«Методология управления проектами» – это новый курс, который нацелен на развитие у студентов профессиональных компетенций в сфере работы с проектами. При освоении дисциплины применялся практико-ориентированный подход: обучающиеся под руководством бизнес-экспертов работали над реальными проектами, например, из сфер SafeNet и TechNet.
Основными задачами курса являются изучение типов и видов проектов, их жизненного цикла, особенности разработки проекта, оценка технологической готовности к коммерциализации в реальном секторе экономики. Кроме того, магистрант учится оценивать риски, ресурсы, организовывать работу команды и самое главное – привлекать финансирование для реализации своего проекта.
«В этом курсе я исходил из того, что предприниматель редко занимается управлением проекта, если этот проект не был подготовлен самим предпринимателем. Поэтому я начинал дисциплину управления проектами с положения: у вас нет проекта. Сначала надо подготовить проект, получить финансирование, а потом уже начинать его реализацию, – говорит начальник Управления по развитию проектной деятельности Игорь Куприенко. – Обычно в университете разработчики живут в парадигме решения конкретной технологической задачи, редко задумываясь, кому нужны результаты данного решения. Я постарался, прежде всего, выявить со студентами социальную значимость решения конкретной технологической задачи».
Игорь Куприенко рассказал, что обучение студентов строил на примере кейса программы приграничного сотрудничества Россия–ЕС, где особенно важно было подчеркнуть социальную значимость проекта. По итогам работы прошли защиты проектов в трех студенческих группах, некоторые разработки уже сейчас готовы к реализации, и именно в этом преподаватель видит полезность и эффективность дисциплины.
«Обучение происходило в группах по методикам Experiential Learning и Project Based Learning, когда идет одна теоретическая лекция, которая потом подкрепляется практикой. Самое ценное высказывание для меня было, когда студент сказал, что “вы перевернули мой мозг”. Это было после того, как два-три занятия мы пытались понять, как внедрять технологию, чтобы довести до конечного потребителя», – подчеркнул Игорь Куприенко.
Татьяна Токарева, заместитель декана по международной деятельности и работе с абитуриентами ФТМИ, MBA
Обучающимся с базовым техническим образованием курс «Методология управления проектами» помогает сформировать четкое понимание, как правильно управлять своими научными проектами, какие инструменты и методы существуют для этого, как взаимодействовать с коллегами, командой, внешними и внутренними заинтересованными сторонами. Студентам с базовым гуманитарным образованием курс даёт прекрасную возможность отточить свои навыки создания проектов и многое другое.
Немаловажно, что многие студенты выбрали курс на английском языке, кроме того, в группе были иностранные студенты из Ирана, Китая и Ганы. Таким образом, студенты сразу практиковали управленческие навыки и основные составляющие проектного менеджмента, оперируя терминологией международного уровня.
Елена Гаврилова, директор Центра предпринимательства, ассистент ФТМИ, член Рабочей группы при Комитете Госдумы по вовлечению студентов в предпринимательскую деятельность
Мой курс был максимально практико-ориентированным, по результатам каждого занятия студенты выполняли задания по проектам по теме занятия, которые они представляли в формате презентаций, получая обратную связь от преподавателя и однокурсников. Своей задачей по курсу «Методология управления проектами» я видела формирование у студентов базовых навыков «упаковки» проектов, будь то подача заявки на научно-исследовательский грант, социальный проект или стартап. Темы, рассмотренные на занятиях, применимы к проекту в любой области – персонал, сроки и график реализации, финансирование, доходы и расходы, риски проекта, цели и задачи, работы по проекту.
Курс также позволил студентам получить представление о предпринимательстве, социальных проектах, инфраструктуре поддержки инноваций в Университете ИТМО, источниках финансирования стартапов. Уверена, что данный курс позволит магистрантам повысить эффективность заявок, подаваемых ими на стипендиальные программы Благотворительного фонда В. Потанина, гранты Фонда содействия инновациям, а также эффективность планирования и организации работ при проведении мероприятий, публикации результатов научно-исследовательской деятельности и при реализации личных проектов. Студентам технических специальностей, в моем случае это была «фотоника», было довольно сложно перестроиться на гуманитарный лад, но итоговые презентации проектов показали, что дисциплина не прошла стороной.
