Цель проектной школы и конкурса — привлечь внимание к науке Петербурга и вместе с дизайнерами и художниками создать сувениры, которые смогут стать символами города — наравне со сфинксами, Исаакиевским собором и Бродским — и появиться на полках «Подписных изданий», «Буквоеда» и других знаковых мест Северной столицы.

Участников школы познакомили с историями ученых Петербурга, а также помогли разработать идеи новых символов города. Конкурсанты могли выбрать свое направление, либо работать с предложенными:

  • «Иван Петрович Павлов»,
  • «Инженеры Петербурга»,
  • «Научный Петербург»,
  • «Открыто/изобретено в Петербурге»,
  • «Николай Иванович Вавилов»,
  • «Колыбель физики // физики Петербурга»,
  • «IT Петербурга // программисты из Петербурга»,
  • «Нобелиаты».

Среди представленных работ — мерч с рукописными цитатами петербургских нобелиатов, кубик Рубика с таблицей Менделеева, научный алфавит и серия постеров с яркими образами, связанными с Павловым, Вавиловым, Ковалевской, Мечниковым и другими легендами петербургской науки.

В конкурсе могли участвовать совершеннолетние студенты вузов, колледжей и техникумов, а также выпускники, окончившие вуз не более трех лет назад. Всего организаторы получили 33 заявки на участие, отбор прошли 20 человек, а до финала дошли 8 участников. Работы представили молодые дизайнеры и художники из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга.

«В рамках нашего большого проекта "Научный Петербург" мы хотели рассказать жителям и гостям Петербурга об истории города с научной точки зрения. Идею поддержал Фонд поддержки молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который проводит федеральный конкурс для молодых дизайнеров "Дизайн молодых". Так появилась совместная проектная школа научных сувениров. Научные коммуникаторы ИТМО подготовили мудборды для каждой номинации, а дизайнеры прорабатывали свои решения под руководством ментора. Наши участники постарались посмотреть на сувениры не только как на подарки, но и образовательные инструменты, которые могут рассказать истории о выдающихся изобретателях и их открытиях, вдохновить новое поколение ученых и инженеров», — рассказала куратор школы, ведущий специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации ИТМО Валерия Прокуратова.

«Научный Петербург» — научно-популярный проект про город, в котором наука и исследователи играют особую роль. Его организовал Центр научной коммуникации ИТМО при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Наука, которая цепляет

Победителем проектной школы стала выпускница академии А.Л. Штиглица Полина Дюбкова. Она разработала дизайн сувенирной продукции «Научный Петербург» — логотипы, которые ассоциируются с учеными Петербурга (Иваном Павловым, Владимиром Котельниковым и Николаем Вавиловым), а также продукцию на их основе: плакаты, шоперы, значки. Она также предложила «химический» кубик Рубика и бренидрованную серию наборов для выращивания растений в домашних условиях с отсылками к наследию Николая Вавилова.

Целевая аудитория проекта — туристы и жители города, которые интересуются наукой, но не связаны с ней в повседневной жизни.

«Многим научная среда представляется закрытым, отдаленным сообществом, о котором мало что известно. Я решила создать серию плакатов и сувениров, которые смогли бы доступно рассказать жителям и гостям города об ученых из Петербурга, и, возможно, вызвать интерес у детей и подростков. Ключевой элемент проекта — сочетание ярких и простых рисунков с фотографиями из жизни ученых. Такие изображения понятны всем и привлекают внимания, заставляют задержать взгляд и узнать больше», — рассказала Полина Дюбкова.

Проект Полины Дюбковой. Фото предоставлено организаторами

Проект Полины Дюбковой. Фото предоставлено организаторами

Научный алфавит

Призером в категории креативной номинации признали выпускницу Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета (ЮФУ), графического дизайнера Марию Лазаренко. Эта номинация посвящена созданию сувениров на необычных носителях, которые редко встретишь в сувенирных лавках.

По задумке конкурсантки, всю науку объединяют язык и буквы — поэтому Мария разработала и представила собственный научный «алфавит» Петербурга. Он представляет собой типографику для восьми научных направлений: «Инженеры Петербурга», «Физики Петербурга», «Открыто в Петербурге», «И.П. Павлов», «IT Петербурга», «Н.И. Вавилов», «Научный Петербург», «Нобелиаты». Стилизованный алфавит участница предлагает использовать в сувенирной продукции.

Также Мария Лазаренко разработала алфавитную коллекцию познавательных карточек с буквами для разных научных направлений и придумала отрывные календари, которые содержат описание событий, связанных с наукой Петербурга.

«В конкурсе "Дизайн Молодых", в рамках которого проходит школа научного сувенира, я участвую уже во второй раз: в прошлом году я создавала мерч для “Благотворительного фонда ВТБ-Страна» и заняла третье место. Мне понравилось, что в конкурсе дают задания от реальных заказчиков — это позволяет начинающим дизайнерам получить опыт работы с крупными компаниями и организациями. В будущем я бы хотела выпустить свою линейку сувениров, в которую бы вошли предметы одежды, необычные элементы канцелярии и стикерпаки», — подчеркнула Мария Лазаренко.

Проект Марии Лазаренко. Фото предоставлено организаторами

Проект Марии Лазаренко. Фото предоставлено организаторами

С победителями и финалистами конкурса организаторы остаются на связи, конкурсные заявки будет предложено доработать с учетом специфики разных носителей. В Центре научной коммуникации подчеркивают, что проект и его результаты уже вызвали интерес у партнеров, а значит инициатива будет продолжена. Работы победителей вживую можно будет также увидеть на выставке в Академии Штиглица, которая пройдет в декабре.