Как рассказывает Алия Сахариева, директор Центра искусства и науки, идея таких курсов появилась в ходе реализации целого ряда инициатив по популяризации направления Art&Science среди студентов ИТМО.

«В прошлом году мы предложили инициативу для студентов-магистрантов ВКР как арт-проект, — рассказывает она. — Тогда мы поняли, что когда к нам приходят магистранты без какого-либо бэкграунда в искусстве, они сталкиваются с определенными сложностями. Так что мы решили начать работать с бакалаврами и предложить им, пусть совсем небольшие, возможности для знакомства с миром искусства. Можно сказать, что майнор — это демоверсия того, чем мы занимаемся в магистратуре. Мы даем базовое понимание того, что такое технологическое искусство. Потому что многие до сих пор думают, к примеру, что Art&Science занимается цифровой реставрацией или переносом картин Ван Гога в VR».

Алия Сахариева
Алия Сахариева

В первый набор попали всего 30 студентов — из более чем ста желающих. Как объясняют организаторы, курс пока что проводится в тестовом режиме и предполагает камерность — на практических занятиях участники будут работать в группах по 15 человек.    

«Участников мы отбирали по мотивационным письмам, в которых студенты писали: для чего они хотят получить майнор, почему мы должны взять именно их, какими техническими навыками они обладают, какие проекты они хотят сделать. Мотивация была самым главным фактором. У большинства ребят, которые попали на майнор, нет художественного образования — они просто очень хотят заниматься искусством. Но у них есть определенные технические скиллы, и их задача на этот год — понять, как можно применять их в творчестве», — объясняет менеджер Центра искусства и науки Лина Кипрюшина.

Лекция Дмитрия Озеркова в рамках майнора Art&Science
Лекция Дмитрия Озеркова в рамках майнора Art&Science

Программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить как основы теории и философии искусства, так и на практике попробовать некоторые направления Art&Science: биоарт, саунд-арт, VR/AR-проекты, интерактивный дизайн и так далее. Так, первый модуль полностью состоит из лекций и семинаров: вводные лекции о развитии искусства в XX и XXI веке прочитал Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель магистерской программы Art&Science, далее целый курс из 12 лекций по технологическому искусству прочитает искусствовед Ольга Ремнева.

«За эти 12 встреч я расскажу студентам о том, как именно функционирует Art&Science, какие подходы используют современные художники, как они взаимодействуют с учеными. Естественно, я провожу параллели с актуальным искусством и искусством прошлого, показывая, что технологическое искусство не возникло из пустоты, а является логичным этапом развития. Очень важно провести ребят через теоретический блок, потому что, помимо того, чтобы научиться что-то делать руками, нужно научиться мыслить концептуально. Важно дать понять, как реализуются проекты именно с момента идеи, как происходит формирование посыла», — рассказывает Ольга Ремнева.

Ольга Ремнёва. Фото из личного архива
Ольга Ремнёва. Фото из личного архива

В конце обучения — осенью 2021 года — все студенты должны будут использовать полученные на курсах навыки для создания собственных арт-проектов, индивидуальных или командных. Их, в том числе можно будет добавить в свое портфолио при поступлении в магистратуру.

В следующем осеннем семестре стартует новый набор. Впрочем, ограничение для первокурсников сохранится: заявки будут принимать только от студентов 2-4 курсов. При этом художественный бэкграунд и познания в искусстве не имеют значения.

«Это точно не однократная инициатива. Сейчас мы делаем все в тестовом режиме, чтобы понять, как лучше выстраивать занятия. В следующем году мы планируем продолжать программу и расширяться. Мы считаем, что это очень круто, что у студентов ИТМО есть такая крутая возможность — бесплатно проходить занятия в рамках своего обучения. Мы хотим сохранить эту привилегию, для всех остальных у нас существуют Летние и Зимние школы, которые проходят на коммерческой основе», — заключает Алия Сахариева.