Ученые помогают человечеству узнать, из чего состоят планеты, как победить болезни или почему людям снятся сны. Но бывает так, что им самим нужна помощь — подчас исследование требует большой массы рутинной работы, которая просто не по силам группе даже из 10-20 научных работников. Искусственный интеллект в этих случаях не спасает, ведь его сначала надо обучить, то есть разметить какой-то объем данных, а это также может быть большой по объему работы задачей.

Именно в таких случаях на выручку приходят так называемые «гражданские ученые» ― научные волонтеры, которые готовы помочь в сборе или обработке информации. Например, если десяток ученых должен будет разметить 50 000 фотографий животных, полученных с помощью фотоловушек, то на каждого придется по 5000 снимков. Если же распределить те же изображения на тысячу волонтеров, то каждому придется отсмотреть лишь по 50 картинок.

«Гражданская наука за рубежом очень развита, — рассказывает выпускница программы "Научная коммуникация", сотрудница проекта "Люди науки" Яна Плехович. — Она поддерживается и на государственном уровне, и самими научными учреждениями, и различными фондами. В эту сферу вкладывается довольно много денег, поскольку это дает хороший результат. Исследования, в которые вовлекаются волонтеры, имеют хорошее освещение в СМИ, они вызывают много интереса со стороны фондов, получают поддержку государства. Кроме того, это помогает привлекать людей в науку».

Яна Плехович

Особенно актуальной гражданская наука стала в 2020 году в условиях карантина, когда многие люди по всему миру спасались от стресса и заполняли время в отсутствии возможности выйти из дома как раз участием в исследовательских проектах в качестве волонтеров.

Волонтеры ищут проекты, ученые ищут добровольцев

До недавнего времени в России не было площадок, на которых ученые и добровольцы могли найти друг друга. Поэтому желающие помочь исследователям зачастую искали такую возможность на зарубежных порталах. В 2020 году Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), уже несколько лет развивающая гражданскую науку в России, решила создать проект, который помог бы исследователям и их потенциальным помощникам найти друг друга.

«В 2020 году команда АКСОН подала заявку в фонд президентских грантов и получила поддержку для популяризации, создания инфраструктуры и развития гражданской науки в стране, — объясняет Яна Плехович. — Мы разработали портал "Люди науки", на котором волонтеры могут найти научное исследование для участия, а ученые могут размещать свои проекты и искать помощников».

«Люди науки». Источник: citizen-science.ru

Портал был запущен в октябре. Сейчас на нем порядка 50 проектов из разных областей: археология, филология, физика, медицина. Как подчеркивают создатели, никаких ограничений по предметным областям нет — разметить объявление о поиске добровольцев для своего исследования могут ученые из любых областей знания совершенно бесплатно.

Со старта проекта его партнером стал Университет ИТМО. Одним из создателей площадки выступила аналитик Центра научной коммуникации Александра Борисова. А директор Центра научной коммуникации Дарья Денисова стала членом экспертного совета.

Инструкция по применению

«Люди науки». Источник: citizen-science.ru

Если ученый уже работал с волонтерами и знает, что им поручить в своем исследовательском проекте, то ему надо лишь зарегистрироваться на сайте и в личном кабинете разместить информацию о поиске добровольцев. Если же такого опыта еще нет или сама концепция работы лишь формируется, то можно написать команде «Людей науки».

«В том случае, если ученый не знает, как ему построить работу с волонтерами, есть сложности с написанием инструкции для добровольцев, нет понимания, как держать связь с ними, можно зайти в раздел "о нас", найти контакт и написать нам. Мы рады помочь в удобном для ученых формате: можем договориться об онлайн-встрече, вести переписку по почте или в мессенджерах, — рассказывает Яна Плехович. — Важно то, что у нас уже разработаны методические материалы для создания проектов с нуля. Они представлены на нашем портале, информацией может воспользоваться каждый. Подобные инструкции существуют и на иностранных площадках, мы собрали самые полезные практики, дополнили и адаптировали их для российских ученых».

«Люди науки». Слайд из презентации проекта

Для волонтеров все еще проще — им надо лишь зарегистрироваться на сайте, после чего они смогут присоединиться к интересующему их проекту. За появлением новых проектов можно следить в соцсетях «Людей науки». Проекты предполагают разные формы участия, где-то нужна «грубая» сила на раскопках, где-то требуются добровольцы для участия в психологических или медицинских экспериментах, а где-то надо собирать данные или размечать фотографии.

«Например, у нас есть новый проект с Русским географическим обществом "Снежный дозор", где волонтерам надо передавать данные о формировании и динамике снежного и ледового покрова на сайт Фенологической сети РГО», — поясняет Яна Плехович.

Если же пользователь сам является исследователем и полагает, что может принести пользу проекту как коллаборатор, то он может написать на один из контактов, представленных в описании научного проекта, и предложить свою помощь.

