Организатором зимней школы выступил факультет систем управления и робототехники (СУиР) Университета ИТМО.

«В 2019 году мы проводили летнюю школу по нелинейному и адаптивному управлению. Спикерами школы выступали ведущие профессора с мировым именем, и тогда был выбран интересный формат: они выступали не с пленарными лекциями для научного сообщества, а с учебными занятиями для студентов. Отталкиваясь от опыта этой школы, мы решили сделать некий аналог. Мы сохранили формат мероприятия, но спикерами предложили выступить своим молодым и активным преподавателям. Дополнительно мы решили провести тестирование по результатам этих занятий, успешное прохождение которого давало бы право поступать в магистратуру ИТМО. По сути, тестирование и было вступительным экзаменом, с очень жестким регламентом по времени, большим количеством вопросов и предоставлением только одной попытки прохождения теста, гарантируя честную и объективную оценку знаний», ― рассказывает декан факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО Антон Пыркин.

Летняя школа по нелинейному и адаптивному управлению
Летняя школа по нелинейному и адаптивному управлению

Треки

Программа школы объединила три актуальных направления из области систем управления и робототехники. Все они соответствуют наиболее крупным образовательным программам факультета СУиР, добавляет Антон Пыркин.

  • Математическая инженерия и системы управления

Этот трек был рассчитан на участников, которые имеют интерес и сильные компетенции в математике и планируют в дальнейшем изучать цифровые системы управления.

С современной теорией систем управления студентов познакомил доцент факультета СУиР Олег Борисов. Также он представил доклад, посвященный геометрическому подходу к синтезу робастных законов управления. А доцент факультета СУиР Владислав Громов рассказал о робототехнических системах и приложениях, представив подробную классификацию современных робототехнических систем: использование роботов на производстве, транспортных логистических системах, способы и принципы управления, необходимые измерительные средства, задачи, требующие интеллектуальный подход.

  • Электроинженерия и индустриальные системы

Направление позволило студентам познакомиться с современными технологиями и новыми перспективами в области приборостроения, машиностроения и электротехники.

Участники трека подробнее узнали о современных преобразователях робототехнических и энергетических систем и комплексов (об этом рассказали доценты факультета СУиР Дмитрий Лукичев и Николай Поляков).

А сотрудники факультета Максим Афанасьев и Юрий Андреев представили доклад об индустриальных киберфизических системах, рассказав как о настоящем, так и о ключевых перспективах этого направления.

  • Робототехника и искусственный интеллект

Трек позволил расширить представление о методах проектирования роботов ― его участниками стали студенты, которые в будущем планируют создавать, программировать и обучать новых роботов.

Доцент факультета СУиР Алексей Ведяков рассказал о том, как развиваются и применяются методы машинного обучения в робототехнике, после чего участники получили возможность сразу же применить полученные знания в задаче стабилизации маятника. А сотрудник Международной лаборатории «Биомехатроники и энергоэффективной робототехники» Иван Борисов познакомил студентов с морфологическим проектированием и моделированием в винтовом исчислении.

Участие в школе было полностью бесплатным, желающим было лишь необходимо пройти регистрацию до начала школы. Все занятия проводились в Zoom. Дополнительно работала группа в Telegram для оперативного общения всех участников и организаторов.

Лаборатория интеллектуальных технологий робототехники
Лаборатория интеллектуальных технологий робототехники

Антон Пыркин добавляет, что организаторы ставили перед собой задачу привлечь максимально большое внимание потенциальных абитуриентов в магистратуру. При этом ― не просто рассказать об образовательных программах, но и дать возможность абитуриентам познакомиться с ними поближе, послушав лекции ведущих преподавателей.

«Мы могли бы провести и проводили ранее это мероприятие вживую, однако, чтобы привлечь потенциальных абитуриентов, мы выбрали достаточно удобный и эффективный формат. Иногородним участникам не нужно было покупать билеты, заботиться о проживании, они могли быстро подключиться к работе школы, полноценно участвуя в диалоге с преподавателями и другими участниками. При этом для принятия решения о дальнейшем обучении участники получили заряд эмоций, знаний, знакомств, а не назойливую рекламу в социальных сетях», ― отмечает он.

Всего зимняя школа объединила 110 студентов бакалавриата и магистратуры, при этом более 70% участников представляли другие вузы. На протяжении трех дней они смогли прослушать лекции от сотрудников факультета, а в итоге ― пройти завершающее тестирование.

Антон Пыркин
Антон Пыркин

Результаты

Те участники, которые прослушали все лекции и лучше остальных справились с итоговым тестом, смогут поступить в магистратуру Университета ИТМО без экзаменов. По итогам школы такую возможность получили 46 человек. В зависимости от пройденного теста они смогут поступить на образовательные программы «Робототехника и искусственный интеллект», «Цифровые системы управления», «Электроинженерия» и «Индустриальные киберфизические системы».

«Нам удалось привлечь внимание мотивированных и заинтересованных ребят, продемонстрировать свои сильные стороны. Результатом мы довольны. Мы сделали хороший качественный материал для абитуриентов, мы нашли способ заранее познакомиться с нашими потенциальными абитуриентами, ― отмечает Антон Пыркин. ― Тестирование на самом деле было очень непростым, потому что, не прослушав лекции, шансы ответить на заготовленные вопросы были не велики. И результат тестирования это подтвердил. Менее половины зарегистрированных участников смогли пройти итоговое испытание. А значит настоящий экзамен состоялся, и ребята, прошедшие тест, справедливо могут претендовать на поступление в магистратуру. Мы ищем новые способы познакомиться со своей целевой аудиторией, и нам этот опыт понравился».