Как рассказывает Екатерина Скорб, директор научно-образовательного центра Инфохимии, конкурс ICHEM PRIZE приурочен к старту образовательной программы бакалавриата, которая впервые запустится в этому году. До этого НОЦ Инфохимии проводил ряд мероприятий по привлечению школьников к новому направлению науки, конкурс же стал итогом этой совместной работы.

«Нам было интересно познакомиться с ребятами еще до поступления: рассказать им о нашем направлении, показать лаборатории, — объясняет Екатерина Скорб, — что мы и сделали во время осенней практики и, затем, в ходе смены в Зеркальном. На самом деле это повсеместный тренд сейчас многие университеты сотрудничают со школьниками. Сам же конкурс ICHEM PRIZE нацелен на то, чтобы участники в своих проектах задействовали много разных направлений. Мы хотели сделать упор именно на интердисциплинарность, потому что сейчас многие химические исследования требуют одновременно множество навыков: машинное обучение, математические методы и так далее. Чем раньше ребята это поймут, тем успешнее сложится их научная карьера».

Екатерина Скорб. Фото Дмитрия Григорьева
Екатерина Скорб. Фото Дмитрия Григорьева

Участие в конкурсе открывает школьникам возможность неклассического поступления, которое продвигает Университет ИТМО вот уже несколько лет. Победители ICHEM PRIZE автоматически проходят в финал ITMO.STARS, а для всех остальных участие в конкурсе становится дополнительной строчкой в резюме — наравне с выступлением на научных конференциях и победой на олимпиадах. Один из призеров конкурса Илья Королев получил возможность представить свой проект министру науки и высшего образования Валерию Фалькову и ректору ИТМО Владимиру Васильеву.  

«Конкурс ICHEM PRIZE это еще один шаг по пути, который ведет талантливых ребят в Университет ИТМО. Это часть профориентационной стратегии университета: мы очень рады ребятам с высокими достижениями в классических системах — ЕГЭ и олимпиадах, но также мы активно продвигаем неклассические способы поступления для тех, чьи таланты и навыки невозможно оценить в рамках традиционных точек отсчета. Конечно, можно просто хорошо учиться в школе и делать какие-то проекты “в стол”, но этого может оказаться мало и конкурсы, подобные ICHEM PRIZE — отличный способ показать себя и свои знания профессионалам», — рассказывает Николай Пшеничный, начальник отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами.

Николай Пшеничный. Фото Дмитрия Григорьева
Николай Пшеничный. Фото Дмитрия Григорьева

Корреспондент ITMO.NEWS поговорил с участниками конкурса об их проектах, увлечении наукой и планах на поступление.

Марина Малышкина, 10 класс, Президентский физико-математический лицей 239, Санкт-Петербург, первое место

Марина Малышкина (слева). Фото Дмитрия Григорьева
Марина Малышкина (слева). Фото Дмитрия Григорьева

В современном мире довольно популярна практика имплантации. И часто встречается проблема, что импланты не совместимы с организмом — он их просто отвергает как чужеродное тело. Чтобы решить эту проблему, мы разрабатываем модельную систему, основанную на компонентах костей. Изучаем свойства этих систем и методы их получения. Еще мы сажаем туда живые клетки и смотрим, как они начинают использовать вещества внутри системы, уничтожая и занимая их место. Таким образом мы можем задавать живым клеткам направление для дифференциации и роста, что может быть использовано для восстановления утерянной ткани в теле человека.

Этим проектом я занимаюсь с осени, с тех пор как пришла на практику в НОЦ Инфохимии. Нам показали несколько направлений, из которых мы могли бы выбрать что-то наиболее интересное для себя. Я выбрала именно этот проект просто потому, что мне интересна эта тема. Сейчас я хожу сюда около трех раз в неделю после школы и продолжаю работать над этим проектом вместе с командой.

Вообще, химией я увлекаюсь с января прошлого года — с тех пор, как первый раз пошла в Химический центр нашего лицея. И об этом конкурсе я узнала от преподавателей химцентра. Решила поучаствовать, чтобы испытать свои силы, а еще показать, что мы сделали. Мне кажется, что это действительно очень важный проект.

В подобном мероприятии я участвую впервые, победа для меня была неожиданной и очень приятной. Выигранные деньги я потрачу на свое образование: пойду на курсы английского и немецкого, либо куплю себе англоязычной литературы по химии, чтобы повысить свой уровень до максимально возможного.

