В этом году ты поступила в магистратуру Университета ИТМО. Специальность, которую ты будешь изучать, принципиально новая для тебя или, напротив, направлена на развитие уже полученных навыков?

В прошлом году я окончила бакалавриат в СПбГУ, моя специальность называлась «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук». Там мы попробовали себя в разных направлениях: от программирования, трехмерного моделирования, анимации, аудио-, видеообработки до работы с виртуальной реальностью. При этом специальность является довольно оригинальной: она совмещает информатику, тесно связанную с математическими дисциплинами и программированием, с одной стороны, и применение информационных технологий в гуманитарной сфере, в искусстве, творчестве, с другой стороны. Поэтому специальность включает в себя знания из совершенно противоположных областей.

Продолжить обучение в магистратуре Университета ИТМО я решила потому, что увидела эту программу как логичное продолжение образований, полученного в СПбГУ. Здесь я учусь на программе «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения». Сейчас мы плодотворно занимаемся трехмерным моделированием компьютерных персонажей, у нас есть дисциплины по созданию интерактивных веб-приложений, созданию анимации и мультипликации и изучению мультимедийных технологий.

С чем был связан твой последний большой проект?

Таким проектом была моя дипломная работа, посвященная мультимедийным иллюстрациям персонажей в дополненной реальности (AR) из настольной игры «Имаджинариум». Идея заключалась в создании мобильного AR-приложения, которое могло бы «дополнить» настольную игру. Я выбрала несколько иллюстраций с выразительными героями, смоделировала их в 3D и создала с ними приложение дополненной реальности. Так как по правилам игры нужно придумывать ассоциации к картинками, я решила, что дополненная реальность как раз поможет полету фантазии игроков и визуально усилит игру. Приложение создано под Android, его можно скачать для ознакомления. Пока там реализованы несколько персонажей: при наведении камеры смартфона на их 2D-изображения можно увидеть объемных героев и рассмотреть их со всех сторон.



Я связывалась с издателями игры и рассказала о своем проекте. Они проявили интерес не только к AR-проекту, но и к возможности печати моделей персонажей игры на 3D-принтере, но, к сожалению, пока не придумали, как внедрить идею, чтобы не отвлекать от самой настольной игры. Мне кажется, для «Имаджинариума» эта идея очень необычна. Было бы здорово выполнить в AR целую серию персонажей, я уверена, такой необычный карточный набор привлек бы интерес любителей настольных игр. Я считаю, это очень перспективная форма визуального представления контента: получается зрелищно и эффектно. Сейчас дополненная реальность – одна из самых многообещающих мобильных  технологий, она быстро развивается и уже применяется в разных сферах. Чего стоит одно только приложение Pokemon Go!

В будущем я буду продолжать работать в направлении, связанном с дополненной реальностью – в частности, планирую связать с ней магистерскую диссертацию, но уже не в таком развлекательном русле. 

До этого ты реализовала проекты только с применением дополненной реальности?

В прошлом году я в составе команды студентов СПбГУ участвовала в конкурсе «Start-up СПбГУ 2017» с VR-проектом, где мы заняли третье место и получили грант на реализацию своей идеи. Проект представлял собой интерактивный виртуальный музей музыкальных инструментов «TimeMelody». В нем можно оказаться в виртуальных пространствах, соответствующих времени распространения инструментов, послушать их звучание и рассмотреть трехмерные модели инструментов. Запись звучания инструментов проводилась на бинауральный микрофон, благодаря чему звук получался объемный, что придавало большую реалистичность. Для проекта были созданы 3D-модели необычных инструментов, среди них кантеле, виола да гамба, лира, армянский дудук, шофар, древняя костяная флейта. Были и классические: труба, тромбон, рояль, флейта и другие.

Каким ты видишь будущее этого проекта?

Мы связались с одним из музеев Санкт-Петербурга, в котором хранится огромная коллекция музыкальных инструментов, но они давно превратились в экспонаты, пылящиеся за витринами, их нельзя услышать и сложно рассмотреть. Мы предложили музею создать приложение, которое бы позволило озвучить, оживить эти инструменты, организовать виртуальную экскурсию, где посетители могли бы погрузиться в мир представленных музыкальных инструментов и услышать их. Уверена, в будущем наши идеи воплотятся в жизнь.

Кроме того, 21 июня мы участвовали в международной конференции EVA Saint Petersburg в Университете ИТМО. Мы демонстрировали свои студенческие проекты, среди которых были мультимедийные AR-иллюстрации и наш Виртуальный музей музыкальных инструментов, который был также представлен в дополненной реальности. Также участвовали в масштабном мероприятии Big Business Fun Festiva (BBFF)l, а именно – в White Night Startup (Стартап Белых Ночей), где также презентовали VR-проект в рамках питч-сессии.

Сегодня IT проникает в абсолютно разные сферы жизни: банки, медицину, городское планирование и так далее. Активно развивается направление Art&Science, такой кластер открылся в начале этого года в Университете ИТМО. В чем ты видишь перспективы развития в такой сфере, которая, по сути, находится на стыке гуманитарной, творческой и технической сфер?