«Люди науки». Слайд из презентации проекта

Не только поиск волонтеров

Как подчеркивают организаторы проекта, он направлен не только на поиск волонтеров. У «Людей науки» есть партнеры среди СМИ, которые помогут исследованию получить дополнительное освещение. Также команда планирует помогать исследователям с наиболее интересными идеями и совместно запускать проекты гражданской науки.

«Мы некоммерческий проект, и мы можем предложить ученым свои временные и интеллектуальные ресурсы, — говорит Яна Плехович. — У нас есть опыт в организации проектов, есть понимание инфосреды и перспектив. Но этого не всегда бывает достаточно для масштабных проектов. Поэтому мы пытаемся привлечь крупных партнеров, которые могли бы финансово поддержать проекты гражданской науки. Например, после нашего выступления на Science Barcamp ученый связался с нами и предложил идею масштабного проекта по исследованию воды. Мы подали вместе с авторами заявку на грант компании СИБУР, в конце декабря должны получить ответ. Вообще, партнерская помощь важна не только для запуска новых проектов, инфраструктуру тоже нужно развивать. У нас большие планы по модификации портала, чтобы он давал ученым больше возможностей для развития инициатив».

Источник: shutterstock.com

Проект планирует популяризировать саму идею гражданской науки, работать с волонтерскими организациями и привлекать их членов к исследованиям.

«По последним данным, в России около 2 млн активных волонтеров. Многие не знают, что могут участвовать и в науке, а не только в спортивных мероприятиях, форумах или благотворительности. Мы хотим, чтобы люди пробовали выступить гражданскими учеными в разных проектах. Мы обсуждаем сейчас с представителями волонтерских организаций идею приравнять участие в активностях гражданской науки к волонтерской деятельности», — поясняет Яна Плехович.

Мнение ученых

В числе первых научных организаций, которые разместили свой проект на сайте «Люди науки» стала Ладожская орнитологическая станция, расположенная в Нижне-Свирском заповеднике. Как отмечает сотрудница заповедника Анна Уфимцева, новый портал может помочь в популяризации идеи «гражданской» науки в России. Заповедник предлагает волонтерам присоединиться к проекту по кольцеванию птиц на станции.

Анна Уфимцева. Фото из личного архива

«Не все ученые в нашей стране нормально воспринимают идею о том, что "гражданские" — люди других интересов, образования, профессий — могут вносить какой-нибудь вклад в науку, — объясняет свою точку зрения Анна Уфимцева. — Однако практика европейских стран показывает, что, в частности, в вопросах орнитологии это вполне работающая схема, когда перед бердвочерами ставится задача определенных наблюдений, они ее выполняют и пополняют базу научных данных. На Ладожской орнитологической станции мы уже с трудом представляем себя без волонтерского вклада. Так что нам интересны качественно сделанные интернет-площадки, на которых можно представить наши условия для волонтеров и пообщаться с потенциальными кандидатами. Нам понравилось, как собран портал "Люди Науки", и мы надеемся, что в процессе функционирования он продемонстрирует свою эффективность».

Еще один проект, который можно найти на портале, называется «Флора России», он посвящен флоре различных регионов страны. Как отмечает его создатель и руководитель, ведущий научный сотрудник МГУ Алексей Серегин, сегодня в России существует много научных групп, которые привлекают волонтеров, но многие из них постепенно исчерпывают свои собственные ресурсы привлечения добровольцев. Поэтому портал «Люди науки» «подоспел вовремя».

Алексей Серегин. Фото из личного архива

«Теперь удобно смотреть, где нужны силы добровольцев. Я думаю, что любой руководитель любого научного проекта будет только рад разместить информацию еще в одном месте. Лично от меня [для размещения данных о проекте] потребовалось пять минут работы, — говорит он. — Наш проект "Флора России" заключается в том, что участники со всей страны с помощью приложения или сайта iNaturalist фотографируют те растения, которые растут вокруг них, и загружают к нам на портал эти фото. Команда экспертов отслеживает и определяет новые наблюдения. За два года мы собрали без малого один миллион фотонаблюдений по флоре России».

Как полагает климатолог Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, член экспертного совета «Людей науки» Александр Чернокульский, добровольцы могут быть полезны не во всех, но в очень многих научных исследованиях. К примеру, они позволяют вести наблюдения там, где нет исследовательских станций.

Александр Чернокульский. Источник: социальные сети

«Например, я занимаюсь метеорологией, и если мы говорим о статистике опасных явлений погоды, то здесь такие волонтеры, которые внимательно следят за тем, что происходит, которые фотографируют и отсылают эти данные ученым, очень важны. Но зачастую такие внимательные и неравнодушные люди просто не знают о возможности помочь науке, поэтому появление новой площадки является делом важным и хорошим. Конечно, важно, чтобы работа гражданских ученых была правильно организована, чтобы это не превратилось в наблюдение ради наблюдений. Впрочем, именно для этого и существует экспертный совет», — отмечает он.