Михаил Лосев, 11 класс, школа имени маршала Чуйкова, Москва, второе место

Михаил Лосев. Фото Дмитрия Григорьева
Михаил Лосев. Фото Дмитрия Григорьева

Цель нашего проекта — изучение и определение функций специфического белка, назначение которого в нашем организме пока неизвестно, но он как-то связан с определенным заболеванием — синдромом Вильямса. При этом расстройстве происходит удаление участка генов, которые кодируют, в том числе, и этот белок. Зная, какие функции на самом деле он выполняет, мы могли бы как-то планировать терапию этих людей.

В нашей школе принять давать ученикам научно-исследовательские работы. Наши учителя, помимо преподавания в школе, еще и работают в научных центрах, и они могут набирать себе школьников в исследовательские проекты. Так, моя учительница по химии предложила поработать над этой темой, и я согласился. Потому что тема в принципе очень интересная и сложная — на стыке химии и биологии — и дает много опыта одновременно в обеих этих областях.

Мы хотим испытать наш проект в как можно большем количестве конкурсов и конференций, так что ICHEM PRIZE показался отличной возможностью еще раз показать нашу работу экспертам. Такое интердисциплинарное мероприятие — большая редкость в России. Дело в том, что мы часто встречаем непонимание: биологи считают, что в нашем проекте слишком химии, а химики — что слишком много биологии. А здесь мы смогли раскрыть потенциал нашей работы целиком.

Так как я заканчиваю 11 класс, я рассматриваю вузы на предмет поступления. Пока что окончательного решения я еще не принял, но ИТМО вполне возможный вариант.

Екатерина Шевелева, 10 класс, лицей 23, Кемерово, третье место

Екатерина Шевелёва. Фото Дмитрия Григорьева
Екатерина Шевелёва. Фото Дмитрия Григорьева

Название моего проекта звучит как «Получение композита хирургического шовного материала». Хирургический материал, которым сшивают сосуды, часто вызывает осложнения в течение трех лет после операции. Основной побочный эффект, который может даже привести к летальному исходу — это тромбообразование.

Я занимаюсь модифицированием поверхностей хирургических нитей биосовместимым полимером и антикоагулянтом прямого действия. Мы проверили наши образцы на гемосовместимость, провели тесты на крысах и посмотрели, как образуется ткань в течение семи суток после сшивания сосудов. У нас получился ровный белковый слой без признаков каких-либо утолщений.

Научной деятельностью я начала заниматься в восьмом классе, когда попала в центр детского научного творчества «Интеллектуал» при Фонде Андрея Мельниченко. Нам предложили выбрать лабораторию для работы над нашими проектами, и я выбрала лабораторию высокомолекулярных соединений при Кемеровском государственном университете. Сначала мне просто давали изучать материал, работать с лексаном каучука, мы изучали его свойства. Дальше нужно было найти, где его применить, я начала заниматься проблемами, и наткнулась на проблему сосудистой хирургии — так и пришла к этому проекту.

О конкурсе ICHEM PRIZE я узнала в начале этого года, когда просто смотрела, какие конкурсы вообще есть. Решила принять участие, потому что это хорошая возможность посмотреть вузы для дальнейшего поступления, познакомиться с работой лаборатории. Вообще я часто езжу по разным российским конкурсам, несколько раз становилась победителем Всероссийского конкурса от Фонда Андрея Мельниченко, заняла второе место на конкурсе «Рост» от Иннополиса в Казани. Так я знакомлюсь с университетами, общаюсь с участниками, узнаю что-то новое, получаю опыт выступлений. Напротив ИТМО я точно поставила «галочку».

Илья Королев, 10 класс, школа 358, Санкт-Петербург, третье место

Илья Королев. Фото Дмитрия Григорьева
Илья Королев. Фото Дмитрия Григорьева

Мой проект посвящен качественному и количественному анализу растворов, основываясь на динамике кавитационных пузырей. Если действовать на жидкость ультразвуком, образуются кавитационные пузыри. Динамика этих пузырей в разных растворах различается. Базируясь на этой особенности, мы можем идентифицировать растворы. Это может применяться для анализа биологических жидкостей, сточных вод и так далее.

