Участниками программы BRIDGE являются несколько вузов Скандинавии и Северо-Запада России. Среди них ― Арктический университет Норвегии, Лапландский университет прикладных наук, Мурманский арктический государственный университет, Петрозаводский государственный университет и Университет ИТМО. Программа финансируется Европейским Союзом, Финляндией, Норвегией, Российской Федерацией и Швецией.
В фокусе проекта — работа над реальными кейсами малых и средних предприятий, заинтересованных в выходе на международный рынок. На финальной, шестой сессии команды студентов в течение месяца решали задачи восьми компаний. Причем сферы их деятельности были разными: от школы флористов и туристического агентства для молодежи до софтверной и геоаналитической компаний. Разнообразны были и сами кейсы — например, студентам предлагалось разработать маркетинговые стратегии для выхода на международные рынки, подготовить открытый урок для преподавателей, разработать продукт или продвигать шоу дронов.
Как рассказывает руководитель проекта, заместитель декана ФТМИ Татьяна Токарева, компании искались через партнеров университета, Технопарк ИТМО и личные связи. И хотя четких критериев отбора не было, организаторы старались отдавать предпочтение малому и среднему бизнесу.
«В приоритете у нас были компании из Северо-Западного региона, но на самом деле мы не ограничились только им. Например, у нас есть представители из Екатеринбурга. Мы рассматривали как крупный, так средний и малый бизнес, уделяя особое внимание последним. Нам было важно, чтобы решения, которые создадут студенты, активно внедрялись, помогали развитию этих бизнесов. Крупные компании очень ответственно подходят к работе со студентами, но внедрение чего-то нового в них происходит медленнее», — объясняет Татьяна Токарева.
Единственная очная неделя мероприятия включала знакомство ребят друг с другом и с представителями компаний. Также для студентов провели три лекции: начальник управления по развитию проектной деятельности ИТМО Игорь Куприенко рассказал о проектном управлении, о методологии форсайта поведала бывший директор центра научно-технологического форсайта ИТМО Наталья Луковникова, а декан ФТМИ Антон Гопка провел занятие по инновационному предпринимательству, на котором особенно подробно рассказал о привлечении финансирования.
Все команды были смешанными. Менторам и кураторам было важно собрать максимально мультидисциплинарные группы, в которых каждый из участников может проявить свои самые сильные стороны и внести личный вклад.
«Мы старались собрать команды так, чтобы они были максимально мультикомпетентными: чтобы были и инженеры, и маркетологи, и экономисты. И еще одной нашей задачей было привлекать к этому проекту ребят со всех факультетов ИТМО. Ведь важно, чтобы каждый привносил в проект свои компетенции и, в свою очередь, получал новые навыки, которые ему необходимы», — добавляет Татьяна Токарева.
Для студентов участие в проекте стало возможностью не только получить новые навыки и опыт работы над реальными кейсами, но и обзавестись контактами и даже трудоустроиться.
«Смысл этого проекта в том, чтобы ввести в университетах проектно-ориентированное обучение, которое идет напрямую от работодателей. Чтобы студенты, еще обучаясь, уже предоставляли услуги реальным компаниям. Предпринимателям это тоже очень интересно, потому что кадровый голод никто не отменял. В конечном счете все это повышает востребованность наших выпускников и помогает им трудоустроиться — ведь у них уже есть понимание корпоративной культуры, задач, есть налаженный контакт с компаниями и даже совместные разработки», — отмечает ментор проекта Игорь Куприенко, начальник управления по развитию проектной деятельности ИТМО.
Он добавляет, что методы, которые используются в BRIDGE, отвечают принципам проектного обучения, которое развивается в ИТМО последние несколько лет. При таком подходе студенты не просто изучают набор определенных дисциплин, а учатся использовать полученные знания, решать конкретные рабочие задачи и защищать свои решения. Например, для отработки навыков презентации была организована финальная защита проектов перед комиссией, куда вошли менторы — преподаватели из всех вузов-партнеров — и сами «комиссионеры», то есть держатели бизнес-кейсов.
По итогам выступлений были выбраны три студенческие команды, чьи решения оказались наиболее интересными и перспективными. Первое место заняла команда, работавшая над заданием от компании Teachingame — студентам нужно было предложить новые, увлекательные методики преподавания и разработать открытый урок с использованием цифровых инструментов.
Второе место жюри присудило команде, работавшей над стратегией продвижения туров в Россию для студентов из Скандинавских стран и Балтийского региона. Третье место разделили рабочие группы кейсов Geoscan Group (задание — продвижение шоу дронов) и Cofium (маркет ресторанной еды).
Корреспондент ITMO.NEWS поговорил со студентами ИТМО о том, что полезного удалось вынести из участия в проекте и как они планируют использовать полученные навыки дальше.
Александра Имекова
2 курс факультета технологического менеджмента и инноваций, образовательная программа «Бизнес-информатика»
― Мне в целом интересно участвовать в проектах, ведь это возможность реализовывать свои идеи, проводить исследования и придумывать неклассические решения повседневных вопросов. Самое главное для меня — найти практическое применение моих мыслей.
