О задачах летней школы
Тема «Популяризация географии» была выбрана для этой летней школы не случайно. Уже неоднократно в России проходила акция «Географический диктант», в рамках которой все желающие могут проверить свои знания в области географии. И, к сожалению, средняя оценка работ участников — это «удовлетворительно», сообщил специалист по сетевым проектам Русского географического общества Андрей Каторгин.
«Сегодня представления людей о географии такие, что это наука о местоположении рек, стран. Но география — это целый комплекс наук, в котором более двух десятков направлений. Географы работают в аэропортах — это транспортная география и метеорология, участвуют в работах при прокладке трубопроводов, занимаются изучением климата, исследуют ледники — география присутствует во многих сферах человеческой жизни, о чем мало кто знает. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы выйти из замкнутого круга специалистов-географов и распространить географические знания в широкие массы, показать, что это интересная наука, чтобы больше абитуриентов поступали на географические направления. Летняя школа — это одно из средств достижения этой цели. Мы хотим, чтобы ее участники получили новые знания о возможностях в области географии и научились интересно об этом рассказывать, чтобы весело и доступно популяризировать географию», — прокомментировал Андрей Каторгин.
География как наука подразделяется на четыре больших направления: теоретическая, физическая, социально-экономическая и военная. В каждом направлении есть много сфер, в которых можно работать: это научный поиск физико-географических закономерностей, изучение Земли и биосистем планеты, а также поведение общества и многие другие. С каждый годом в Фестивале Русского географического общества, который состоялся уже три раза, участников становится все больше, что показывает возрастающий интерес общества к этой науке. Актуальные и практиконаправленные вызовы в области географии обсуждались на международной конференции «Практическая география и вызовы XXI века», которая состоялась в июне в Москве при поддержке Института географии РАН и Международного географического союза.
«Конференция проходила три дня, и это показывает, что сегодня в России и в мире существует много вызовов в области географии, которые могут решать молодые географы и которые можно и нужно популяризировать. Летняя школа «География для всех» — это еще один инструмент вовлечения большего количества людей в актуальные вопросы географии», — сказала консультант Департамента экспертно-аналитической и проектной деятельности Русского географического общества Ольга Химченко.
В ходе Летней школы прошли встречи с директором Центра РГО в Сербии Миролюбом Милинчичем, президентом Ассоциации географов Греции Статисом Арапостатисом, главным редактором журнала «Наука и жизнь» Еленой Лозовской, главным редактором журнала «Вокруг Света» Сергеем Апресовым, советником президента РГО по информационной политике, телеведущей Анастасией Чернобровиной, режиссером фильма «Территория», сценаристом Александром Мельником и другими деятелями науки и культуры. Профессор кафедры физики Университета ИТМО Сергей Стафеев провел для участников Летней школы экскурсию в Музей оптики и прочитал научно-популярную лекцию.
Также популярный финский блогер Тимо Хамалайнен поделился опытом финляндских городов в том, как городские жители могут самостоятельно менять среду своего обитания, а научный коммуникатор Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Нина Садыкова рассказала о бердвотчинге — любительском наблюдении за птицами, которое является не только хобби, спортом и отдыхом на воздухе, но и помогает ученым следить за миграциями птиц.
Развитие сотрудничества Университета ИТМО и Русского географического общества
Вместе с Ниной Садыковой магистранты Университета ИТМО по направлению подготовки «Научная коммуникация» работают над концепцией мобильного приложения-определителя птиц, которым смогут пользоваться начинающие бердвотчеры на всей территории России. Сейчас в разработке у магистрантов несколько грантовых заявок по этому проекту, который также поможет сформировать экспертное сообщество не только в области бердвотчинга, но и популяризации биологии, географии в целом.
Организация Летней школы Русского географического общества в стенах Университета ИТМО — это шаг в направлении постоянного сотрудничества РГО и Центра научной коммуникации вуза, которое позволит привлечь еще больше экспертов не только к теме популяризации бердвотчинга, но и географии в целом. Так, в ближайшем будущем на базе вуза будет открыт Молодежный клуб Русского географического общества, благодаря чему студенты университета получат возможность общаться с экспертным сообществом российских географов.
«Казалось бы, это неочевидное сотрудничество, но только на первый взгляд. Мы с радостью откликнулись на предложение коллег стать соорганизаторами Летней школы. Наши магистранты заинтересованы в популяризации географических знаний, о чем говорит их интерес к проектам в сфере гражданской науки, экологии, популяризации национальных парков и заповедников, экологического туризма. Создаваемый Молодежный клуб РГО позволит наладить обмен контентом между нашими студентами и учеными в области географии, из чего также могут получиться несколько магистерских диссертаций. Даже на примере идеи цифрового определителя мы видим несколько потенциальных исследовательских инициатив: изучение сообщества любителей птиц, работа по изучению удобства интерфейсов приложений для этой сферы — все это рождает новые точки пересечения специалистов из разной сферы», — прокомментировала Дарья Денисова, заместитель директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО.
