Традиционно любой, кто слышит об этнографической или антропологической экспедиции, представляет себе группу ученых на далеком тропическом острове, записывающих в блокнот диалекты местных племен. Однако сегодня методы изучения других культур, выработанные этнографами и социологами за годы далеких путешествий по далеким странам, активно применяются и для изучения нашей повседневной жизни. Выясняется, что угол зрения, под которым путешественники прошлых веков смотрели на жизнь обитателей затерянных в джунглях Амазонки деревушек, подходит для изучения социальных взаимодействий между сотрудниками Google и Amazon или для понимания процессов, происходящих внутри научного института.

«Современные социальные науки, прежде всего социальная антропология, взяли на себя работу с теми вроде бы близкими к нам сущностями, которые между тем от простого человека закрыты и малопонятны для него, — рассказывает один из соорганизаторов экспедиции, профессор Высшей школы экономики Роман Абрамов. — Так, крупные IT-компании, научный мир, институты производят свои только им понятные языки, свои внутренние культуры, у них складываются свои ритуалы и традиции, социальные практики. Они не кажутся нам далекими, и тем не менее это отдельный большой мир. Для изучения этого мира используются те методы, которые были созданы для изучения других культур».

В рамках изучения таких локальных культур, в частности, культуры научных сообществ России Высшая школа экономики проводит экспедиции. Одной из таких научных поездок стала проходившая с 15 по 23 ноября экспедиция в Ленинградскую область, в поселение Колтуши, где расположены помещения Института физиологии Российской академии наук.

«Для многих из нас это был первый серьезный выход “поле”, — рассказывает один из участников экспедиции, магистрант Сергей Старцев. — Все, о чем мы читали, мы увидели вживую».

Андрей Кожанов и Роман Абрамов
Андрей Кожанов и Роман Абрамов

«Задачи этой экспедиции были самые разные – от обучающей до научной. В ходе поездки студенты и преподаватели нарабатывают soft skills. Отдельно можно сказать про тимбилдинг: погруженные на 10 – 15 дней люди учатся лучше понимать друг друга, а это важно, поскольку новое поколение очень продвинутых, интеллектуальных студентов испытывает проблемы с тем, чтобы взаимодействовать друг с другом. Ну и конечно, научная составляющая. Были сделаны важные наблюдения, которые в будущем лягут в основу научных работ и магистерских диссертаций», — добавил Абрамов.

Антропология начинается с удивления

Институт физиологии имени И.П. Павлова
Институт физиологии имени И.П. Павлова

В ходе поездки магистранты и преподаватели должны были погрузиться в историю и сегодняшнюю жизнь городка ученых в Колтушах. Участникам экспедиции предстояло выяснить, как ученые ранее взаимодействовали друг с другом, с внешним миром, как создавали институт, как сегодня живут в зданиях, построенных в 1920-30-е годы.

«Этнография, социальная антропология начинаются с момента удивления, момента непонятности, когда ты заходишь в главное здание Института физиологии в центре Санкт-Петербурга или приезжаешь на площадку института в Колтушах, заходишь внутрь, просто смотришь на надписи на дверях, и они вызывают у тебя недоумение, ставят тебя в тупик. К примеру, ты видишь табличку “Условная камера номер 3” и не имеешь ни малейшего понятия, что это такое, и пока ты не узнаешь, пока не решишь для себя задачи, которые ставит перед тобой это место, ты как исследователь не должен останавливаться. На этом и построено изучение других культур», — рассказывает директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ, преподаватель магистерского направления «Научная коммуникация» Университета ИТМО Андрей Кожанов.

Институт физиологии имени И.П. Павлова
Институт физиологии имени И.П. Павлова

Для того, чтобы проникнуть в мир современной российской физиологии, а также узнать его историю студенты и их руководители наблюдали за работой ученых, проводили с ними интервью, изучали помещения, в которых они работают, знакомились с жизнью Колтушей как поселения, с тем, как его жители взаимодействуют с институтом. Также анализировался тот «цифровой след», который исходит от самого института, его научных проектов, просветительских выставок. Исследования фиксировались на фото, видео, аудио, чтобы обработка результатов продолжалась и в дальнейшем.

«Колтуши – это такое интересное место для научной коммуникации, — поясняет участница экспедиции Александра Евтушенко. — Там сталкивается советское традиционное научное наследие и его установки на закрытость ученых, ценность научного знания и сегодняшние вызовы научной коммуникации».

