В пятницу, 3 июля, прошло онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Его темой стала пандемия коронавируса и ее влияние на работу российских университетов. Участники встречи обсудили доклад, подготовленный ректорами 13 ведущих вузов России о том, как вузовская система страны справляется с глобальными сложностями, вызванными распространением COVID-19.

«Когда мы в середине марта оказались в этой ситуации, мы не знали зачастую, что делать, и, может быть, нередко действовали по наитию, но именно в тот момент вместе с университетами министерство договорилось и определилось, что надо одновременно попытаться посмотреть на себя со стороны, — сказал в своем приветственном слове министр науки и высшего образования Валерий Фальков,я хочу выразить особую благодарность представителям вузовских команд, ректорам университетов, которые откликнулись на предложение самоорганизоваться и постараться в достаточно короткие сроки подготовить аналитический доклад. […] Это результат работы большого количества очень квалифицированных людей. Мы постарались, чтобы он был максимально объективным, очень надеемся, что он поможет нашим университетам, нашим законодателям, экспертному сообществу и обществу посмотреть на эту ситуацию более профессионально».

Валерий Фальков. Источник: news.utmn.ru
Валерий Фальков. Источник: news.utmn.ru

Система прошла стресс-тест

По мнению авторов доклада, российская система высшего образования, столкнувшись с масштабными сложностями, вызванными пандемией, смогла пройти этот «стресс-тест». К 23 марта более чем 80% вузов смогли перейти на работу в дистанционном режиме. Это привело к тому, что процент заражения студентов и преподавателей вузов оказался ниже, чем процент зараженных в среднем по населению страны.

График распространения коронавируса. Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании
График распространения коронавируса. Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании

«Две трети студентов удовлетворены, как организовано онлайн-обучение в их вузе, — отметил один из соавторов доклада, ректор Высшей школы экономики, Ярослав Кузьминов, — 32% российских студентов предпочитают онлайн очному формату. Однако очень важно, что в докладе отмечается, что многие университетские активности, которые являются традиционными для классического образования: это проектная и практическая работа, это внеучебные активности, воспитательная работа — не могут быть переведены в онлайн без существенного снижения эффекта. Более 40% студентов отмечают как серьезную проблему нехватку общения с однокурсниками и очных дискуссий с преподавателями университетов».

Ярослав Кузьминов. Источник: hse.ru
Ярослав Кузьминов. Источник: hse.ru

Также в ходе заседания отмечалось, что после пандемии необходимо максимально загрузить лаборатории и творческие классы для реализации тех практических проектов, которых не хватает в настоящий момент.

Цифровая педагогика и проблема социальной ответственности

Несмотря на то, что в целом система высшего образования смогла успешно переформатировать свою работу в условиях пандемии, она столкнулась с рядом вопросов, на которые только предстоит найти ответы.

В первую очередь с проблемами при переходе на онлайн-занятия столкнулись студенты-первокурсники. Ситуация показала, что у них не хватает навыков самоорганизации, горизонтального взаимодействия, самостоятельной работы в группах, что усложнило для них обучение в сложившихся условиях. Поэтому особенно возросла роль тьюторов и менторов. Впрочем, с проблемами столкнулись и студенты старших курсов.

«Пандемия поставила вопрос о разработке новой педагогики, — отмечает соавтор доклада, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, представляя презентацию. — Иногда мы считаем, что переход в цифру — это просто перевод того процесса, который существует, на другой носитель, но стало ясно, что нужна совершенно новая дидактика, что нужны совершенно новые способы удержания мотивации, индивидуализации, интерактивности, вовлечения студентов».

Онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Источник: youtube.com
Онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Источник: youtube.com

При этом, работая над адекватным переходом занятий в дистанционный формат, вузам и министерству также было важно решить социальную проблему. Более половины студентов столкнулись со снижением доходов, что побудило вузы принять программы поддержки занятости студентов в кампусе, чтобы снизить социальную напряженность и дать студентам дополнительные возможности для заработка и продолжения обучения.

Болевые точки: неравенство и инфраструктура    

Ситуация с коронавирусом обнажила и старые проблемы, которые требуют решения. Стало особенно заметным неравенство на самых разных уровнях: между вузами, имеющими разное финансирование и статус; неравенство между преподавателями, имеющими разные навыки работы с онлайн-площадками; между студентами с разным достатком.

Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании
Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании

Также стала очевидна проблема инфраструктуры, в первую очередь аппаратной и программной. Так, выяснилось, что около трети вузов не располагают адекватно функционирующей LMS (системой управления обучением). Возникали сложности с использованием онлайн-площадок для проведения занятий, что вызывало дискомфорт для обучающихся.  

«Что касается студентов — не все они обеспечены планшетами и мобильными компьютерами, процент таких обучающихся достаточно высокий, и вузы принимали активное участие, чтобы помочь им», — сказал соавтор доклада, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Владимир Васильев
Владимир Васильев

При этом он отметил, что вузам необходимо пересмотреть свою работу в части коммуникации со студентами, представленности в цифровом пространстве, в первую очередь в социальных сетях.

«Мы перешли к ребятам digital native, которые «родились» в сети, которые работают в сети, именно с мобильными приложениями, — пояснил в своем выступлении Васильев. — Мы знаем, что вузы не могли быстро наладить коммуникационную связь, иногда не имея соответствующих групп в сети "ВКонтакте", "Одноклассниках" и так далее. Не все вузы даже имеют сайты с мобильными приложениями. Речь идет не только о создании компьютерного и программного обеспечения, а о переходе именно на мобильные приложения [для взаимодействия со студентами]».

Также ректор Университета ИТМО отметил, что необходимо создание распределенной по России сети консультационных и методических центров на базе ведущих региональных вузов, которые могли бы разрабатывать, хранить и предоставлять ядро программного обеспечения, необходимого для организации новой работы университетов.

Как было отмечено в ходе заседания, подготовка и представление доклада это только первый шаг в осмыслении уроков пандемии для высшего образования в стране. В конце августа начале сентября рабочая группа представит конкретные рекомендации регулятору и университетам, основанные на анализе и лучших практиках. 

Полную запись заседания Общественного совета при Министерстве науки и высшей школы можно посмотреть по ссылке