Она добавила, что у участников Летней школы РГО есть собственные научно-исследовательские проекты или проекты в области популяризации науки. В рамках Летней школы они поделились на группы и реализовали проекты по популяризации географии.
ITMO.NEWS расспросил некоторых участников школы о том, зачем они обучаются популяризации географических знаний, какие актуальные вызовы в области географии решают в своих исследованиях или практической работе. Всего на летнюю школу приехали 20 участников из разных регионов России, а также Казахстана, Белоруссии, Молдовы.
Владислав Зенченко, студент Тюменского индустриального университета
В своем вузе я являюсь участником и одним из организаторов студенческого научного общества арктических исследований «Arctic research community». Сфера моих интересов — арктический регион, проблематикой которого мы широко интересуемся в рамках нашего общества. Так как изучение региона и ведение исследовательских работ требует обширных географических знаний, то участие в летней школе РГО для меня — это большая возможность получить новые уникальные знания в области географии и в смежных науках. Также летняя школа РГО объединяет между собой молодых ученых из 14 регионов нашей страны, а также Беларуси, Молдовы, Казахстана и Польши, что является отличной возможностью для установления коммуникаций для дальнейшего сотрудничества между регионами.
Анастасия Евдокимова, студентка Географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета.
Я буду учителем географии. Наш факультет активно работает над популяризацией географии не только среди молодежи, но и других слоев населения. Мы организуем и проводим различные мероприятия, связанные с географией и сопутствующими науками. Как активный студент я помогаю факультету организовывать мероприятия, направленные на реализацию социально-значимой, туристско-краеведческой, проектной и исследовательской деятельности населения. Так, я помогаю организовывать, разрабатывать квесты и оценивать их участников, оцениваю проекты школьников, провожу географические мастер-классы, работаю волонтером на других мероприятиях. Также на факультете я принимаю участие в разработке нескольких научно-исследовательских проектов, например, «Экологические проблемы и территории опережающего развития Свердловской области».
Я уверена, что полученные знания, опыт и знакомства на Летней школе РГО помогут мне успешно продолжить обучение, развивать молодежный клуб Свердловского отделения РГО, популяризировать географию, а также будут крайне необходимы для будущей профессии. «Без географии вы нигде», гласит известное высказывание. Все мы используем знания географии каждый день, но не каждый знает, как география многогранна и интересна. И задача участников школы — донести эту мысль до общества.
Артем Пастухов, член регионального совета Ленинградского областного отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое Движение России», кандидат технических наук
Моя проектная общественная деятельность связана с популяризацией военно-мемориальных зон, памяти героического прошлого Родины и охраной окружающей среды. Мотивацией участия в летней школе РГО стала возможность познакомиться с интересными людьми, развить связи с Русским географическим обществом, узнать современные методики популяризации географии. По окончанию летней школы я планирую применить полученный опыт, знания и новые знакомства для реализации проекта-выставки, посвященной военно-мемориальным маршрутам Ленинградской области.
Так у меня уже наработан определенный материал по итогам экспедиции «Острова Победы», в которой я участвовал в 2015 году. Экспедиция проходила на внешних островах Финского залива — Гогланд и Соммерс. Проводилась экспедиция поисковым объединением «Северо-Запад» под эгидой Русского Географического общества и Поискового движения России. Во время экспедиций был собран огромный исторический материал, проведены поисковые работы, экологические акции, созданы предпосылки для создания туристических маршрутов, сделано огромное количество фотографий, которыми хотелось бы поделиться в формате фотовыставок в вузах и учреждениях истории и культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Екатерина Девятова, студентка Естественно-технологического факультета Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета
Я получаю образование эколога и с каждым годом все больше начинаю замечать, что знания людей по некоторым вопросам географии, экологии в частности далеки от истины или же их просто нет. А так как мир постоянно развивается (и все знать невозможно), то верным выходом из данной ситуации является популяризация знаний — просто о сложном. Школа РГО объединяет единомышленников. Мы перенимаем опыт, расширяется круг знакомств, а самое главное, создаем проект, направленный на популяризацию географии.
К сожалению, в представлении большинства людей географы работают лишь учителями в школах, а экологи занимаются изучением «дыма из трубы». Конечно же, это не так. Именно поэтому освещение данного вопроса поможет привлечь молодых людей в эту интереснейшую область. И тут действительно есть чем заняться: технологии не стоят на месте, способы познания географической оболочки постоянно совершенствуются, и это дает большой простор для исследований.