Почему важно рассказывать про исследования и экспедиции в формате комиксов

Популяризация науки сегодня на гребне волны во многих странах. Помимо привычных форматов (например, научно-популярных видеоблогов и подкастов, Science Slam и «Науки в барах»), не так давно получил распространение научно-популярный комикс. В нашей стране эта ниша не занята, поэтому велика вероятность, что вас заметят.

Научно-популярный комикс — гибрид элитарной культуры научно-популярных статей и книг, которые создаются профессиональными учеными или журналистами, специализирующимися на определенной научной области, и низовой культуры комиксов, большинство из которых печатается на дешевой бумаге. Несмотря на то, что формат развивается активно во всем мире, сегодня он все еще регулярно встречает неприятие со стороны научного сообщества.

Редакция «Кота Шредингера» стала создавать научно-популярные комиксы с прошлого года (до этого команда долгое время выпускала лишь комикс про голого землекопа). Идеей команды стало внедрение в различные научные лаборатории, с представителями которых можно было бы рассказать в рисованном виде о том, какие исследования сейчас проходят. После нескольких удачных опытов команда решила выпустить целую книгу с набором научно-популярных комиксов — работа над ней ведется сейчас.

Комикс про голого землекопа от редакции журнала «Кот Шредингера». Источник: kot.sh
Комикс про голого землекопа от редакции журнала «Кот Шредингера». Источник: kot.sh

Все чаще научная история, выполненная в интересных рисунках, привлекает внимание аудитории потому, что раньше такого продукта не существовало в принципе. Сегодня необходимо, чтобы у ученых появилось понимание того, что надо пользоваться новыми каналами для донесения результатов своих исследований до аудитории. А научно-популярный комикс — формат, рассчитанный на максимально широкую аудиторию, — может им в этом помочь.

Как самостоятельное явление комикс становится все популярнее на постсовестком пространстве. На западе такой формат уже давно полюбился аудитории и стал целой культурой. Сегодня крупные российские издательства открывают отделы, цель которых — создавать научно-популярные комиксы (например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» перепечатывает зарубежные комиксы). Жажда продукта на рынке есть.

Метафора

При создании научно-популярного текста автору обычно приходится подбирать метафоры — художественный образ, описывающий сложные процессы и явления. В комиксе метафора тоже необходима, однако ее художник может изобразить, и тогда читателю не придется самостоятельно представлять написанное: всю работу за него выполняют создатели комикса. Метафора в комиксе может быть связана с известными героями массовой культуры или быть понятным сравнением, которое пресекается со сложным описываемым явлением по одинаковым признакам. В зависимости от задач метафор может быть множество. Под разный контекст подходят разные метафоры. Главное, чтобы образ был похож на явление по своим характеристикам.

Алена Лесняк
Алена Лесняк

Визуализация сложных процессов

В комиксах визуализация метафор всегда влечет за собой появление вымышленных персонажей. Наряду с реальными учеными такими же полноценными героями выступают кишечные палочки, бактериофаги, системы редактирования генома и другие изучаемые наукой предметы и явления. Метафора удачна тогда, когда считывается большим количеством людей. Иногда она может формироваться по созвучию, иногда по схожим параметрам предметов. При создании метафоры надо понимать, как именно она может сочетаться с культурным опытом большого количества людей.

Визуализация сложных процессов в комиксе и тексте отличается. Если в тексте описание сложного процесса может занять километр, то нарисовать нужно весело и емко. Читателю проще понимать процессы в виде конкретных образов. Даже если ребенок не поймет комикс, ему будет весело и интересно рассматривать его, что-то отложится, а взрослый поймет и посмеется.

Лекция Алены Лесняк в Университете ИТМО
Лекция Алены Лесняк в Университете ИТМО

Почему рассказ обычно скучнее комикса

Довольно часто основой для научно-популярного комикса становится дневник ученого. В своих дневниках исследователь раскрепощенно подходит к своему проекту и рассказывает как человек, который сидит с друзьями на кухне. Он забавляет присутствующих увлекательными историями, которые хочется слушать и представлять. При этом статьи и дневники из экспедиций пишутся по более консервативным законам, но могут стать отличной основой для комикса. Также в комиксе больше иронии и акцента на важных деталях, которые заставляют человека «залипать» на страницах.

Когда мы пишем текст про экспедицию, многие детали, вещи и события, которые происходили с исследователями, описываются крупными мазками, поэтому не всегда читатель может с легкостью представить описанное. Хороший писатель прописывает детали, которые могут рассказать про тонкие подробности и смешные моменты, насытить текст деталями. При создании рисунка история переходит из двухмерного в трехмерное пространство, поэтому контекстуальные детали становятся важными. Мелочи, которые привлекают внимание, делают комикс объемнее. 

