Ты училась в магистратуре по программе двойного диплома между Университетом ИТМО и университетом ENS de Cachan (Франция). Расскажи, как был выстроен образовательный процесс в обоих вузах?
Первый год обучения проходил в Университете ИТМО, он включал в себя курс лекций и практических занятий, которые дали фундаментальные теоретические знания и практические навыки для успешного освоения дисциплин. Отдельно хотелось бы отметить высокий уровень практической подготовки на кафедре инженерной фотоники. Помимо лабораторных работ, у нас была возможность заниматься одним из исследований, которые проводились на кафедре. Моя работа была связана с изучением влияния золотых наночастиц на процесс инициирования полимеризации для создания композиционных материалов фотоники, полученных методом голографической записи. Второй год обучения проходил во Франции, в университете ENS de Cachan. Во Франции студент сам выбирает курсы для изучения в рамках программы – в этом и состоит существенное отличие двух подходов в образовании. Комплексность совместной образовательной программы MONABIPHOT в том, что дисциплины в ENS de Cachan неразрывно связаны с дисциплинами Университета ИТМО, таким образом они продолжают и дополняют друг друга. Список дисциплин достаточно широкий: начиная от фундаментальных естественнонаучных и заканчивая более специализированными – нелинейной оптикой, нанофотоникой, биосенсорными технологиями, микрофлюидикой и другими. Наиболее интересными, на мой взгляд, были нанофотоника, взаимодействие света с веществом (light-matter interaction) и микрофлюидика, которые также стали хорошей возможностью понять, в каком направлении я хочу развиваться дальше.
Очень важный вопрос, который больше всего волнует студентов при подаче на совместную образовательную программу, – финансирование. Как ты его решила?
Существует ряд французских грантов, на сайте MONABIPHOT представлены несколько из них. Стипендия составляет 1000 евро в месяц, что полностью покрывает расходы на жилье, транспорт, питание. Безусловно, наличие научных публикаций и конференций в большей степени способствуют получению стипендии. Но при этом, исходя из моего опыта жизни во Франции, стоит также сказать, что правильность заполнения заявки и полный комплект документов — это уже половина успеха.
Как ты приняла решение после магистратуры отправиться в аспирантуру во Франции?
Как и в любой другой магистратуре, во Франции прохождение стажировки в лаборатории и написание диплома в процессе обучения являются обязательными. Свою магистерскую стажировку я проходила в лаборатории LSI в университете Ecole Polytechnique. Информацию о проекте я нашла на сайте лаборатории, написала руководителю проекта, приложив резюме. Написала, что заинтересована темой и хотела бы обсудить, есть ли возможность попасть в исследовательскую группу в качестве стажера. Спустя некоторое время, мне ответили, что моя кандидатура была одобрена лабораторией и в скором времени я могу приступать к работе. Так я нашла лабораторию, где начала работать как студент-магистрант и продолжила в дальнейшем свое обучение, но уже в качестве аспиранта.
Насколько обучение по программе двойного диплома в магистратуре подготовило тебя к дальнейшему обучению во Франции?
Двойные программы – это очень хорошая вещь, на мой взгляд, потому что образовательная программа в родном вузе готовит к тому, что тебя ожидает за рубежом. В качестве примера расскажу историю. В ENS de Cachan на курс по нанофотонике приходила не только наша группа, но и ребята из других университетов, которые учились на двухгодичной магистерской программе, то есть не имели предварительной подготовки в своих вузах. Им было тяжело усваивать весь материал, хотя для меня, например, принципиально нового было мало (я уже имела представление об основных квантовомеханических задачах и способах изготовления нанофотонных устройств). Поэтому некоторые ребята перестали посещать занятия и были вынуждены искать другую дисциплину взамен. В этом есть ценность двойной программы, она позволяет с легкостью влиться на начальном этапе в образовательный процесс в иностранном вузе.
Ребята, которые ездят по обмену на семестр или год, говорят об отличиях образовательных систем. Какими навыками надо обладать, чтобы максимально быстро влиться в образовательный процесс?
Здесь стоит разделять французскую и международную программы. Я обучалась на международной, поэтому знаю только о ней. Для того чтобы максимально успешно влиться в образовательный процесс, самый главный навык, на мой взгляд, это хороший уровень владения английским. Он необходим не только для общения внутри группы, для усвоения лекционного материала, но и для выполнения ряда административных процедур, особенно в самом начале обучения. Безусловно, для последнего знание французского будет полезнее, так что если вы знаете и его, то жизнь во Франции станет в разы легче.
Расскажи подробнее про свою аспирантскую программу? Как построен образовательный процесс? Над какими проектами ты работаешь?
