Не так давно ученые новосибирского Академгородка и стартаперы местного Технопарка стали героями документального сериала Hello World, выпускаемого телеканалом Bloomberg. Тогда новосибирский Академгородок удивил известного журналиста Эшли Вэнса с точки зрения выстроенной инфраструктуры, позволяющей резидентам Технопарка эффективно продвигать передовые технологии. Не могли бы вы рассказать подробнее про особенности инфраструктуры Академгородка?
Академгородок создавался и сегодня существует как единая экосистема исследовательских институтов и университета, в которой сложно провести грань между образовательным процессом и научной деятельностью.
Со дня основания университет был составной частью Академгородка и создавался по модели МФТИ, главная идея которого состояла в обучении студентов непосредственно на базе научных институтов. В советских вузах основная часть обучения проводилась в аудиториях, а на кафедрах и в немногочисленных лабораториях велась локальная научная деятельность. В НГУ с самого основания в аудиториях проводились только теоретические курсы, а вся содержательная часть обучения шла на базе институтов научного центра. Основатель Академгородка, академик Лаврентьев, 60 лет назад декларировал: «Образование, наука, производство». Данное высказывание впоследствии назвали «треугольником Лаврентьева». Если вчитаться в суть «треугольника», то это декларация о необходимости выстраивать прочную связь между всеми его сторонами.
Новосибирский Технопарк – явление значительно более молодое (учрежден десять лет назад), но он является логическим продолжением исторического научного центра. Когда меня спрашивают, чем объясняется успех проектов Технопарка, я всегда вспоминаю НПО «Факел» (период 1960-1970 гг.), то время, когда разговоров про инновации еще не было. Основу НПО составляли молодые инженеры и ученые, выполнявшие научные работы на подрядной основе. НПО «Факел» выполнило более 500 хоздоговоров, при этом себестоимость различных работ была в десять раз ниже, чем в других научно-производственных организациях СССР. Чем не прообраз современного Технопарка?
Соответственно, множество успешных проектов, зародившихся в Технопарке, является продолжением традиций Академгородка, заложенных при его основании. К моменту создания Технопарка в Академгородке уже было собрано довольно существенное сообщество частных инновационных компаний, которые занимались серьезными проектами. Именно на их базе и создавался Технопарк. Я хотел бы подчеркнуть: зачастую строят некую инфраструктуру Технопарка, а потом надеются, что там появятся инновационные компании. В нашем случае Технопарк проектировали исходя, в первую очередь, из потребностей тех инновационных компаний, которые уже присутствовали. Именно это обусловило эффективность созданной инфраструктуры.
НГУ довольно часто обвиняют в том, что университет приписывает себе успехи Технопарка. Но значительная часть ключевых сотрудников инновационных компаний до сих пор продолжают работать и преподавать в НГУ, некоторые из них являются заведующими лабораториями НГУ. Соответственно, сложно говорить о том, где заканчивается деятельность завлаба и начинается деятельность ученого в качестве сотрудника инновационной компании, поэтому говорить о присвоении заслуг некорректно. Совмещение должностей является следствием прочной связи между университетом и Технопарком.
Сегодня инновационность университетов оценивают по наличию в их инфраструктуре собственного инкубатора, технопарка, инжиниринговых центров и так далее, но строить в Академгородке новый, отдельный технопарк университета, имея уже готовую инфраструктуру, к тому же одну из лучших в стране, было бы глупо. Возникает лишь вопрос правильного выстраивания отношений и синхронизации действий вуза и Технопарка Академгородка.
В последнее время, в том числе благодаря Проекту 5-100, НГУ играет роль интегратора/лидера в тех или иных научных направлениях. По целому ряду направлений, в частности по направлению стратегических академических единиц (САЕ), университет является лидером, вокруг которого собираются лаборатории разных институтов в интеграционные проекты САЕ, на основании которых в будущем могут быть созданы институты.
Судя по тому, что между вузами заключаются соглашения по совместной деятельности в области инновационного предпринимательства, руководство университетов считает, что нужно работать консолидировано. Как НГУ выбирает себе партнеров?
