О форуме

Главная задача Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего — наука молодых» и Международной научной конференции «Наука будущего» — формирование у молодежи представления о науке как о важнейшем ресурсе развития общества и пути к построению успешной карьеры, а также информационный обмен между исследователями и развитие международного сотрудничества в различных областях наук. Организатор всероссийского форума — Министерство науки и высшего образования РФ. Официальным партнером выступает Образовательный центр «Сириус». Оператор реализации проекта — компания «Инконсалт К».

В этом году мероприятия объединили на своей площадке более 600 участников, среди которых магистранты и аспиранты, молодые ученые — получатели грантов, стипендиаты, лауреаты премий и победители Президентской программы Российского научного фонда, ведущие российские и зарубежные ученые. В частности, в форуме приняли участие свыше 70 крупных российских и зарубежных ученых. Среди приглашенных лекторов выступили руководители лабораторий, созданных по программе «мегагрантов». Они поделились результатами своих научных исследований.

В целом работа форума была сфокусирована на семи направлениях Стратегии научно-технологического развития (СНТР) России: «Безопасность», «Экология, энергетика», «Цифровые технологии», «Транспортные системы», «Медицина и фармакология», «Сельское хозяйство и продукты питания», «Взаимодействия с применением гуманитарных наук». Как отметил Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования России, работа над проектами по этим направлениям поможет решить задачи ключевых вызовов, которые стоят сегодня перед человечеством.

Наука: встреча с президентом, новые контакты и международная повестка

Встреча молодых ученых с президентом. Источник: kremlin.ru
Встреча молодых ученых с президентом. Источник: kremlin.ru

Одним из ключевых событий форума стала встреча президента России Владимира Путина с молодыми учеными и обладателями мегагрантов, которая состоялась 17 мая. Среди участников встречи было немало ученых с мировым именем. Например, номинант на Нобелевскую премию по химии в 2013-м году Валерий Фокин, а также экс-профессор Гарварда, ныне сотрудница Университета ИТМО Екатерина Скорб, ставшая в прошлом году победительницей конкурса «Для женщин в науке» L’OREAL – UNESCO. Екатерина Скорб рассказала главе страны о своем научном бэкграунде, желании работать в России, а также о текущих исследованиях в Университете ИТМО.

Во время форума была организована и обширная международная программа — уже традиционными событиями мероприятия стали Российско-Французский и Российско-Германский дни. В частности, 14 мая, французская сторона провела празднование 80-летия Национального центра научных исследований Франции с участием его президента Антуана Пети.

Как подчеркивает Валентин Миличко, старший научный сотрудник физико-технического факультета и руководитель российско-французской лаборатории в Университете ИТМО, формат мероприятия предполагал не только официальную программу, но и, что важно, давал возможность лично в неформальной обстановке пообщаться с директором этой крупнейшей в Европе организации, с советником по науке при посольстве Франции в Москве и другими крупными фигурами в науке со стороны Франции.

Форум «Наука будущего — наука молодых». Источник: социальные сети
Форум «Наука будущего — наука молодых». Источник: социальные сети

«Было приятно осознавать интерес этой европейской страны к России, нацеленность на реализацию совместных научных проектов и положительные тенденции между российскими и французскими научными фондами к созданию совместных программ для ученых», — рассказывает Валентин Миличко.

Кроме того, он отмечает, что в целом на форуме был сделан ряд важных заявлений от министров и руководителей научных фондов России и Франции, которые касались новых программ поддержки ученых, что в перспективе может положительно отразиться на работе исследователей.

«Во-первых, объявлен новый этап конкурсов формата "мегагранты", в которых обязательно нужно участвовать со своими иностранными партнерами. Во-вторых, были анонсированы новые программы поддержки молодых ученых в рамках РНФ, участие в которых позволит продвинуть свои исследования. В-третьих, анонс нескольких международных инициатив по поддержке совместных, на примере российско-французских исследований, позволит расширить и укрупнить свои лаборатории. В целом, услышать эти новости из первых уст очень важно», — резюмирует он.

Валентин Миличко
Валентин Миличко

Международная научная конференция «Наука будущего»: лучший проект на секции «Транспортные системы»

17 мая команда, в которую вошли сотрудник Университета ИТМО — доцент факультета информационных технологий и программирования Алексей Кашевник, а также Андрей Чечулин, Василий Десницкий и Елена Дойникова, представлявшие Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук, Алексей Иванюк (Волгоградский государственный университет) и Владислав Звалинский (Майкопский государственный технологический университет), заняла первое место на секции «Транспортные системы» на III международной научной конференции «Наука будущего».

Как рассказывает Алексей Кашевник, сначала он участвовал в заседании секции, где представил доклад, посвященный интеллектуальной системе мониторинга водителя транспортного средства. Проект выполнялся в рамках проекта РНФ 18-71-10065 «Модели и методы интеллектуальной поддержки водителя на основе мониторинга ситуации в кабине транспортного средства».