Комикс живет по законам драмы

Перипетии сюжета, которые происходят с героями комикса, заставляют поддерживать динамику рассказа. Как и в тексте, в комиксе должна быть главная мысль, посыл, который, в свою очередь, должен подтверждаться аргументами, байками и иллюстрациями. Главная мысль развивается и насыщается конкретными деталями. Динамика и драматизм создаются тогда, когда есть ключевой персонаж и с ним что-то происходит: он оказывается в ситуации преодоления трудностей, появляются другие персонажи и внешние обстоятельства, которые позволяют герою разрешить или, наоборот, провалить дело. Трудностями для героя в сюжете может быть что угодно — не привезли реактивы вовремя, трудный перевал и другое. Главное — выдерживать динамику в сюжете. В комиксах драматизм еще более существенен, ведь в них в ограниченное количество кадров надо упаковать историю с завязкой, кульминацией и развязкой.

Байки и хохмы от ученых обретают образность и реальную оболочку

Как правило, сценарист запрашивает у ученого не только результаты его исследования, но и просит рассказать о внешних обстоятельствах, которые сопровождали научную работу или экспедицию. Довольно часто интересные повороты или реальные герои становятся героями рисованного рассказа, добавляя истории драматизма.

«Пасхалки»

«Пасхалками» называют секреты в компьютерной игре, фильме или программном обеспечении, заложенные создателями. В комиксе в качестве «пасхалок» выступают забавные детали, которые считываются зрителем благодаря культурному опыту (например, изображение играющих в покер бактерий — аллюзия на известную серию картин Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер»).

При наложении рисунков на дневник у сценаристов появляется возможность внедрить в историю «пасхалки», которые станут цеплять внимание читателя, развлекать, заставлять задуматься и напоминать смешные моменты. «Пасхалки», как правило, нацелены на конкретную аудиторию и в комиксе могут связываться между собой. «Пасхалки» имеют разную глубину для разных категорий: сложные для гиков или специалистов, легкие для всей аудитории. Если вы наполните комикс «пасхалками» разного уровня, он станет адаптивным для разных аудиторий: специалист посмеется над одним местом, любитель комиксов — над другим, ребенок над третьим, для всех найдется смешное.

Одна из картин Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер». Источник: bestpaintingsforsale.com
Одна из картин Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер». Источник: bestpaintingsforsale.com

В качестве «пасхалок» могут выступать отсылки к известным фильмам, мемам, реальным известным личностям или героям (например, кинематографическим персонажам), рекламе, клише и многое другое. 

Стилистика

Стилистика комикса — отдельный способ привлечь аудиторию. Кто-то работает в стилистике советской арт традиции, кто-то предпочитает изображать персонажей в виде диснеевских героев, кто-то предпочитает стилистику комиксов Marvel. Стилистика — еще одна ниточка, которая привязывает продукт к читателю.

Научная корректность

При создании комикса необходимо соблюдать четкую грань и понимать, над чем можно пошутить, превратив объект в метафору, а что нужно четко и корректно донести до читателя. Рисунки могут сопровождаться дополнительными пояснениями — схемами, карточками или картами, о которых рассказывает ученый. Сложные явления часто стоит изображать максимально четко, как в научных статьях. Чтобы соблюсти научную корректность, любые детали лучше уточнять у специалиста, который понимает в теме больше, чем создатель комикса. В междисциплинарных комиксах консультироваться со специалистом — необходимость.

Кто работает над созданием научно-популярного комикса

Все функции может выполнять один человек, в редакциях созданием комикса занимается команда.

Ученые рассказывают про суть исследования и внешние обстоятельства, в которых проходила работа — байки насыщают комикс драмой и интересными подробностями. Сценарист фиксирует эти моменты и внедряет в контекст.

Сценарист придумывает драму и вымышленный мир, метафоры. Главный этап — выбор персонажей. Именно от героев зависит история. На этом же этапе сценарист определяет, какие из научных явлений и процессов можно превратить в смешные образы, какие «пасхалки» можно внедрить в визуальное повествование, какие фразы использовать. Происходит конструирование мира с помощью культурного опыта.

Художник по подробному сценарию, где прописаны все детали, рисует сначала эскиз раскадровки, потом сам комикс. В некоторых случаях художнику направляют также референсы (подробные схемы, диаграммы, которые рассказывают о предмете или явлении достоверно).