Как связаны город и мода
По данным ООН, к 2050 году 2/3 населения будут жить в городах, уже сейчас они потребляют 75% природных ресурсов и производят половину всех отходов на земле, на их долю приходится 80% выбросов всех парниковых газов.
По мнению Ольги Джонстон Антоновой, вопросы моды будущего связаны с экологией, производством и потреблением одежды, а также изменениями, связанными со стилем жизни людей. В моде, как и в урбанистике, важную роль играет дизайн и визуальный образ. Как города, так и одежду мы должны создавать не только красивыми, но и функциональными и устойчивыми.
Мода создается, рождается в городах, концептуально связана с ними. Лектор отмечает, что существуют столицы, символические центры моды: Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк. Эти и другие города борются за право ассоциироваться с модной индустрией, ведь если город получает статус модной столицы, он принимает недели моды, получает финансы, символическую ценность представителя данной сферы.
Ольга Джонстон Антонова предлагает подумать, что статус означает для градостроителей и жителей, как его можно использовать. В качестве примера лектор вспоминает Антверпен, который традиционно был известен как центр обработки бриллиантов.
Вдруг он становится модной столицей: примерно в конце 80-х годов люди узнают про знаменитую Антверпенскую шестерку дизайнеров, которые вышли из антверпенской школы моды. Школа существовала и раньше, но в то время дала миру одновременно несколько талантов, которые изменили индустрию моды, стиль, а также придали городу его сегодняшний статус. Теперь люди хотят там учиться, вырос статус самой школы, Антверпен стал известен как столица дизайна и моды.
Кроме того, Ольга Джонстон Антонова отмечает, что мода, особенно высокая, создается для городского населения. Чаще модная одежда носится в городах, которые являются сосредоточением мест и событий, в которых мы строим свой имидж, «выгуливаем» наряды. Поскольку большая часть текстильных изделий эксплуатируется жителями городов, они производят большое количество текстильных отходов. Таким образом экологический след моды увеличивает экослед городов.
Лектор поднимает вопрос о том, как объединить знания профессионалов индустрии моды и урбанистики, чтобы сделать правильные следующие шаги для его уменьшения. По ее мнению, сделать это можно только в коллаборации.
Экослед индустрии моды
Ольга Джонстон Антонова подчеркивает, что фэшн-индустрия уступает по уровню загрязнения планеты только нефтяной отрасли. При этом без принятия мер к 2030 году он может вырасти еще на 50%.
Чтобы понять, откуда берется экослед, необходимо рассмотреть жизненный цикл изделия, который есть у любой вещи. Он начинается с материала и включает несколько стадий: дизайн, производство материала, производство одежды, упаковку, транспортировку, деятельность компании (магазины, офисы, склады), использование товара (уход, ремонт) и, в завершение, переработку/повторное ношение/повторное использование.
Почему натуральность материала — не всегда хорошо
Материал в идеале должен быть не натуральным, а безвредным для человека и для природы. Например, распространенный хлопок — одна из самых экологически опасных культур. Происходит так потому, что сегодня почти весь хлопок создается из гмо-зерна. Это означает, что для его выращивания необходимо огромное количество пестицидов и инсектицидов — опасных, ядовитых и токсических веществ.
ГМ зерно не возобновляемое, его надо ежегодно покупать, что приводит к финансовой зависимости фермерских хозяйств от банков и инвесторов. Работающие на полях фермеры зачастую оказываются госпитализированы в связи с токсическими отравлениями, вызванные обязательными применением таких химикатов. К тому же, хлопок — очень влаголюбивая культура. На выращивание 1 кг хлопка уходит до 30 тысяч литров воды. Это одна пара джинсов. По словам Ольги Джонстон Антоновой, хлопок должен быть не натуральным, а органическим.
При производстве вискозы уничтожают леса, потому что она делается на основе целлюлозы, для которой нужна растительная основа. Экослед полиэстера, акрила и нейлона складывается из того, что эти материалы являются побочными продуктами нефтяной отрасли — то есть добычи невозобновляемого ресурса. Говоря о шерсти и коже и даже опуская этическую сторону вопроса, необходимо учитывать энергозатратные и химически-тяжелые процессы, загрязняющие окружающую среду.
Производство ткани или основы уже после добычи материалов также создает экослед, а расположение производств в городах — снова затрагивает городскую среду и интересы урбанистов.
Что делать?
Следующий этап жизненного цикла — производство одежды. В него входит дизайн изделия, создавая который необходимо учитывать итоговое количество отходов, а также расположение и экологичность самих производств. Например, применять способы безотходного дизайна и способы сбора неиспользованного материала.
На следующей стадии, упаковке, стоит подумать, как сократить ее количество, экослед от нее, использовать меньше пластика или больше перерабатываемых материалов. Желательно создать биоразлагаемую упаковку, потому что иначе страдают города.
Следующая стадия — транспортировка. Для уменьшения ее экоследа крупные компании разрабатывают и используют более экологически чистое топливо из возобновляемых источников. На стадии ретейла, которая тоже тесно связана с городом, возникают новые циклические бизнес-модели, в ходе которых вещи не покупают, а берут в аренду. Они помогают сократить экослед вместе с новыми способами проектирования и строительства магазинов и складов будущего.
Покупка товаров и использование вещей также создают экослед изделия. Это связано с уходом за ним, его жизненными сроком и, в целом, способом использования вещей, а не только их количеством. Например, кто-то коллекционирует их и передает по наследству, а кто-то — выбрасывает. В этом контексте лектор отмечает, что устойчивость (sustainability) — это не про минимализм, а про разумность.
От линейной экономики к циклической
Именно такой переход нужно совершить, чтобы достичь экоустойчивости. В целом, задача урбанистов и специалистов мира моды — замкнуть жизненный цикл изделия, а также «очистить» его, сделать безопасным как в целом, так и на каждом этапе. Например, можно создавать альтернативные, регенерированные ткани «из пробирки» методом биоинжиниринга.
Лектор рассказывает о трех принципах циклической экономики, это: исключение отходов и загрязнений, сохранение ресурса в системе использования, восстановление натуральных систем, а не их разрушение.
Урбанистика должна учитывать изменения в модной индустрии, особенно на стадии потребления и утилизации, чтобы создавать условия и структуры, которые позволят обеспечить внедрение циклических бизнес-моделей в моде. К ним относится сбор отслужившей одежды, создание мест обмена, аренды, ресайклинг, что сделает наши города более устойчивыми, а наш образ жизни — более экологичным.
О лектории
Мероприятие прошло в рамках факультатива «Цели устойчивого развития ООН и умное и устойчивое развитие городов» (реализуется на магистерских программах «Урбанистика» и «Градостроительство» Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО). Организатор ― руководитель Лаборатории устойчивого городского развития, ординарный доцент Ирина Шмелева.
Подробнее о первом дне лектория мы писали здесь. Второй день лектория был посвящен теме ответственного потребления и зеленому строительству в контексте изменения климата. Также открытую лекцию прочитали Ангелина Давыдова и Гай Имс.
Ангелина Давыдова ― экологический журналист, директор Бюро экологической информации, преподаватель СПБГУ и ИТМО, наблюдатель на переговорах ООН в области изменения климата с 2008 года, стипендиат программы The Humphrey Fellowship в Университете Дэвиса, Калифорния (2018-2019). Она рассказала о перспективах решения проблем изменения климата в России в контексте международного сотрудничества.
Гай Имс ― председатель российского Совета по экологическому строительству (RUGBC), магистр в области устойчивого развития и изменения климата. Он рассказал об инструментах зеленого строительства: международном и российском опыте.