Однако, помимо представления результатов проделанной работы, в рамках секции организаторы конференции также предусмотрели командную работу, цель которой — организовать взаимодействие молодых ученых из разных организаций. Для начала участникам необходимо было рассказать о себе, после чего они могли сформировать команды, исходя из своих научных интересов.

Алексей Кашевник
Алексей Кашевник

«После формирования команды нам было предложено подумать над идеей, в реализации которой могли бы принять участие все участники сформированной группы. В нашем случае коллектив состоял из специалистов по социо-киберфизическим системам, интеллектуальному взаимодействию роботов, робототехников, проектирующих колеса с изменяемым диаметром, логистики, а также специалистов по безопасности. Посовещавшись, мы выработали идею создания концепции программно-аппаратного комплекса, нацеленного на работу в чрезвычайных ситуациях. Данная тематика является продолжением работ, которые в данный момент ведутся в Университете ИТМО в международной научной лаборатории "Интеллектуальные технологии для социо-киберфизических систем" под руководством профессора Александра Викторовича Смирнова», — комментирует Алексей Кашевник.

Суть предложенного комплекса заключается в создании концепции модульного робототехнического комплекса (РТК) с подъемно-поворотно-выдвигающимися шасси и колесами изменяемого диаметра, объясняет он. Этот комплекс способен осуществлять доставку грузов по пересеченной местности. Кроме того, данный РТК будет обладать повышенной проходимостью, что позволит ему преодолевать препятствия, которые выше, чем радиус его колеса.

Для автоматизации его движения авторы проекта предложили использовать концепцию Интернета транспортных вещей для аккумуляции контекста, в котором находится РТК, путем анализа различных доступных сенсоров. Также предполагается оснастить робота квадрокоптером, который позволит сканировать местность и препятствия на его пути. В случае невозможности преодоления препятствия в автоматическом режиме РТК будет запрашивать помощь оператора, который может в любой момент взять управление комплексом на себя.

Форум «Наука будущего — наука молодых». Источник: социальные сети
Форум «Наука будущего — наука молодых». Источник: социальные сети

Взаимодействие модулей РТК планируется осуществлять с использованием концепции интеллектуальных пространств, которая активно развивается в международной научной лаборатории «Интеллектуальные технологии для социо-киберфизических систем».

«Эта концепция позволяет обеспечивать совместный доступ к информации и знаниям подключенным устройствам на основе онтолого-ориентированного механизма публикации/подписки, что позволит обеспечить семантическую интероперабельность при взаимодействии модулей РТК. Так как РТК может применяться при чрезвычайных ситуациях (например, при антитеррористических операциях), необходимо также обеспечить комплексное обеспечение безопасности при взаимодействии его модулей», — рассказывает Алексей Кашевник.

По его словам, одержать победу команде помогла глубокая проработка тематики представленного проекта, а также слаженное взаимодействие участников группы, подготовка хорошей презентации, ответственное отношение каждого к взятым на себя обязательствам и выполненный на высоком уровне доклад.

«Опыт, который я получил — уникален. Для меня это была первая конференция, на которой была организована подобная командная работа, помимо основных секций, которые были очень интересными и познавательными. Так, например, я бы хотел отметить семинар, посвященный подготовке презентации в стиле TED и семинар по подготовке масштабируемых презентаций. Взаимодействие в команде позволило получить новый опыт и знания напрямую от ведущих молодых ученых России (победителей молодежных программ РНФ и президентских грантов), которые являлись участниками данной конференции, а также повысить уровень междисциплинарности исследований за счет участия в командах специалистов из различных областей знаний. Также хочется отметить прекрасную работу модератора секции "Транспортные системы" Александры Брусникиной (ООО "Инконсалт К"), которая организовала работу на секции по систематизации материала и направляла работу команд в правильное русло», — говорит он.

Михаил Котюков. Источник: социальные сети
Михаил Котюков. Источник: социальные сети

Награждение победителей состоялось на закрытии конференции с участием Министра Российской Федерации по науке и высшего образования Михаила Котюкова, а также его первого заместителя Григория Трубникова. В дальнейшем, по словам Алексея Кашевника, по тематике проекта, который был подготовлен за дни конференции, вместе с коллегами планируется подать заявку на совместный грант.

Менторство проектов

Кроме того, сотрудники Университета ИТМО выступили менторами проектных команд молодых ученых. Международную научную лабораторию цифровых гуманитарных исследований на форуме представила ее руководитель Антонина Пучковская, которая стала ментором на секции «Деятельность человека с применением гуманитарных наук».

Участники этой секции разрабатывали проект по созданию российских культурных центров за рубежом для объединения соотечественников. В отличие от существующих культурных центров при посольствах и консульствах России за рубежом новизна идеи группы Антонины Пучковской состояла в формировании дорожной карты по созданию таких центров «под ключ» и распространению их по всей территории зарубежного государства, чтобы как можно больше людей могли приобщиться к русской культуре.

