Конкурс «Студенты – городу» прошел уже в 15 раз. Цель ежегодного мероприятия – вовлечь молодежь в процессы управления Санкт-Петербургом, подчерпнуть у них свежие идеи по решению наболевших проблем и, конечно же, предоставить им возможность написать практико-ориентированный диплом. По сути, на конкурс выставляют именно выпускные квалификационные работы, премиями же награждаются те участники, которые смогли защитить свой труд перед аттестационной комиссией на оценку не ниже «хорошо». В конкурсе участвуют не менее 300 человек, но до финала доходит примерно треть участников. Размер премии для каждого лауреата составляет 8000 рублей, сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов после осмотра выставки проектов, которая состоялась в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
«Мы видим, что с каждым годом наполняемость итоговой выставки проектов конкурса растет. Все представленные работы имеют практическое значение, ведь они были выполнены по заказу органов исполнительной власти города, то есть администраций районов и комитетов правительства. Администрация Петербурга поощряет студентов выполнять такие работы, к тому же 30%-40% из них внедряются в реальную практику. С наибольшей вероятностью в жизнь претворятся те проекты, которые обладают высокой значимостью для горожан, а также те, что финансово реализуемы. Потому что можно разработать потрясающий проект, но средств на его реализацию не будет. Мы ориентируем студентов на решение насущных городских проблем, особенно это актуально для сфер образования, социальной и инженерной инфраструктур. Таким образом, мы также ставим перед собой цель улучшить коммуникацию между правительством и жителями Петербурга», – прокомментировал вице-губернатор.
В этом году лауреатами премии конкурса стали четыре выпускника факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Выпускник бакалавриата Ариз Ахмедов по заказу Комитета имущественных отношений проанализировал процесс заключения договора на аренду земельного участка. Эта операция является одной из основных в работе комитета, поэтому ее оптимизация играет важную роль. Участник конкурса сделал модель процесса, выстроил алгоритм совершения операций и разработал рекомендации по его ускорению. При этом полученную модель можно использовать как шаблон при оптимизации и других процессов в администрации.
«В результате предложенных мной рекомендаций срок предоставления государственной услуги по заключению договора аренды сокращается с 30 до 20 дней. Количество необходимых для этого процедур уменьшается с 26 до 16. Также удалось существенно уменьшить количество согласований, участвующих в процессе структурных подразделений, а также количество взаимодействий сотрудников комитета с заявителем, что критично для многих людей, которые обращаются в комитет», – рассказал автор проекта.
Выпускник бакалавриата Никита Бодейко разработал модель мотивации сотрудников органа государственного управления в целях поощрения клиентоориентированного подхода. Проект был сделан также по заказу Комитета имущественных отношений. Цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать существующие системы мотивации сотрудников комитета, а также составить рекомендации по их улучшению. В своей работе студент отметил, что для достижения лучшей производительности и в условиях ограниченности бюджета целесообразнее использовать методики нематериального стимулирования персонала как, например, мотивирующие совещания, привитие сотрудникам чувства глубокого участия в работе комитета. Также необходимо увеличить количество сотрудников, так как на существующих специалистов приходится слишком большая нагрузка, а некоторую часть работы можно и вовсе автоматизировать.
Выпускница магистратуры ФТМИ Яна Гончарук рассмотрела влияние развития железнодорожного транспорта на экономику Санкт-Петербурга по заказу Комитета по транспорту. Молодой специалист отметила, что запуск высокоскоростных поездов «Сапсан» благотворно сказался на экономике города, так как послужил мощным стимулом развития бизнеса. Кроме того, официальная статистика «РЖД» показывает, что пассажиропоток на этих поездах остается стабильно высоким. Сама магистрантка родом из Твери, поэтому она часто пользуется «Сапсанами» и замечает, что многие люди ездят на работу на этих поездах едва ли не каждый день.
«Я уже почти два года работаю в организации, которая занимается территориально-транспортным планированием, то есть мы готовим транспортную часть планов застройки городов. В рамках моей магистерской диссертации я бы рекомендовала правительству Санкт-Петербурга провести обширное статистическое исследование об использовании железнодорожного транспорта в городе и Ленинградской области. После сбора статистики необходимо сделать транспортное моделирование в соответствии со спросом поездок у населения. Модель может показать, как прокладка тех или иных новых маршрутов скажется на состоянии пассажиропотока, а также посчитать экономический эффект от строительства новых участков железнодорожной транспортной сети», – сказала Яна Гончарук.
Выпускница бакалавриата ФТМИ Валерия Кириллова, в свою очередь, по заказу Комитета по транспорту выяснила, как на экономику города влияет импортозамещение в транспортной отрасли. Участница конкурса проанализировала расходы на закупку подвижного состава и оборудования со стороны ГУП «Пассажиравтотранс» (автобусы города), ГУП «Горэлектротранс» (трамваи и троллейбусы) и ГУП «Петербургский метрополитен». Девушка сделала вывод, что для экономии и повышения эффективности закупок предприятиям стоит объединяться в консорциум для приобретения некоторого оборудования. Также органам государственной власти стоит лучше проанализировать имеющийся рынок отечественного оборудования.
Работы студентов Университета ИТМО также оценил ректор Владимир Васильев, который осмотрел выставку вместе с вице-губернатором. Ректор подчеркнул, что благодаря конкурсу обучающиеся могут получить внешнюю экспертизу своих идей, а также рассмотреть конкретные примеры существующих проблем.
«Я ознакомился с содержанием проектов. Конечно, они еще требуют доработки на более высоком, уже не студенческом уровне. Но самое главное, что ребята смогли понять требования заказчика, реализовать техническое задание, которое было им выдано. Студенты смогли достигнуть результата, действительно представив ценные рекомендации», – подчеркнул Владимир Васильев.