон-Вельский Г. М. и Ландис Е. М., АВЛ-деревья которых изучают во всем мире в курсе теории алгоритмов, Арлазаров В. Л., Усков А. В., Хачиян Л. Г., предложивший полиномиальный алгоритм в линейном программировании, Зарипов Р. Х. и др.

В Новосибирске области теории автоматов и дискретной математики работали Трахтенброт Б. А., Кобринский Н. Е., Ершов Ю. Л., Гладкий А. В., Кузьмин В. А., Глаголев В. В., Кратко М. И., Кричевский Р. Е., Евстигнеев В. А. и др.

В этой области в Риге работал Бардзинь Я. М., а в Казани — Нигматуллин Р. Г.

В Ленинграде исследования по математической логике выполняли Шанин Н. А., Матиясевич Ю. В., решивший десятую проблему Гильберта, Маслов С. Ю., Слисенко А. О., Цейтин Г. С., а по теории автоматов — Нечипорук Э. И., Лунц А.Г.

Исследования по теории автоматов проводились в СССР параллельно с созданием практического и теоретического программирования. В его становлении принимали участие такие ученые, как Абрамов А. А., Брудно А. Л., Янов Ю. И., Ершов А. П., Иванников В. П. (главный редактор журнала «Программирование»), Шура-Бура М.Р., Подловченко Р. И., Кулагина О. С., Лавров С. С., Задыхайло И. Б., Любимский Э. З., Люстерник Л. А., Камынин С. С., Калужнин Л. А., Мартынюк В. В., Трифонов Н. П., Жоголев Е. А., Курочкин В. М., Турчин В. Ф., Шестаков В. И., Штаркман В. С., Ющенко Е. Л., Королюк В. С., Агафонов В. Н., Поттосин И. В., Касьянов В. Н., Непомнящий В. А., Котов В. Е., Сабельфельд В. К., Нариньяни А. С., Вальковский В. А. и др.

БЭСМ-6 в экспозиции Музея науки в Лондоне. Источник: https://commons.wikimedia.org
БЭСМ-6 в экспозиции Музея науки в Лондоне. Источник: https://commons.wikimedia.org

Работы по теории автоматов и программированию косвенно и впрямую использовались при создании отечественной вычислительной техники, некоторые образцы которой (например, машины М-10 и БЭСМ-6) не уступали, а во многом и превосходили зарубежные аналоги. Это, в первую очередь, касалось закрытой тематики, так как в противном случае СССР не мог бы обеспечить оборонный паритет. Среди создателей отечественной вычислительной техники следует отметить таких выдающихся конструкторов, как Лебедев С. А., Брук И. С., Рамеев Б. И. (доктор технических наук без высшего образования), Бессонов Н. И. (выпускник ЛИТМО 1934 г.), Базилевский Ю. Я., Матюхин Н. Я., Брусенцов Н. П., Королев Л. Н., Карцев М. А., Бруевич Н. Г., Малиновский Б. Н., Бункин Б. В., Бурцев В. С., Мельников В. А., Бабаян Б. А. и др.

Теория автоматов, программирование и вычислительная техника развивались в рамках единого направления, названного Норбертом Винером «Кибернетика» (сегодня это «Информатика» или Computer Science), для которой также было характерно рассмотрение вопросов управления в живой природе. Этому посвятили свои исследования Тимофеев-Ресовский Н.В., Шмальгаузен И. И., Лурия А. Р., Гурфинкель В. С. и многие другие.

Роль Берга А. И., Гаазе-Рапопорта М.Г., Дородницына А. А., Котельникова В. А., Гнеденко Б. В., Бусленко Н. П., Добрушина Р. Л., Бонгарда М. М., Полетаева И. А., Китова А. И., Криницкого Н. А. в становлении кибернетики в СССР трудно переоценить.

Многие из перечисленных выше специалистов являются крупными учеными мирового уровня, но кроме них развитию кибернетики в нашей стране помогали такие титаны науки, как Канторович Л. В., Келдыш М. В., Лаврентьев М. А., Соболев С. Л., Новиков П. С., Марков А. А. (младший), Гельфанд И. М., Мальцев А. И., Ляпунов А. А.

Несколько слов об Алексее Андреевиче Ляпунове (1911−1973 гг.), ученике Лузина Н. Н., внесшем большой вклад в становление теоретического программирования в мире.

«Для студентов кафедры вычислительной математики МГУ в 1952−53 учебном году Алексеем Андреевичем был прочитан небольшой по числу лекций (восемь!) курс под названием „Принципы программирования“. В процессе его чтения у лектора сформировалась система понятий, положенная в основу его операторного метода. Из него выросли затем и символические языки программирования, трансляторы (именуемые ранее программирующими программами) и теория схем программ. Алексей Андреевич начинал свой курс, когда программистов были единицы, а то немногое, что относилось к ЭВМ, было засекречено. Решению будущих фундаментальных проблем программирования очень помогло непосредственное знакомство Алексея Андреевича с первой отечественной вычислительной машиной, для чего ему пришлось съездить в Феофанию, что под Киевом: там она была создана под руководством С. А. Лебедева» (Р.И. Подловченко).