Также меня всегда интересовало образование и связанные с этой темой проблемы. Я родилась и училась в Улан-Удэ, ездила на обучение в Германию, училась офлайн и онлайн. Школу я заканчивала онлайн, при этом мне было сложно внимательно слушать материал в Zoom, было непросто взаимодействовать с преподавателями через интернет. Уверена, что с этим знаком каждый. Сейчас сложно удержать внимание студентов и преподнести материал дистанционно.
Используя свой опыт, я хочу помочь сделать образование интереснее для большого количества людей. Поэтому когда нужно было определиться с кейсом, я без раздумий выбрала задачу от Teachingame. Нашей команде необходимо было придумать инструмент, который сделает обучение более увлекательным. Для этого мы проводили исследование среди студентов и преподавателей регионов Баренцева моря (Финляндия, Норвегия, Швеция, Россия), в целом студентов всего мира.
В итоге, проанализировав ситуацию, мы составили список идей, которые мы показали представителям Teachingame. После встречи мы остановились на двух продуктах, которые и стали готовить вместе в команде. Мы подготовили крутые прототипы: Soft skills игру и сценарий урока, который позволяет взаимодействовать студентами и применять практические навыки в обучении.
Я очень рада, что приняла участие в программе BRIDGE. Особенно мне запомнилась очная неделя лекций в ИТМО, когда приехали ребята из других городов. Мы встретились с командой, познакомились с другими участниками, подружились. Спикеры на курсе были классные. Мне очень понравилась легкая рабочая атмосфера на протяжении всего времени.
Дарья Лоза
2 курс Института международного развития и партнерства ИТМО, образовательная программа «Анализ культурных данных и визуализация»
― Принять участие в проекте я решила, когда увидела в списках компанию Geoscan. По первому образованию я географ, и была наслышана об этой компании еще во время обучения в бакалавриате. Кроме того, мне показался интересным их кейс с шоу дронов. Это близко моей специальности, где мы переводим культурные данных в современный формат. Шоу дронов, как мне кажется, — один из таких возможных форматов, наряду с VR-выставками и AR-маршрутами. Мне хотелось узнать, как обстоят дела в сфере производства и использования дронов, основные тренды и сложности в индустрии, ну и, конечно, я хотела поработать над реальной бизнес-задачей. А ещё — получить опыт участия в международном проекте.
Кейс, над которым мы работали, посвящен продвижению шоу дронов на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Кроме того, что меня заинтересовал сам формат шоу и компания, мне также было интересно поработать с рынком Ближнего Востока, так как моя бакалаврская работа была посвящена теории межкультурной коммуникации.
Основной нашей задачей было собрать контакты возможных партнеров и разработать стратегию продвижения, учитывая сложности индустрии, например трудности с транспортировкой и регистрацией дронов, а также поиском необходимых площадок для шоу с минимальным шумовым, световым и электромагнитным загрязнением. Мы собрали необходимый стек контактов главных игроков индустрии и возможных партнеров в сфере развлечений и медиа. В основу стратегии продвижения мы заложили идею франшизы, которая позволит постоянно базироваться в целевых странах и избежать проблем с перевозкой и поиском подходящих площадок.
Наши пакеты будут содержать различные виды шоу: от предложения руки и сердца до объявления о смене логотипа компании. При разработке стратегии франшизы мы опирались на тренды в индустрии. Один из них — это безопасность. Наша стратегия предполагает набор постоянных площадок в каждой локации с системой регулярных проверок — это нужно, чтобы избежать сбоев в работе шоу.
У меня была замечательная команда — все ребята из разных регионов и зарубежных вузов. Именно это позволило нам работать слаженно и находить интересные решения. Я много узнала об управлении командой и о зарубежной традиции сотрудничества. Также я погрузилась в тему продвижения услуг и сферу производства дронов, что было достаточно интересно. Я особенно рада удачной кооперации с Geoscan и тем, что они высоко оценили наше решение.
Илья Чапышев
4 курс факультета систем управления и робототехники, образовательная программа «Интеллектуальная робототехника»
― На третьем курсе я понял, что робототехника ― все-таки не моя стихия. Поэтому параллельно я погружаюсь в тему стартапов — сам постоянно тестирую гипотезы, идеи, запускаю MVP. И именно эти интересы определили мое участие в проекте BRIDGE.
Мы с командой работали с Arcadia — международной компанией по разработке программного обеспечения на заказ. Я выбрал этот кейс потому, что это B2B проект — я с такими никогда не работал и хотел понять, как там всё устроено. Задание заключалось в том, чтобы сделать маркетинговую стратегию для выхода на рынок северных стран. И на самом деле оно состоит из многих компонентов: нужно составить портрет целевой аудитории, найти новые каналы продвижения, разработать коммерческое предложение и так далее.
Впечатления от программы остались только положительные: я попрактиковал английский и познакомился с классными ребятами.