Проектом я занимаюсь с конца октября прошлого года, когда у нас была профильная неделя в НОЦ инфохимии. На интенсиве мы знакомились с основными направлениями из этой области: с хемометрикой, биомиметическими материалами, сонохимией и так далее. Во время практики у нас была экскурсия по лабораториям ИТМО — и я понял, что это то место, где я хотел бы оставаться 24/7. Потом я ездил на смену в Зеркальном, где мне очень понравилось. 

Я хочу продолжать стажировку, у меня много перспектив на будущее, мы собираемся писать статью вместе с профессором Татьяной Орловой и Светланой Уласевич. Несомненно, мне бы хотелось остаться в этой среде и продолжить работу с ними. В будущем, я, конечно, хочу сюда поступить. Я очень благодарен Светлане Александровне, которая полностью погрузила меня в процесс обучения: не просто рассказывала материал и давала мне делать какие-то работы в лаборатории. Она заставляла меня вникать в материал максимально глубоко, чтобы я все понимал.

Ульяна Носкова, 11 класс, школа 197, Санкт-Петербург, спецприз «Финалист конкурса ITMO.STARS»

Ульяна Носкова. Фото Дмитрия Григорьева
Ульяна Носкова. Фото Дмитрия Григорьева

Мой проект связан с иммобилизацией ферментов на поверхности электродов. Цель — создать биосенсоры нового поколения, которые смогут детектировать широкий спектр сложных соединений в биологических жидкостях. Например, мочевую кислоту — это поможет лучше детектировать болезни вроде подагры, мочекаменной болезни, сахарного диабета, а также следить за состоянием пациента с этими заболеваниями.

Этим проектом я занимаюсь два месяца: начала его делать на смене в Зеркальном, а сейчас продолжаю над ним работать в НОЦ Инфохимии в свободное от уроков время. Тему я выбрала из-за ее перспективности, к тому же я вижу в ней большой смысл и важность для людей.

Химией я увлекаюсь с восьмого класса — очень ее люблю. Об ИТМО и НОЦ Инфохимии я узнала от Екатерины Владимировны Скорб, когда она приходила в нашу школу читать лекцию. Меня очень заинтересовало это новое направление, поэтому я записалась на осеннюю практику и на смену в Зеркальном. Хочу в дальнейшем поступить в ИТМО по конкурсу ITMO.STARS — для этого и решила принять участие в конкурсе.

Даниил Силин, 10 класс, школа 358, Санкт-Петербург

 Даниил Силин. Фото Дмитрия Григорьева
Даниил Силин. Фото Дмитрия Григорьева

Мой проект направлен на поиск лекарств от хронических и генетических заболеваний костной ткани. Например, есть такое заболевание — синдром Протея, при котором происходит хаотичный рост костной ткани в теле человека.

Мы занимаемся тем, что растим в пробирке гидроксиапатит — это основной неорганический компонент костной ткани. В перспективе мы можем использовать гидроксиапатит в лечении, например, переломов. Ученые его используют в своих исследованиях, но в медицине он пока мало распространен, гораздо более популярны металлические импланты.

Проблема в том, что он очень хрупкий, и с ним нельзя работать при комнатной температуре. Поэтому нам нужно найти оптимальную концентрацию, чтобы гидроксиапатит стал твердым, устойчивым к изнашиванию. Мы экспериментируем с концентрацией веществ, из которых получаем кристаллы гидроксиапатита, смотрим их под микроскопом.

Я занимаюсь в НОЦ Инфохимии с осеннего интенсива. Свой проект я делаю уже полгода, у меня уже очень много результатов. Я прямо влюбился в это, теперь прихожу сюда практически каждый день. Я хочу изучить инфохимию как новый раздел химии. А вообще я хочу стать фармакологом, быть профессором и самому вести лекции, посмотреть мир, работать в Гарварде, Оксфорде.

На самом деле химией я увлекся совсем недавно, до этого считал себя гуманитарием, любил историю и думал стать искусствоведом. Но у нас в школе есть прекрасный учитель химии — Михаил Эдуардович Воротницкий, он прямо влюбил меня в химию. Поэтому я поступил в химцентр, стал там заниматься, участвовать в олимпиадах. И сейчас я очень счастлив, что хожу в ИТМО, потому что вижу здесь невероятные перспективы.