Марина Лебедева, заместитель декана по коммуникациям и стратегическими развитию ФТМИ, MBA
Вся программа курса строилась на разработке конкретных проектов, в основе которых лежали потребности студентов. Среди основных проблем были выделены проблемы навигации по корпусам Университета ИТМО, проблема своевременного горячего питания, сложности сбора различных бумаг и разрешений, здоровый образ жизни и социальная активность студентов. Под работу над проектами студентами организовывались проектные группы. Групповая работа, постоянные обсуждения проектов, как внутри проектных групп, так и между ними, ориентация на практическую полезность подаваемого материала в будущем, нацеленность на реализацию этих проектных идей по окончании курса – это отличительные черты учебного процесса для магистрантов Института дизайна урбанистики. На занятия и защиту проектов мы приглашали практиков из консалтингового и IT-бизнеса, урбанистики и органов власти. Наши партнеры отметили социальный и бизнес-потенциал стартапов.
Наталия Аниськевич, преподаватель ФТМИ
Дисциплина «Методология управления проектами» преподается для магистров Университета ИТМО первый год, поэтому было некоторое количество «подводных камней» и моментов, которые будут исправлены в следующем семестре. В основном у меня занимались русскоязычные студенты, специальность которых связана с пищевой промышленностью, экологией и научной коммуникацией, также в индивидуальном порядке проходили занятия на английском языке со студентом из Нигерии, оказавшимся единственным в своей учебной группе. В лекциях мы рассматривали основные понятия и действия проектного менеджмента, необходимых для успешной реализации проекта. На практических занятиях работали с примерами успешно реализованных проектов, проводили тренинги по работе в команде, осваивали с практической стороны такие навыки, как управление стоимостью проекта и его финансирование, управление качеством, командой, рисками и коммуникациями проекта. Курс является больше практическим, поэтому в следующем семестре я планирую более тесно взаимодействовать с компаниями, связанными со сферой обучения студентов, чтобы они могли более детально понять все особенности проектной деятельности.
Игорь Соколов, Ксения Орешкина, Сергей Масленников, участники проекта «ЭкоСмарт», магистранты факультета фотоники и оптоинформатики
Курс «Методология управления проектами» открыл перед нами, физиками, новые возможности: показал нам, как правильно разработать проект и какой инструментарий применять. Нас познакомили с универсальной платформой, позволяющей всесторонне анализировать все аспекты проекта и его жизнедеятельности.
Наш проект состоит в создании универсальной системы для газоанализаторов. Сейчас на рынке существует огромное количество различных детекторов газов, однако универсальный комплекс измерения пока отсутствует, всё только на уровне разработки. На базе экологической компании происходит разработка программного обеспечения для такой системы, нашей задачей являлся подбор необходимых сенсоров, которые можно было бы объединить вместе, в одну систему. Благодаря Project Management, мы смогли описать наш проект как с технической, так и с экономической точки зрения.
Важно отметить, что курс полностью проходил на иностранном языке, что являлось серьезной практикой работы в интернациональном пространстве. Нашему преподавателю Татьяне Владимировне Токаревой решительно удалось вовлечь студентов из разных областей фотоники в новую для себя стезю, организовав всесторонний разбор основных моделей современного Project Management'а. В будущем хотелось бы еще большего погружения в гуманитарные бизнес-сферы, подобные этой.
Евгения Дорофеева, студентка факультета прикладной оптики, проект «Создание биодеградируемых плёнок для увеличения продолжительности жизни людей»
Курс проходил в формате лекций и практик. Сначала преподаватель нам подробно и понятно рассказывал материал, а после мы самостоятельно, скооперировавшись по группам, выполняли задания. Материал был изложен в правильной и, самое главное, понятной последовательности, что помогло не только справиться с поставленными преподавателем задачами, но и реально убедиться, что мы сами можем написать проект, достойный гранта.
Мой проект посвящен созданию биодеградируемых плёнок на основе хитозана. Основной целью проекта является увеличение продолжительности жизни людей. В ходе его реализации планируется разработать плёночный материал, обладающий всеми свойствами, необходимыми для его применения в медицинской практике. Проект рассчитан на три года, за которые нужно не только создать плёнки и наладить их производство, но и обучить медицинский персонал работе с ней. Поскольку развитие проекта напрямую связано с требованиями к плёночному материалу то, как только все требования будут удовлетворены, проект можно считать завершенным. Пока в планах изучение плёнок в лаборатории кафедры ИТТЭК и создании плёночного материала с улучшенными механическими свойствами.