Про «Eduroam»
«Eduroam» (education roaming – роуминговый сервис для образования) зародился в 2002 году усилиями некоммерческой организации в Нидерландах TERENA. Миссия организации – содействовать развитию технологической инфраструктуры, которая необходима для сотрудничества в области образования в Европе и мире. Так, НКО внедряет новые системы коммуникаций, проводит семинары и тренинги по трансферу технологий и знаний, выступает в роли советника при правительствах стран по вопросам создания каналов коммуникации и взаимодействия в сфере науки и образования. TERENA владеет несколькими сервисами, в том числе торговой маркой «Eduroam».
«Eduroam» работает очень просто. В каждой стране, которая внедряет эту технологию, есть серверы, которые хранят данные с «Eduroam». Например, если человек зарегистрировался в системе в Бельгии, а потом приехал в Университет ИТМО, то, когда он входит в сеть под своей учетной записью в Петербурге, сервер «Eduroam» в России связывается с сервером в Бельгии. Оттуда на сервер в России приходит информация о том, зарегистрирован ли такой пользователь, и данные направляются в вуз.
Сервис предназначен для использования в университетах, научных институтах, исследовательских центрах. То есть зарегистрироваться в «Eduroam» можно только централизованно, отправив заявку в IT-департамент вуза, который имеет свои регистрационные данные в системе. Если пользователь попробует зарегистрироваться в «Eduroam» со стороннего компьютера, например, из дома, запрос будет отклонен. При этом в некоторых странах сервис используется не только в научных и образовательных учреждениях, но также в библиотеках, общественных зданиях, транспортных узлах. В той же Бельгии и Нидерландах «Eduroam» используется и в сфере государственного управления.
«Eduroam» в Университете ИТМО
В первом неклассическом вузе «Eduroam» пока работает в корпусах на Биржевой линии, 14/16, на улице Ломоносова, 9, улице Чайковского, 11, Кадетской линии, 3. Сервис предназначен для иностранных гостей университета. Сейчас регистрация в сети недоступна для студентов и ограничена для сотрудников Университета ИТМО – подключение к сети обсуждается в личном порядке по почте (wifisupport@vuztc.ru). Также особенность сервиса в том, что пользоваться им на территории своего вуза нельзя, иначе бы для вузов это было бы аналогом бесплатной Wi-Fi-сети. Однако поехать в другой вуз и пользоваться там «Eduroam» можно.
«Каждый день в сеть “Eduroam” в нашем вузе заходит не менее 10 человек. Особенно много пользователей в сети, когда проходят какие-либо международные конференции, например, часто такие мероприятия бывают на кафедре нанофотоники и метаматериалов, или международные студенческие школы. Запросы на авторизацию поступают от пользователей, зарегистрированных в самых разных странах, среди которых Норвегия, Швеция, Италия, Германия, Великобритания, Канада, Китай, Бразилия, Австралия, Япония, Эстония и другие. Всего с марта к сети в нашем вузе подключились примерно 500 человек. Главное преимущество системы в том, что юзерам не нужно подключаться к незнакомым сетям, заново регистрироваться, особенно если регистрация осложнена какими-то дополнительными условиями – например, как в нашей стране. Для Университета ИТМО, как технологического и прогрессивного вуза, наличие такого сервиса – это еще один шаг в систему международного образования. Любая уважающая себя организация в сфере науки и образования должна быть подключена к этой сети», – прокомментировал инженер отдела управления инфокоммуникациями Вузтелекомцентра Никита Самохин.
В России сеть «Eduroam» пока не очень сильно развита, но представлена в Высшей школе экономики, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Санкт-Петербургском государственном университете, Уральском федеральном университете, Томском политехническом университете и в других вузах. Всего сервисом пользуются примерно в 70 странах мира. Безопасность подключения обеспечивается внутренними ресурсами организаций.