Выставка в формате Art&Science в Институте физиологии имени И.П. Павлова
Выставка в формате Art&Science в Институте физиологии имени И.П. Павлова

Отдельно анализировалась художественно-познавательная выставка в формате Art&Science, рассказывающая о деятельности института, которая прошла на площадке научного учреждения. На ее примере молодые исследователи изучали то, как научное сообщество коммуницирует с внешним миром.

«Для нас было неожиданно, что каждый агент, который занимался этой выставкой, будь то ученый, художник, куратор, эксперт, имел свои соображения о том, зачем это нужно, — рассказывает участница экспедиции Майя Шмидт. — Для философа выставка – то место, где сливается темпоральность научного эксперимента, его цикличность и вневременность произведения искусства, становящегося артефактом. Ученый говорит о том, что идея объекта “Ткань жизни” не пришла бы ему в голову, если художница не подсказала бы ее. Для руководителя музея важно вскрыть этический вопрос: гуманитарии часто обвиняют ученых в жестокости, потребительском отношении к природе».

Круглый стол, посвященный экспедиции
Круглый стол, посвященный экспедиции

Результаты экспедиции

Традиционно мы склонны не замечать привычные нам вещи, уклад, сложившийся у нас на работе или в университете, мы привыкли считать это чем-то самим собой разумеющимся. Нам зачастую и в голову не может прийти, что наша жизнь может быть наполнена массой символических жестов, ритуалов, невербальных взаимодействий, которые мы привыкли считать характерными признаками общества прошлого. Однако работа социологов как раз и заключается в том, чтобы увидеть эти особенности того или иного сообщества, вычленить их и описать.

«Мы приезжаем в совершенно другой для нас мир, мы гуманитарии, а здесь физиологи, мы из университета, а здесь академический институт. На этом контрасте и видны различия. В силу своего цехового развития научный институт предполагает некоторые закрытые границы, сложившийся профессиональный коллектив, что делает его очень удобным объектом исследования», — поясняет Кожанов.

Институт физиологии имени И.П. Павлова
Институт физиологии имени И.П. Павлова

«В Институте физиологии для меня большим открытием стала насыщенная материальность помещений института, материальная преемственность науки — от дореволюционного периода через советский проект к современности, — рассказывает Абрамов. — Это вопрос коллективной памяти и того, как коллективная память работает на солидарность сообщества. Например, мы проводили чаепитие – встречу с коллегами из института на той самой веранде, где проходили знаменитые среды, который проводил академик Павлов, где он встречался с сотрудниками лаборатории. Там же нам показали лимонное дерево с плодами, которое было посажено в 1960-е годы. Это дерево является для института ритуальным, потому что, когда к Новому году поспевают лимоны, они разделяются между сотрудниками института, это некий символический акт, наблюдение которого связывает нас с традиционными антропологическими исследованиями. Мы видим, каким образом материальная культура влияет на преемственность знания в контексте сохранения солидарности сотрудников».

Институт физиологии имени И.П. Павлова
Институт физиологии имени И.П. Павлова

Подобные практики способствуют тому, что работники института неосознанно поддерживают связь с историей научного учреждения. Таким образом, традиции института воспроизводятся и становятся частью повседневных практик ученых, частью их взгляда на мир, на свою работу и миссию науки.

«Было интересно наблюдать за разницей академических культур, — продолжает Кожанов. — В институте важную роль играет жесткая павловская модель устройства научного знания – приоритет данных, а не гипотез и концептуальных взглядов, радикальная эмпирика. Поэтому в институте традиционно негативное отношение к Фрейду, это является частью идентичности сотрудников, при этом это совмещается с широким кругозором».

Демаркация и сравнение с другими областями знания также носит важный социальный характер.

Институт физиологии имени И.П. Павлова
Институт физиологии имени И.П. Павлова

«Существует демаркация между тем, что называется исследованиями медиков, которые носят прикладной характер, и теоретической дисциплиной физиологией, которая, по мнению части опрошенных, как бы обеспечивает теоретический бэкграунд для медицинских знаний. Физиологи считают, что есть у них некоторый приоритет в иерархии знаний. Мы, разумеется, не утверждаем, что это так или не так, мы просто констатируем то, как выглядит картина мира для этого сообщества».

По окончании экспедиции ее результаты будут проанализированы, а те научные вопросы, которые были затронуты в ходе наблюдений и их последующих обсуждений, лягут в основу научных статей и работ исследователей и магистрантов.