Одна карьера сложилась — пора строить следующую
Родион, расскажите, в какой момент вы решили поступить в магистратуру ?
На «Острове 10-21» я проходил интенсив по направлению «Квантовая физика», где познакомился с профессором Университета ИТМО Алексеем Духановым. Именно он и пригласил меня в магистратуру.
Чем вы сейчас занимаетесь помимо учебы?
Я руководитель юридической фирмы, у меня есть патенты на изобретения в области искусственного интеллекта, технологический стартап в Сколково. Мы с командой реализуем проект по автономному распознаванию дефектов в металлических изделиях, например, в рельсах, при помощи нейронных сетей.
Почему решили не ограничиваться юридической деятельностью?
В этой сфере я знаю абсолютно всё. Я работал юристом в судах, сам был судьей, писал законы в Совете Федерации, преподавал, занимался всеми возможными отраслями права. Так что открыть для меня что-то новое в этом практически невозможно. Но открытия нужны, когда ты получаешь вызов — разобраться в той сфере, в которой ничего не знаешь, то у тебя появляется стимул расти и продолжать жить. Потому что пока ты учишься — ты живешь.
Как вы шли от юриспруденции к квантовой физике? Где учились? Как занимались?
Я это делал постепенно. Сначала занимался программированием в Политехническом университете, потом окончил Школу анализа данных от Билайна, потом прошел интенсив на «Острове 10-21», а вот теперь заканчиваю учебу в магистратуре ИТМО. Причем, отличником! У меня хорошая мотивация — мой личный интерес. Я сначала просто увлекся искусственным интеллектом, нейронными сетями, а потом увидел, что в этой области есть большое свободное поле для реализации моих идей. Это дало мне дополнительный толчок к обучению. Но по сути это всегда было just for fun, нельзя сказать, что я ударился в изучение физики, потому что голод меня заставил.
А почему всё-таки магистратура, а не еще одни курсы? Очное обучение, экзамены, целых 2 года занятий — зачем?
Я всегда был заинтересован в том, чтобы получить именно полноценное, фундаментальное образование. Всякого рода курсы и паллиативы меня никогда не устраивали. Есть такое понятие — «кривая обучения». Очень легко внушить ученику, что он делает большие успехи в короткий срок, но потом его неминуемо настигнет «долина смерти». Это период, когда у человека развивается чувство, что на самом деле он не знает ничего. И вот из этого состояния надо обязательно выходить, продолжая учебу. За пару месяцев пройти весь цикл невозможно, а значит, дойти до стадии настоящего понимания процесса тоже. Кроме того, магистратура — это вызов для меня. Всё-таки с юридическим образованием свободно ориентироваться в математике довольно сложно.
«Я выучил испанский, чтобы пойти на интересный для меня курс»
Насколько мне известно, сейчас вы уехали в Мексику на семестр. Верно?
Да, я пошел в отдел академической мобильности и подал там заявку на участие в конкурсе. Честно, был немного удивлен, что меня всё-таки выбрали, потому что в выпускной семестр студентов нечасто отпускают. Мне предложили учебу в Тайване, Иордании, Финляндии и Мексике. Большинство европейских вузов не подошли по продолжительности семестра: учеба там заканчивается в июле-августе, а мне нужно вернуться 15 мая. Поэтому обращался я в университеты Тайваня, Иордании и Мексики. Из первых двух мне не ответили, а вот Университет Монтеррея сразу пригласил на учебу.
С какими трудностями вы столкнулись во время подготовки к обмену и в процессе учебы в Мексике?
Во-первых, произошла путаница с фамилией. Мексиканцы написали её неверно, из-за этого я не смог получить визу. Но мне повезло, что по местным законам я могу въехать в страну на шесть месяцев по шенгенской визе. Иначе вообще бы не попал на учебу. Во-вторых,
мне пришлось ускоренно выучить испанский, чтобы посещать один из выбранных курсов. Преподаватель пришел на первое занятие и начал читать лекцию на испанском языке, группа была уверена, что курс англоязычный, так что все на него уставились: что происходит?! Оказалось, что его никто не предупредил о том, что курс заявлен на английском языке, поэтому читать его он будет, как и планировал, на испанском. Естественно, что большая часть группы ушла с курса, а я решил всё-таки остаться. Записался сразу на несколько программ изучения испанского языка, и вот сейчас уже пятое или шестое занятие по курсу — и я понимаю 70% речи преподавателя.