Кстати, как тесен мир: одно из книжных издательств попросило профессора МГУ Римму Ивановну Подловченко дать отзыв о план-проспекте книги «Теория автоматов в программировании», написанном мною в соавторстве с Н. И. Туккелем. Она отзыв дала, однако мы с Никитой книгу не написали, но зато потом были опубликованы следующие книги: Шалыто А. А. SWITCH-технология. Алгоритмизация и программирование задач логического управления. СПб.: Наука. 1998, 628 с., Шалыто А. А. Логическое управление. Методы аппаратной и программной реализации алгоритмов. СПб.: Наука. 2000, 780 с., Поликарпова Н. И., Шалыто А. А. Автоматное программирование. СПб.: Питер, 2009, 176 с. и Вельдер С. Э., Лукин М. А., Шалыто А. А., Яминов Б. Р. Верификация автоматных программ. СПб.: Наука, 2011, 242 с.

Продолжая обзор достижений А. А. Ляпунова, отметим прежде всего его работы по теории программирования. «Уже в ранний период развития программирования были осознаны трудности в создании больших программ без предварительного составления подходящей блок-схемы в терминах достаточно крупных операций. В 1953 г. Алексей Андреевич предложил метод предварительного описания программ при помощи операторных схем, который был ориентирован на четкое выделение основных операторов и на построение своеобразной алгебры преобразований программ. Этот метод благодаря алгебраической записи оказался значительно более удобным, чем применявшийся ранее метод блок-схем. Он стал основным средством автоматизации программирования и положен в основу развития идей советской школы программирования. В дальнейшем эти идеи углублялись и развивались как советскими (Ю.И. Янов, А.П. Ершов), так и зарубежными учеными. На этом пути было достигнуто лучшее понимание того, как можно преобразовывать схемы программ эквивалентным образом и оценивать получающуюся программу по виду ее логической схемы» (Б.А. Трахтенброт).

IEEE (The Institute of Electrical and Electronic Engineers) как международное сообщество существует уже более 100 лет. В 1946 г. в нем было основано структурное подразделение — Computer Society, которое объединяет сотни тысяч профессионалов, работающих в области компьютерной науки и индустрии: информатики, программирования, производства вычислительной техники и компьютерного бизнеса. Самая престижная награда этого общества — медаль Computer Pioneer — учреждена в 1981 г. Ее цель — признать и представить мировому сообществу тех выдающихся лиц, усилиями которых создавалась и развивалась сфера компьютерных технологий, при условии, что главный их вклад был сделан не менее 15-ти лет назад. Среди 55 лауреатов этой почетной награды можно назвать таких классиков информатики, как, например, Дж. Атанасов — за создание одной из первых электронных вычислительных машин, Н. Вирт (почетный доктор Университета ИТМО) — за разработку языка «Паскаль», Дж. Маккарти и М. Минский — за работы в области искусственного интеллекта, Э. Кодд — за создание реляционной модели данных.

В этом списке (во многом из-за железного занавеса) не было советских ученых. В 1996 г., в пятидесятилетний юбилей своего образования Общество приложило максимальные усилия, чтобы восстановить историческую справедливость, и наградила медалями Computer Pioneer В.М. Глушкова, С. А. Лебедева и А. А. Ляпунова — за заслуги в создании основ вычислительной техники и программирования.

В заключение отметим, что перечисленная выше «компания» была ничуть не слабее соответствующей западной, во многом создавшей Computer Science. Просто нашим «немного» не повезло!

Медаль Computer Pioneer. Источник: http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/2142/gallery.phtml
Медаль Computer Pioneer. Источник: http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/2142/gallery.phtml

Кроме того, обидно, что становление теории автоматов и теории программирования происходило в доинтернетовскую эпоху, что практически исключало полученные в этих областях результаты из сферы интересов отечественной молодежи, для которой Интернет является чуть ли не единственным источником знаний. Хотя указанная тенденция еще охватила не весь мир: например, библиотека Кембриджского университета выписывает 55 000 журналов (!) и их, наверное, читают («Известия», 19.04.2002 г.).

И последнее. Часто можно слышать мнение, что в инфантилизме молодежи надо винить нас, в чем, видимо, есть доля правды. Однако в их инфантилизме я сильно сомневаюсь, так как большинство из них легко пройдут тест на его отсутствие: различат, что в качестве зарплаты им дали, например, 700 рублей, а не 700 долларов. Так что инфантилизм, если он у них и есть, весьма избирательный.

Кстати, есть еще тест «покруче»: «Свету ли провалиться иль мне чаю не пить?» (Ф.М. Достоевский).

Хочется верить, что если предыдущие поколения ученых в области информатики добились весьма многого, то и нынешняя молодежь, которая не менее талантлива, если захочет, может добиться еще большего. Стоит только захотеть, ведь не зря говорят, что «человек способен сделать все то, что он может, а еще и все то, что захочет».

