Программа развития ИТМО предусматривает переход университета к модели научно-образовательной технологической корпорации. Среди главных условий трансформации: продуктовое мышление, общие цели и задачи с компаниями-лидерами в рамках моделей «win-win». В основе программы ИТМО заложены нацпроекты РФ — например, проект «Образование для технологического лидерства», направленный на повышение качества подготовки специалистов, соответствует нацпроекту «Экономика данных», а инициатива «Прорывная наука» полностью сопоставима с нацпроектом «Новые материалы и химия».
Сумма финансирования ИТМО в рамках программы «Приоритет 2030» в 2026 году уменьшилась по сравнению с предыдущими периодами. Университет использует это как возможность для дополнительного стимулирования партнерства с компаниями-лидерами и повышения прибыли от реализации технологических продуктов.
«Задача ИТМО на ближайшие годы — повысить уровень финансовой устойчивости без дополнительных субсидий и вливаний. Продуктовое мышление, совместный поиск перспективных направлений с нашими партнерами, ускоренное создание технологий и решений, которые нужны промышленности и рынку прямо сейчас — это основа нашего “кода” и ключ к самостоятельности университета. Текущие средства программы “Приоритет 2030” мы планируем использовать как венчурные инвестиции в те высокотехнологичные проекты, которые и дадут эту устойчивость», — подчеркнул ректор ИТМО Владимир Васильев.
Владимир Васильев. Фото: ИТМО
Концепция научно-образовательной технологической корпорации дает возможность не только комфортно тестировать и применять экспериментальные модели обучения, но и развивать продукты с уникальной областью применения. Среди примеров:
-
цифровая программно-аналитическая система: позволит сократить сроки разработки новых катализаторов для промышленности и уменьшит количество необходимых лабораторных экспериментов;
-
дизайн оптических переключателей: повысит скорости распределенных вычислений и энергоэффективность центров обработки данных;
-
онтологическая система нормативных знаний: сможет автоматически преобразовывать разрозненные документы в машинопонимаемую базу, что упростит нормативное проектирование зданий и сооружений.
Одну из ключевых ставок ИТМО делает на сквозной искусственный интеллект, например, в области фундаментальных исследований и ИИ-продуктов. Команда университета работает над формированием open source среды AI4Science — проект охватывает применение машинного обучения и других инструментов ИИ для обработки больших наборов данных, выявления закономерностей, прогнозирования и получения знаний, которые сложно или невозможно получить с помощью традиционных методологий. Кроме того, ученые ИТМО разработали ИИ-ассистентов для исследований в области химии и новых материалов. Многие проекты университет реализует совместно с крупными партнерами — например, ИИ-датчик предиктивной диагностики моторного масла с Газпром нефтью, модели ИИ в управлении коллаборативных роботов со Сбером или системы ИИ-управления базы знаний с Татнефтью.
Помимо реализации исследований и внедрения проектов, цель ИТМО — повысить уровень качества образования в области ИИ в стране. Во-первых, университет разработал компетентностно-ролевую модель (КРМ) для области ИИ — это набор профессиональных функций, знаний и навыков, которые нужны для разных ролей в бизнесе или промышленности. С помощью этой модели и студент, и преподаватель, и бизнес смогут понять, кто нужен рынку прямо сейчас. Во-вторых, в 2025 году ИТМО запустил программу дополнительного профессионального образования в сфере ИИ. Эксперты университета обучили 50 руководителей образовательных программ, 500 преподавателей вузов и 115 учителей. Цель — повысить квалификацию преподавания дисциплин, связанных с ИИ, в российских вузах и школах.
«Прямо сейчас весь мир переживает переходный период, когда искусственный интеллект из развлекательного “софта” превращается в необходимый инструмент для учебы и работы. Чтобы ИИ работал с нами, а не против нас, мы должны быть полезными школьникам и студентам, уметь не просто работать с нейросетями, а обучать этому ребят, которые чаще всего знают о них больше, чем учителя и преподаватели. ИТМО делится своей экспертизой со школами и университетами, помогает осваивать ИИ-инструменты — и предлагает гибкую и удобную модель трансформации образования», — отметила руководитель программы развития ИТМО Дарья Козлова.
Дарья Козлова. Фото: ИТМО
ИТМО использует концепцию компетентностно-ролевой модели внутри университета не только для подготовки ИИ-специалистов. Уже во время учебы студенты примеряют на себя разные роли, исходя из своего набора компетенций — это помогает эффективно выстроить работу над высокотехнологичными решениями и успешно развивать сотрудничество с индустрией. Например, студентка аспирантуры Мария Мошкова разработала технологию производства чистого лития для создания отечественного аккумулятора. С учетом собственного опыта и блока компетенций (физическая химия / полимеры, проектная и управленческая деятельность, продуктовый подход и генерация научных идей) исследовательница успешно может претендовать на роли Principal Investigator (лидера фронтирной научной группы), R&D Project Manager (менеджера по исследованиям и разработкам) и Chief Technologist (главного технолога).
«Приоритет-2030» — это государственная программа поддержки университетов, успешно реализуемая с 2021 года. Её цель — обеспечить вклад российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также привлечь образовательные организаций высшего образования к социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации.
