Сириус — это образовательный центр в городе Сочи, созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры. Цель его работы — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и технического творчества. Ежемесячно в Сириус, который работает круглый год, приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.

Образовательные программы в Сириусе поделены на несколько блоков с параллельным набором: наука, искусство и спорт. Дети получают образование по разным дисциплинам: от физики и биологии до хоккея и основ многослойной акварельной живописи. Также проводятся партнерские программы, которые составляются совместно с такими компаниями, как «Роснефть», «Роскосмос» и другими.

Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru
Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru

Среди партнеров Сириуса — Центр научной коммуникации Университета ИТМО. В 2017 году магистранты программы по научной коммуникации проходили летнюю практику в образовательном центре, а весной 2019 первокурсники программы работали в рамках студенческого пресс-центра конференции «Наука будущего». Кроме того, сотрудники центра проводят лекции и мастер-классы в Сочи, рассказывает заместитель директора Центра научной коммуникации Дарья Денисова.

С этого года ЦНК и Сириус усилили взаимодействие по направлению научной коммуникации. Начиная с августа, магистранты и выпускники программы могут отправиться в Сочи, чтобы рассказать школьникам о различных формах и задачах SciComm.

«Очень важно, чтобы школьники и студенты, которые работают над научными проектами и исследованиями в Сириусе, умели доступно и интересно рассказать о своих изобретениях. Например, одноклассникам, знакомым, педагогам, даже родителям. Мы хотим, чтобы ребята узнали, какие есть научные и научно-популярные платформы, через которые они могут презентовать свою разработку, развили навыки общения, составления презентаций и статей, умели объяснять сложные научные термины популярным языком, искали нестандартные подходы, рассказывая о науке обществу. Все это научная коммуникация, и Сириус старается уделять ей большое внимание», подчеркивает руководитель центра образовательных программ Образовательного центра «Сириус» Алексей Турчин.

Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru
Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru

Отбор студентов для поездки в августе проходил на конкурсной основе. Для участия научным коммуникаторам необходимо было предложить свою концепцию мастер-класса и особенности подачи материала. В итоге в Сочи отправились студентки, окончившие программу и получившие дипломы в этом году: Екатерина Логинова и Наталия Рось. Они рассказывали школьникам 7-8 классов о музеях науки и известных проектах в области Art&Science.

«На занятии я хотела рассказать школьникам о важной роли научной коммуникации в современном обществе, — делится впечатлениями Наталия Рось. — Я объяснила ее на примере такой междисциплинарной области, как Art&Science. По сути, художники и ученые, работающие в этом направлении, рассказывают о науке языком искусства, создавая различные арт-объекты. На занятии я подобрала такие проекты, которые могли бы вдохновить ребят на собственное творчество, а итоговым заданием я выбрала создание прототипа арт-объекта, олицетворяющего ситуацию, когда ученые создает живое существо на заказ. Результаты показали, что дети умны не по годам, быстро соображают и не боятся задавать вопросы. Занятие с ними ощущалось как обмен знаниями и мыслями на равных».

Наталия Рось и Екатерина Логинова в Сириусе
Наталия Рось и Екатерина Логинова в Сириусе

На следующий день после индивидуальных мастер-классов выпускницы Университета ИТМО провели совместное занятие, включающее вводные лекции на тему вмешательства технологий в продление жизни человека (всевозможные механические усовершенствования человека с помощью роботизированных структур и генная инженерия). Затем они попросили участников разбиться на команды и провести дебаты о допустимости подобных исследований. Итоги занятия показали, что все школьники высказались за продолжение работы по генной инженерии.

«Сириус меня приятно удивил: от инфраструктуры до организации занятий — все очень четко и удобно, — рассказывает выпускница программы «Научная коммуникация» Екатерина Логинова. — Эта поездка помогла мне преодолеть скепсис по поводу “гениальных детей” со всей России. Дети действительно классные и умные. На первый мастер-класс по научным музеям пришли совсем маленькие ученики центра со спортивного направления, но их любознательность и творческая энергия сделали занятие живым и необычным. Ну а ребята постарше, которые пришли на дебаты, посвященные научным и этическим проблемам редактирования генома человека, и вовсе покорили мое сердце. Их осведомленность и толкование темы позволяют думать, что образовательный центр закладывает серьезный фундамент в воспитании если не ученых, то людей с научным и критическим взглядом на мир».

Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru
Август в Сириусе. Источник: sochisirius.ru

В Центре научной коммуникации Университета ИТМО подчеркивают, что августовская поездка студентов не последняя, и осенью еще больше магистров Университета ИТМО отправятся проводить занятия в Сириусе.

«Сириус для научного коммуникатора — особое место. Пожалуй, самые внимательные и требовательные слушатели наших образовательных программ именно там. Мы крайне рады, что в этом году нам удалось обсудить сотрудничество на регулярной основе. Объяснять аспекты работы с широкой аудиторией, рассказывать о форматах и традициях коммуникации науки, подумать вместе над возможностями, которые наш инструментарий открывает самым юным исследователям, — все это входит в число наших общих задач», — комментирует заместитель директора Центра научной коммуникации Дарья Денисова.