Антонина Пучковская
Антонина Пучковская

«Важно отметить, что, как нас учили в Школе управления Сколково, куда команда Университета ИТМО ездила в апреле на краткосрочный воркшоп, основная обязанность ментора — не обучать или навязывать свои идеи, а направлять в нужное и продуктивное русло работу курируемой группы. Соответственно, в рамках работы нашей секции работа ментора заключалась в помощи участникам сформировать идею проекта, расписать дорожную карту, подумать о вызовах современности и ближайшего десятилетия с целью актуализировать выбранную тематику, сформировать пул вопросов научному сообществу, подготовить презентацию идеи и выступить с ней перед комиссией экспертов, — рассказывает Антонина Пучковская. — Для меня опыт менторства был крайне полезен и необычен, так как в своей профессиональной деятельности я комбинирую преподавательскую и менторскую деятельности. Но в рамках форума у меня получилось провести "чистый эксперимент", будучи исключительно ментором».

Научная коммуникация

Полностью повестку по научной коммуникации на форуме закрывала команда Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) под руководством Александры Борисовой, сооснователя и президента АКСОН, а также руководителя магистерской программы «Научная коммуникация» Университета ИТМО.

Команда Центра научной коммуникации на форуме
Команда Центра научной коммуникации на форуме

Один из элементов этой работы — проработка коммуникационного плана, ключевых сообщений и других элементов в проектных группах молодых ученых. В первый день форума прошла неформальная установочная встреча, на которой выступил первый заместитель Министра науки и высшего образования России Григорий Трубников, председатель координационного совета молодых ученых Никита Марченков и директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков, подробно рассказавший о пунктах СНТР, которые касаются построения системы коммуникации в науке, технологиях и инновациях.

«В последующие дни участники форума были распределены по проектным группам в тематических секциях. Всего секций было семь и они так или иначе стыковались с приоритетами СНТР: транспортные системы, безопасность, здравоохранение, цифровые технологии, сельское хозяйство, гуманитарные науки, экология. В каждой секции были модераторы, тематические менторы и менторы по коммуникации. Что касается коммуникационной части, мы оцениваем результаты положительно. Ученые действительно начинали больше задумываться о формировании общественного запроса на исследования, целевой аудитории проектов и распространении их результатов», — комментирует Дмитрий Мальков.

Кроме того, в рамках форума состоялась деловая игра «Эффект погружения» (автор — научный журналист и доцент практики Университета ИТМО Ольга Добровидова), объединившая около 70 участников форума. По ее правилам участники делились на группы (редакции СМИ), которым необходимо было отработать информационный повод, связанный с каким-либо шуточным открытием. Редакции могли брать комментарии у «пресс-служб» и всевозможных «экспертов». Главная задача проекта — дать ученым возможность посмотреть, как строится работа журналиста и как в сжатые сроки принимать решения об освещении спорных сюжетов.

Выступление Дмитрия Малькова на форуме
Выступление Дмитрия Малькова на форуме

Участниками форума также стали выпускники и студенты магистратуры по научной коммуникации. Так, выпускник программы Даниил Широков участвовал в координации проектных групп молодых ученых, а студентка второго курса магистратуры Екатерина Ерохина работала на стенде проекта «Я в науке» как сотрудница научно-популярного портала «Индикатор».

Освещали работу форума три студентки программы по научной коммуникации, которые работали в составе студенческого пресс-центра. Например, о судьбе молодых ученых в России и перспективах работы исследователей Яне Плехович удалось поговорить с российско-американским химиком, PhD, профессором Университета Южной Калифорнии Валерием Фокиным и специалистом в области спинтроники и фотоники, профессором университета Саутгемптон (Великобритания) Алексеем Кавокиным. А о том, как попасть в Nature, студенты выяснили у знаменитого российского химика, кристаллографа, педагога и профессора РАН Артема Оганова. Также в течение работы форума они делали стримы и записали несколько подкастов.

«Самым сложным на форуме было не потеряться в потоке информации. Одновременно шло много секций и мастер-классов, необходимо было выбрать что-то одно и не совпасть в теме с коллегами. А потом еще и быстро сделать из этого контент. Сначала сложно было подходить к спикерам и просить дать интервью, согласиться на подкаст/стрим. Но потом было уже не страшно. Кстати, очень редко говорили “нет”. Наоборот, все с энтузиазмом соглашались на стримы/подкасты», — делится впечатлениями Яна Плехович, студентка первого курса магистратуры по научной коммуникации.

Заместитель директора Центра научной коммуникации Дарья Денислва и студентки программы по научной коммуникации
Заместитель директора Центра научной коммуникации Дарья Денислва и студентки программы по научной коммуникации

В целом в Young Media работали девять человек, в том числе участники форума из Новосибирска и Красноярска. Кураторами редакции выступили команда проекта «Лаба.Медиа» и научный журналист Ольга Орлова. Как отмечает Яна Плехович, по итогам работы на форуме удалось научиться не бояться говорить с именитыми экспертами, не робеть перед камерой, быстро вливаться в незнакомую команду и работать в атмосфере постоянного цейтнота. По ее словам, именно эти навыки помогут не только в обучении, но и в будущей работе.