Сегодня есть много сценариев развития предпринимательской активности в университетах. Если бы существовали готовые рецепты того, как достичь успеха, то, наверное, было бы проще. Однако такого рецепта нет и быть не может. Нельзя его импортировать из других стран, как это часто предлагают сделать, потому что и там нет готовых ответов, кроме понимания того, что в инноватику надо вкладывать 50-60 лет, чтобы потом выйти на уровень MIT и начать получать доходы.
Каждый успешный университет выбирает свой уникальный сценарий. Если посмотрим на то, как это сегодня происходит в целом ряде западных вузов, то простой анализ покажет, что до эффективности дошла очень малая доля (10-15%). Это подтверждает отсутствие универсального сценария. Более того, в каждой «экосистеме» решение должно быть разным. Нельзя сравнивать камерный, фундаментальный НГУ с шестью тысячами студентов с университетами, где количество обучающихся больше в 20 раз и где связи вуза с научными организациями и индустриальным сообществом выстроены совсем другим образом.
У нас есть свой сценарий, который мы выбрали, исходя из нашей парадигмы. Некоторые университеты нам ближе, у нас схожее понимание проблем, путей достижения успеха – с ними мы готовы сотрудничать. Нам близко то, как работает Университет ИТМО и МФТИ. С этими вузами мы пытаемся развивать сотрудничество. Существует множество университетов, которые идут иными путями, и мы ни в коем случае не говорим, что их дорога ошибочна. Просто это их виденье своего пути развития исходя из тех данных, которыми они располагают.
Одним из направлений сотрудничества НГУ и Университета ИТМО станет проведение в августе образовательной программы по предпринимательству «А:СТАРТ». Расскажите, что это за программа?
«А:СТАРТ» – акселератор новосибирского Технопарка. Это один из наиболее старых акселераторов в стране, ему уже порядка семи лет. В первые сессии, которые проводились несколько лет назад, мы пытались привезти в Новосибирск менторов со всей страны, в том числе, из Санкт-Петербурга. Некоторые сотрудники Университета ИТМО участвовали в сессиях «А:СТАРТА» пять-шесть лет назад. В настоящее время идет процесс репозиционирования нашего акселератора: мы больше концентрируемся на акселерации наукоемких, технологических проектов, вышедших из лабораторий Академии наук и университета, на проектах, ориентированных на НТИ и программу реиндустриализации Новосибирской области. Участие наших коллег из Университета ИТМО для нас крайне значимо и, я уверен, поможет повысить качество проектов.
Также часто случается, что проекты, которые хотят пройти у нас акселерационную программу, выходят за рамки компетенций НГУ или Технопарка, но могут быть интересны, например, конкретно петербургскому вузу и наоборот.
Мы преследуем идею расширения круга экспертов и менторов, обмена опытом. Не секрет, что у Университета ИТМО большой опыт по проведению акселерационных программ по всей стране. Этот факт мы тоже учитывали. Мы ценим опыт внешних сотрудников, потому что замыкаться исключительно на собственных ресурсах опасно. Поэтому важно вовремя привлечь свежую кровь.
Известно, что в течение 2017 года планируется реализовать ряд совместных программ по технологическому предпринимательству, в том числе развитие подхода «стартап как диплом». Расскажите, насколько для НГУ это направление новое и что оно под собой подразумевает?
Когда мы в НГУ занимались разработкой дорожной карты предпринимательства в Университетах, мы никогда не говорили о том, что стартап станет дипломом. Для некоторых вузов, где есть, например, факультеты менеджмента и инноватики, возможно, такой формат уместен. Однако, когда мы говорим про НГУ, мы больше говорим не про стартапы, а про работы, которые выполняются обучающимися и которые относятся к тем научно-исследовательским или инжиниринговым задачам, которые являются некими барьерами для выполнения определенных проектов. Будет это стартап или модернизация технологии, уже существующей на предприятии, покажет время. Я всегда крайне аккуратен, когда мне говорят, что с самого начала надо создавать стартап. Сначала мы должны решать проблему, а какая юридическая форма потом будет удобна для данного случая, покажет будущее. Поэтому, когда мы говорим про НГУ, мы не используем слово «стартап». Цель – решение той или иной технологической проблемы в тех областях, в которых у НГУ есть большой потенциал, и проектно-ориентированное обучение студента.
В деловой сфере НГУ и Университет ИТМО планируют развивать инновационное предпринимательство и инфраструктурные бизнес-проекты. О каких сферах идет речь?