Какие отличия от российских вузов вы успели подметить?
Во-первых, я понял, как здорово жить в кампусе. В Санкт-Петербурге мне не нужно было общежитие, поэтому я никогда не вникал в этот вопрос. Но сейчас я понимаю, как хорошо, когда до университета пять минут пешком, когда рядом и библиотека, и все корпуса, и лаборатории. Это позволяет лучше прочувствовать академический дух и погрузиться в университетскую жизнь. Во-вторых, здесь дают огромные домашние задания. Чтобы подготовиться к следующей лекции, иногда нужно прочитать 100 страниц текста и сделать конспект еще на 10 страниц в тетради. Но это позволяет почувствовать свое участие в обучении: ты не просто пришел на лекцию, где тебе дадут весь материал. Ты получил часть на занятии, а за второй надо идти самому.
Но главный пункт — это взаимодействие между факультетами. Я надеюсь, что наши вузы тоже будут стремиться к тому, чтобы студент мог брать курсы других факультетов, если ему это интересно или он считает, что эта информация пригодится для его карьеры в будущем. Есть и другие полезные чисто технические моменты в преподавании, которые я обязательно буду использовать, если буду преподавать.
А какими исследованиями вы занимаетесь в Мексике?
Так как учеба в ИТМО почти закончилась, и основные предметы я уже закрыл, то сейчас у меня сейчас есть прекрасная возможность заняться оценкой своих собственных проектов, в том числе выпускной работы. В ней я исследую применение квантовых методов для вычисления взаимозависимости поведения участников государственных торгов. Благодаря расчету экономической эффективности можно будет предсказать перспективу внедрения моей системы, например, в антимонопольный комитет России.
Как-то изменилось ваше отношение к учебе, когда вы пришли в университет уже опытным специалистом?
За время магистратуры я понял одну важную вещь: нужно допускать к высшему образованию как можно больше мотивированных людей, вне зависимости от их возраста. Именно тех, кто идет в вуз за знаниями, а не ради диплома. Это в корне меняет учебный процесс, настроение группы. Например, я уже не боюсь казаться глупым, поэтому, когда у меня появляется вопрос к лектору, то я сразу его задаю. Обычно студенты стесняются, не решаются, ленятся, но когда я начинаю дискуссию, то и другие магистранты активно к ней подключаются. Потом оказывается, что не мне одному было что-то не ясно, но студенты просто не спрашивали.
Как вы совмещаете работу и учебу?
Я привык жить в режиме многозадачности. Магистратура ИТМО в этом плане хорошо организована, нам не приходится быть в университете каждый день с 8 утра и до позднего вечера, многие занятия проходят по вечерам или по субботам. Поэтому я спокойно совмещаю учебу и удаленную работу над всеми моими проектами.
Планируете продолжить учебу?
Да, я хотел бы поступить в аспирантуру.
В ИТМО?
Да, конечно. Хотел бы заняться вопросами в сфере искусственного интеллекта: например, решением тех же силлогизмов, с которыми пока ИИ не может работать. Было бы здорово продвинуться в этом направлении, применяя новые методы.
Почему Университет ИТМО?
Во-первых, потому что это самый сильный вуз в России в плане программирования. А во-вторых, идея, которую придумал профессор Александр Алоджанц: объединить методики квантовой физики и искусственного интеллекта, а затем примерить результат к социальным и гуманитарным исследованиям — это здорово. Такого подхода нет больше нигде, никто этим не занимается, хотя это очень интересно. И, наконец, в ИТМО сейчас сосредоточено самое большое количество людей, у которых можно чему-то научиться: такие люди, как Игорь Бессмертный, Анатолий Шалыто, — их лекции нужно посетить хотя бы ради того, чтобы в жизни можно было сказать: я слушал лекции настоящих профессоров.