И вновь наступит время, когда «Академия наук будет казаться какой-то недосягаемой для простых смертных вершиной, простое пребывание на которой является чем-то невероятным» (Н.Я. Матюхин, студент, а в дальнейшем член-корреспондент АН СССР). Кстати, Российская Академия наук со времен Екатерины I была явлением уникальным, так как ни в одной стране мира нельзя было за деньги заниматься только наукой, не занимаясь, например, преподаванием. Это привело к крупной «утечке умов» из Западной Европы, и в Россию на долгие годы приехали работать Л. Эйлер (похоронен в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга), Д. Бернулли, Х. Гольдбах и многие другие крупные ученые.

P.S. Сначала этот текст был опубликован на моем сайте. Затем его вторая редакция была опубликована в «Виртуальном компьютерном музее». После этого текст опубликовали в журнале «Информационно-управляющие системы». 2003. № 1, с. 52−56.

Некоторые цитаты, использованные в настоящей работе, заимствованы из книг: «Очерки истории информатики в России» (составители Д. А. Поспелов, Я.И. Фет). Новосибирск, 1998 г., «Информатика: энциклопедический словарь для начинающих» (под редакцией Д. А. Поспелова, М.: Педагогика-Пресс, 1994), Кронрод А. С. «Беседы о программировании». (М.: УРСС, 2001), и Частиков А. П. «Архитекторы компьютерного мира» (СПб.: БХВ-Петербург, 2002).

Мой текст упомянут в статье «Михаил Александрович Гаврилов (к 100-летию. со дня рождения)», опубликованной в журнале «Проблемы управления». 2003. № 4, с. 67−72: «О Школе как явлении в научной жизни Михаила Александровича и всех „школьников“ написан ряд интересных статей Д.А. Поспеловым, О.П. Кузнецовым и А.А. Шалыто». В очень хорошей компании упоминаюсь!

Приведу названия работ Кузнецова и Поспелова: Кузнецов О. П. Гавриловские школы: жизнь после смерти // Новости искусственного интеллекта. 1996. № 2, с. 88−92. Поспелов Д. А. Школы МАГа // Новости искусственного интеллекта. 1997. № 3, с. 80−129. Эти статьи опубликованы также в книгах «История информатики в Росcии: ученые и их школы». М.: Наука, 2003 и «Хрестоматия по истории информатики». Новосибирск. Изд-во «ГЭО». 2014.

На эту же тему классно написал Л.Я. Розенблюм.

Более чем через десять лет эта статья была переведена на английский язык профессором R. Stankovic и вошла в качестве главы в книгу Stankovic R., Astola J., Shalyto A., Strukov A. Reprints from the Early Days of Information Sciences. Early Work in Switching Theory and Logic Design in USSR. Tampere International Center for Signal Processing, Tampere. 2016. 80 p.

Stankovic R., Astola J., Shalyto A., Strukov A. Reprints from the Early Days of Information Sciences. Early Work in Switching Theory and Logic Design in USSR.
Stankovic R., Astola J., Shalyto A., Strukov A. Reprints from the Early Days of Information Sciences. Early Work in Switching Theory and Logic Design in USSR.

Вот, что в свое время написал А. Струкову профессор R. Stankovic: «Статья „У нас была Великая эпоха!“ профессора А. Шалыто была представлена мне профессором Наумом Айзенбергом, который был моим очень хорошим другом и поддерживал меня в работе. Я сейчас в контакте с его сыном Игорем. Большое спасибо за то, что Вы мне прислали ссылки на эту статью. Я читал с большим интересом и был очень рад видеть имена нескольких моих друзей и коллег, с которыми я работал, в том числе профессора Владимира Малюгина, Владимира Шмерко, Светланы Янушкевич и Елены Зайцевой. Также я был очень рад увидеть имена нескольких специалистов, с которыми имел удовольствие познакомиться на некоторых конференциях или в Институте проблем управления — А. Вейц, П. Пархоменко, М. Кишиневский, И. Поттосин, А. Закревский, В. Лазарев, В. Выхованец. Я согласен с комментариями профессора Шалыто о том, что молодое поколение просто не понимает или не видит важности изучения способа мышления, который привел к важным открытиям в этой области. Я также согласен, что западное господство над Интернетом уводит в тень вклад многих ученых, в том числе и из бывшего СССР, и сосредотачивается на работе других авторов. Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания профессору Шалыто». (Radomir Stankovic, radomir.stankovic@gmail.com).

В «Виртуальном компьютерном музее» указанная книга была опубликована по ссылке. Там же была опубликована и статья на эту тему, подготовленная к Reed-Muller-семинару: Shalyto A., Stankovic R., Astola J., Strukov A. Early Work in Switching Theory and Logic Design of Gavrilov Sсhool in former Soviet Union / Record Reed-Muller workshop. Novi Sad, Serbia, 2017, pp. 93−102. Текст этой статьи приведен здесь.

Профессор факультета информационных технологий и программирования