Сфера информационных, квантовых, медицинских технологий, фотоники – это те направления, в которых научный потенциал наших вузов пересекается. Именно в этих точках пересечения компетенция мы можем обсуждать вопросы кооперации. В этих областях недостаточно иметь только желание что-то сделать, изменить, нужны соответствующие научные компетенции.
Совместные усилия вузов в сфере НТИ включают проведение гостевых лекций и семинаров. Почему было принято решение работать не только в рамках программ, но и запускать разовые партнерские занятия?
Учащиеся, которые пришли в НГУ, больше нацелены на чистую фундаментальную науку. По закону Парето из сотни хороших студентов-физиков получится 20 хороших ученых, а практика показывает, что вообще десять. А как дать вектор в жизни всем остальным? Для того чтобы учащиеся НГУ захотели заниматься прикладными проектами, важно на начальных курсах бакалавриата заинтересовать их. А сделать это можно только за счет интересных лекций, за счет общения с яркими личностями, которые своим примером доказывают, что высокотехнологичное предпринимательство – одна из наиболее перспективных областей для применения своих талантов.
И в НГУ, и в Университете ИТМО есть «звезды», которых интересно было бы послушать. Кроме этого, периодически приезжают яркие, известные личности и, конечно, хотелось бы иметь возможность пользоваться компетенциями этих людей, их «историями успеха», чтобы правильно настроить молодых людей, которым предстоит сделать важный выбор в своей жизни. Сейчас достаточно иметь правильно выстроенные телекоммуникационные возможности, чтобы на мероприятия, которые проходят в Университете ИТМО, смогли попасть научные сотрудники и обучающиеся НГУ и наоборот. Чем чаще будет происходить такой обмен опытом, тем лучше.
Известно, что речь также идет о создании сетевых центров НТИ. Как будет реализована эта задача?
У нас было довольно много споров в нашем сообществе по поводу того, что это должно быть. Были разногласия даже по термину. Дело в том, что у каждого термина есть свое определение, а мы сейчас делаем что-то совершенно новое и называем это терминами из прошлого. И насколько подходит одно другому, это отдельный вопрос. Также много вопросом возникает относительно того, в каком виде будут созданы эти центры. Если мы обсуждаем сквозные технологии, то должны быть некие центры, которые несут знания по этим технологиям и могут выступать в качестве экспертов для тех, кому нужно использовать эту технологию в том или ином проекте. Так как это новые направления, то сетевая инфраструктура крайне важна, потому что в новых направлениях не может быть сконцентрировано достаточное количество знаний в одной точке. На данном этапе нам важно понять, как организовать эти центры и какие показатели будут отражать их эффективность. В моем понимании центров компетенций должно быть много, больше сотни, потому что, если мы говорим о компетенции в какой-то области, она не может быть широкой, только узкой. Когда мне говорят о создании центра компетенций в сфере Big Data, которая многогранна, у меня возникает вопрос: как сделать один центр, который будет компетентен по десяткам направлений, которые относятся к этому понятию? Big Data в фармацевтике и Big Data в безопасности – две разные области. Единственное, что связывает их, – работа с данными.
Изменится ли как-то процесс обучения студентов в рамках сотрудничества вузов (практика, стажировки, выпускные работы)?
Сейчас мы обсуждаем иной подход к выбору темы дипломной работы. Существуют конкретные задачи или проблемы, решение которых необходимо реальным или потенциальным заказчикам. В пределах университета определяются кафедры, которые компетентны в решении поставленных задач. Обучающимся на данной кафедре студентам предлагаются данные задачи в качестве темы дипломной работы. Работа над дипломом должна проходить под надзором ментора, который эту задачу обозначил. Ментор необходим для того, чтобы в ходе выполнения научно-исследовательской работы не потерялось понимание того, что научное решение должно быть масштабируемо, удовлетворять экономическим возможностям, не быть очень дорогим, неэкологичным, или решением, которое за пределами лабораторий применять невозможно. На выходе это будет научная работа, которая будет защищаться классическим способом, но потом может быть представлена в рамках акселератора. Из сделанной дипломной работы в случае успешного выполнения, должен быть сформирован проект, который в дальнейшем может стать технологией, продуктом, товаром или другим.