Аспирантура во Франции рассчитана на три года. На этот период с вузом заключается рабочий контракт и в течение всего периода времени аспирант получает зарплату. Отвечая на вопрос, моя исследовательская работа посвящена созданию функционализированных мембранных электродов, полученных методом трекового травления для анализа тяжелых металлов в воде (свинец, ртуть и т.д.). Проект создан на стыке физики и химии, имеет прикладное применение в экологии в качестве сенсора для контроля качества воды.
Значительное отличие французской аспирантуры от российской состоит в том, что аспирант самостоятельно выбирает дисциплины, которые он хотел бы посещать, при этом сдача экзаменов не обязательна. В этот список входят как научные, так и «ненаучные» предметы. Например, курс французского языка, проводимый университетом, входит в группу «ненаучных» предметов. Научные студент ищет самостоятельно, они могут быть как на базе университета, так и за его пределами.
Насколько у тебя загруженный график?
В магистратуре занятия были пять дней в неделю, но расписание было индивидуальным для каждого студента. В аспирантуре рабочий график не регламентирован, но, согласно рабочему контракту, составляет восемь часов в день. Поскольку я занимаюсь экспериментальной работой, то каждый день нахожусь в вузе восемь часов, а иногда и больше.
На что обратить особое внимание при подготовке документов? Какие есть подводные камни? Часто говорят про бюрократию во Франции, столкнулась ли ты с ней?
Бюрократические сложности во Франции действительно могут возникнуть. Был случай, когда у студента, одного из моих знакомых, на последнем году обучения в аспирантуре не было медицинской страховки. Поэтому для получения необходимых документов приходится проявить усердие.
Правила подачи заявки на финансирование всегда четко прописаны на сайте или в прилагаемом документе. При любых вопросах следует обращаться к координаторам программы, которые помогут со всеми затруднениями.
Чем отличалась твоя подготовка к образованию за рубежом в магистратуре и аспирантуре? Как ты получала финансирование во второй раз?
При подаче заявки на финансирование PhD-проекта я готовила пакет документов согласно списку, доступному на сайте Paris Saclay. Как уже было отмечено, процесс отбора кандидатов на получение гранта был трехступенчатым. Первая ступень – заполнение и подача заявки с приложением всех документов. В случае прохождения первого этапа кандидат приглашается на второй тур отбора – презентацию исследовательского проекта перед членами жюри. На основании решения членов жюри и принимающей лаборатории выносится заключительное решение о финансировании кандидата. Процесс рассмотрения занимает несколько месяцев, поэтому для увеличения шансов лучше подавать документы на несколько грантов сразу.
Многие не знают, к кому обратиться за помощью при составлении мотивационного письма, – одного из самых важных документов. Как правильно его составить?
Я составляла мотивационное письмо самостоятельно, на основе прочитанных рекомендаций в интернете. Успех в получении финансирования в том числе зависит от правильности заполненной информации в заявке. Что касается мотивационного письма, то оно должно быть четко структурированным и логически обоснованным. В письме стоит описать программу, свой практический опыт и, самое важное, как эта программа поможет кандидату в профессиональном росте.
Есть ли у студента возможность подрабатывать во время обучения во Франции?
В магистратуре возможность дополнительного заработка зависит от того, получил ли студент финансирование. Стандартная стипендия составляет 1000 евро, этого достаточно для покрытия всех расходов. Университет предоставляет общежитие, стоимость которого не превышают половины размера стипендии. Если нет финансирования или иной материальной поддержки, студенты вынуждены работать. Это бывает редко и очень сильно сказывается на успеваемости из-за нехватки времени. В аспирантуре возможности дополнительного заработка нет, кроме того, который предусмотрен рабочим контрактом.
Какие места лучше выбирать – центральные города или студенческие городки?
Прямой корреляции между городом, в котором находится университет, и самим университетом, на мой взгляд, нет. Поэтому правильнее ставить вопрос относительно кафедры или лаборатории, куда хочешь попасть, а не города. Хорошие университеты могут быть как в больших, так и в маленьких городах.
Что ты планируешь делать после завершения аспирантуры во Франции? Насколько реально остаться и продолжить работу там?
Остаться во Франции вполне реально. Главное понять, что ты хочешь делать в дальнейшем: остаться в науке или обратиться к прикладной сфере и уйти в индустрию. Оба варианта для иностранцев возможны, но для себя я пока точно не решила, задумываюсь о возвращении в Россию. Стоит отметить, что на этапе трудоустройства в компанию знание французского языка становится критически важным, поскольку большая часть сотрудников франкоговорящие, а клиентские базы нацелены на французских заказчиков.