Я считаю, что это направление способствует появлению интереснейших междисциплинарных проектов, создаваемых на стыке информационных и мультимедийных технологий с возможностью их перспективного применения в различных областях.

Честно говоря, могу смело назвать свою учебную группу небольшим кластером Art&Technology! Потому что у нас собрались талантливые ребята, каждый силен в какой-нибудь мультимедийной технологии, обладает знаниями дизайна или художественными навыками, программирует или моделирует; есть ребята, которые занимались созданием видеомаппинга для акции «Ночь музеев-2017» в Мастерской Аникушина.

Все мы, постоянно общаясь, помогаем друг другу в освоении чего-то, что умеем лучше, обмениваемся знаниями и опытом, в такой команде можно создать не один крутой проект на стыке технологий и искусства.

Какие проекты вдохновляют лично тебя? На какие примеры хотелось бы равняться?

Мне больше всего интересно трехмерное моделирование и то, что с ним связано. Множество вдохновляющих проектов я нахожу на просторах интернет-платформы Behance и ArtStation, на которых представители творческих профессий со всего мира демонстрируют свои работы. Мастерство множества проектов профессиональных художников, иллюстраторов, дизайнеров и художников 3D-графики поражает своей неординарностью, смелостью идей, масштабом вложенного труда и мотивирует на собственное развитие.

Буквально недавно ты стала победителем конкурса рисунка для государственных знаков почтовой оплаты, посвященных XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Как готовилась к конкурсу, что, на твой взгляд, помогло победить?

О том, что в октябре 2017 в Москве и Сочи будет проводиться XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, я узнала зимой, сразу же подала заявку на участие. В мае увидела в группе «ВКонтакте», что проводится конкурс на создание рисунков для государственных знаков почтовой оплаты, посвященных ВФМС2017 по трем номинациям: «почтовая марка», «конверт» и «открытка».

По условиям конкурса нужно было создать какой-либо рисунок, соответствующий жанру почтовой миниатюры и посвященный проведению фестиваля.

Естественно, делала работу в последний день. Отправила почти впритык. Работа получилась достаточно кропотливая, потому что она состоит из многих элементов. Что меня вообще вдохновило на участие? Я подумала, почему бы и нет? Почему бы не попробовать внести свой небольшой вклад в культурное и историческое наследие всемирного фестивального движения. Я никогда не участвовала в подобных творческих конкурсах. А новый опыт — это всегда полезно. В результате моя работа победила, на ее основе будут выпущены маркированные конверты или карточки, посвященные ВФМС2017, и таким образом я получила возможность стать участником фестиваля.



У тебя за плечами уже ряд побед в различных конкурсах. Где и как человеку, который сегодня занимается аналогичными проектами, находить возможности для развития?

Если честно, сама я до какого-то момента была достаточно пассивным студентом, потому что очень плотно училась, но потом от активных знакомых узнала, что есть различные молодежные образовательные форумы, как, например, Таврида. Там мне удалось побывать на творческой смене художников, скульпторов и искусствоведов. Было немного странно оказаться в окружении творческой молодежи со всей России, но все равно эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. Возможно, это тоже дало толчок для художественного развития. А после этого я сама стала узнавать о множестве форумов и конкурсов, куда можно подавать заявки, бесплатно участвовать и, что немаловажно, встречаться с интересными людьми из разных уголков страны. Все началось с сарафанного радио от друзей, желания тоже себя где-то показать, проявить, и теперь я регулярно слежу за новостями в соцсетях.

Безусловно, в соцсетях есть сообщества, связанные с компьютерной графикой, там выкладывается очень много полезной информации как для изучения и развития, так и для участия в конкурсах. Предложений очень много, и все зависит только от тебя.

В Университете ИТМО тоже есть много различных возможностей, для развития стартапа, например, и конкурсов. В нашем случае, безусловно, непросто, потому как приходится связывать в одном проекте и технологии, и искусство, и при этом делать инновационный продукт. Но я надеюсь, что здесь тоже удастся поучаствовать в различных активностях.

А если кажется, что есть дела поважнее или как раз сейчас нужно привести в порядок ситуацию с учебой? Да и просто ведь часто бывает, что человек не уверен в себе или сомневается в своих силах. Или, наконец, банально лень. Стоит ли пытаться подаваться, участвовать? Как мотивировать себя не сидеть на месте?

Здесь прежде всего поможет активное окружение друзей либо осознание того, что студенческая жизнь коротка и очень легко упустить шанс проявить себя, использовать хорошую возможность. Подать заявку ведь ничего не стоит, но, если вы сделаете хотя бы этот первый шаг, дальше все пойдет само собой, самому будет интересно двигаться дальше. А потом уже приходит осознание того, что есть реальные шансы победить или получить дополнительные навыки, возможности от участия.

Я думаю, что главная мотивация в этом случае — нежелание терять время, которое уходит очень быстро. Учебой можно заниматься сколько угодно, а хорошие возможности, достижения, полезные контакты и знакомства упустить можно очень легко. И лучше этого не делать.