Ежегодная выставка European Association of International Educators (EAIE) в этом году прошла под лозунгом «Encompassing all voices» («Объединяя все голоса»). На церемонии открытия выступил приглашенный гость Саймон Анхолт, специалист в области построения национальных бренд-имиджей государств, который за последние 20 лет работал советником президентов, премьер-министров, правительств 55 стран. Он предложил инициировать глобальный проект, где каждый сможет внести свой вклад и высказать мнение относительно наиболее благоприятного пути развития мирового сообщества. Как стартовую площадку дискуссии он предложил Твиттер.
Образование для всех
Глобальное сотрудничество – не единственная тема, которую обсуждали представители университетов в Хельсинки. Как отмечает руководитель управления международных образовательных программ Екатерина Тулугурова, сейчас большое внимание уделяется интеграции беженцев, недавно в большом количестве прибывших в Европу, и доступности образования для всех слоев населения. Ведь преградой на пути к образованию может становиться не только состояние здоровья, но также экономическое и социальное положение.
«Сейчас в ЕС, когда создаются новые программы, ведется стратегическое планирование, все больше уделяют внимание инклюзивности образования. Причем учитываются не только те сложности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет также о финансовых ограничениях, политических и социальных возможностях людей. Мне кажется, что в России в этом вопросе еще есть много места для совершенствования. Только несколько лет назад на государственном уровне была введена политика "доступной среды". Но по сей день ее создание остается проблемой во многих учреждениях нашей страны. При этом политика повышения инклюзивности направлена у нас именно на людей с ограниченными физическими возможностями. В ней не шло речи о тех, кто ограничен другими факторами (в основном социально-экономическими). В Университете ИТМО мы подошли к данному вопросу серьезно, создав Центр сопровождения инклюзивного образования. Мы уже несколько лет серьезно работаем над интеграцией студентов всех национальностей в жизнь университета, вне зависимости от их владения русским языком. Безусловно, нам есть что совершенствовать в этих процессах, но в нашем вузе есть все инструменты для полномасштабной реализации текущих мировых трендов», — поясняет Тулугурова.
Нужно больше информации
Как отмечает представительница отдела международных образовательных программ Ольга Ващенко, в Финляндии много говорили о том, что сегодня по-прежнему недостаточно активно распространяется информация о тех возможностях, которые имеют студенты для академических обменов.
«Очень много говорили про продвижение программ академической мобильности в стенах университета. Иностранные коллеги подчеркивали, что студентам не хватает той информации о международных возможностях, которую они получают сейчас. Было очень интересно и полезно послушать, как наши коллеги в других странах доносят до студентов информацию, в каких форматах взаимодействуют с обучающимися и программами. Также на конференции обсуждали, насколько эффективно использовать соцсети для того, чтобы оповещать студентов об имеющихся возможностях академической мобильности. Кроме того, обсуждали эффективность проведения различных Study Abroad Fair и других подобных мероприятий», — рассказывает Ольга.
Однако сейчас наблюдается не только нехватка информации. Средств, выделяемых для развития академической мобильности, по мнению представителей университетов, недостаточно.
«Во многих иностранных вузах лишь немногие студенты могут поехать за границу на стажировку или пройти включенное обучение. Это связано с тем, что в их университетах не предусмотрена материальная поддержка исходящей мобильности. Мне было очень приятно осознавать, что благодаря Проекту 5-100 наши студенты имеют возможность поехать в любую точку мира. Также в Университете ИТМО довольно гибкие учебные планы, которые позволяют нашим студентам уезжать на семестр в вузы-партнеры, начиная со второго курса бакалавриата. Например, во французских высших инженерных школах семестр в вузе-партнере включен в программу, и участие в программе семестрового обмена обязательно для обучающихся, но в определенный семестр. Как объяснили мне наши коллеги из Франции, исключения они делают очень редко и только один-два человека со всей программы могут остаться во Франции на время «обязательного обменного семестра» по очень веской причине. В Великобритании все наоборот: их программы бакалавриата не подразумевают семестрового обмена в классическом понимании. Студенты могут поехать только на год, но в таком случае их трехгодичная программа обучения становится четырехлетней. Во время магистратуры семестровый обмен практически невозможен», — рассказывает она.
Больше онлайн – меньше СО2
Не менее важной задачей для мирового высшего образования является увеличение объема знаний, которые передаются студентам дистанционно. Дело не только в экономии средств. За счет снижения количества перелетов и переездов студентов и преподавателей в Европе надеются снизить негативное воздействие на экологию. О том, как совместить вопросы академической мобильности и заботу о природе, говорила в своем докладе представитель Еврокомиссии Харпа Арнарсдоттир.
«Все больше на таких мероприятиях, как EAIE, звучит идея включения в образовательные программы онлайн-мобильности. Эта идея также прорабатывается в рамках обновляемой программы Erasmus+ 2021-2027 (программа Европейского Союза, направленная на поддержку сотрудничества в области высшего образования, профессионального обучения, поддержки молодежи и спорта — прим. ITMO.NEWS). Европейские вузы относятся к этому очень серьезно. Дело тут в том числе в экологии, ведь снижение количества физических перелетов и переездов уменьшит выброс вредоносных веществ в атмосферу. В России динамика развития онлайн-компонентов (курсов и даже целых программ) также наблюдается, но пока не в таком объеме, как в некоторых других зарубежных странах. В качестве некоторых из возможных факторов можно назвать недостаточное техническое оснащение, а также не слишком распространенную культуру онлайн обучения. Тем не менее, онлайн-инициативы существуют, развиваются и поддерживаются, в том числе вузами-участниками Проекта 5-100 — например, в рамках платформы “Открытое образование”. Таким образом, можно предполагать, что уровень доверия к онлайн-курсам будет повышаться, так как многие вузы предлагают действительно качественный контент. В этом смысле важно обращаться к зарубежному опыту в плане повышения качества онлайн-компонентов обучения», — поясняет начальник отдела организационно-нормативного обеспечения международного сотрудничества Елена Шумейко.
О конференции
Конференция EAIE прошла в Хельсинки 24 – 27 сентября. В ходе конференции было, в частности, объявлено о том, что на уровне ЕС обсуждается вопрос увеличения бюджета новой программы Erasmus+ 2021-2027 в 3 раза. Однако эта идея должна еще быть одобрена Еврокомиссией, Европейским Советом, а также непосредственно государствами-членами.
На EAIE Университет ИТМО был традиционно представлен в рамках общего стенда Проекта 5-100 наряду с другими российскими вузами-участниками. В ходе конференции проводились встречи как с действующими, так и потенциальными партнерами. Поэтому в скором времени можно ожидать расширения направления для академической мобильности студентов и преподавателей. Кроме того, новые партнерства откроют возможности для новых совместных проектов.