— Как вы начали работать в ИТМО?
― Я окончила бакалавриат в Новосибирском государственном техническом университете, а в магистратуру поступила в ИТМО на специальность «Прикладная математика и информатика», занималась математическим моделированием. В середине пятого курса я стала вести практику по математике и осталась.
— Какими исследованиями вы занимались?
― Я изучала микромагнитное моделирование методом конечных элементов. Это метод моделирования физических задач. Перед тем, как сделать любое изделие, нам нужно понять, какими свойствами оно обладает. Также у нас есть определенные параметры, которым это изделие должно удовлетворять. И вот, например, мы хотим узнать, как магнит с некими параметрами будет вести себя во внешнем поле. Поэтому сначала мы берем эти параметры и моделируем.
— Чему была посвящена ваша кандидатская диссертация?
― Она стала продолжением моей магистерской работы. В магистерской я рассматривала моделирование в 2D и так называемом псевдо-3D. Псевдотрехмерность — это имитация трехмерного пространства. А в кандидатской диссертации я уже занималась именно моделированием трехмерных вещей.
— Почему вы стали преподавать?
― Я начала преподавать на пятом курсе. Сначала просто вела практику, а потом стала читать лекции по теории игр — это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Долгое время я преподавала по совместительству: основную часть времени работала программистом, а две-три пары в неделю приходила и читала лекции, потому что мне это нравилось. Потом я родила ребенка и ушла в декрет, а когда вернулась, решила, что больше не хочу разрываться, и осталась в университете.
— Получается, хобби стало вашей профессией?
― Преподавание — это интересно, оно дает возможность общения с большим количеством людей. Мне комфортно здесь находиться и делать то, что я делаю, нравятся люди, с которыми я работаю.
И когда встал выбор: либо возвращаться в коммерческое программирование, либо оставаться в университете ― я поняла, что мне интереснее быть частью академической среды.
Сейчас я веду достаточно много дисциплин. Младшим курсам преподаю линейную алгебру, третьему курсу читаю прикладную математику, четвертому ― рассказываю о численных методах и методах оптимизации, также веду теорию игр.
— На ваш взгляд, чем можно заинтересовать студентов, а что, наоборот, их отталкивает?
― Это достаточно сложный вопрос, он сильно зависит от того, что именно мы преподаем. Но если отвечать общими словами, не вдаваясь в специфику дисциплины, то заинтересовать студентов можно своей собственной увлеченностью.
Если вам действительно интересна та тема, о которой вы рассказываете, вы верите, что это полезно и нужно, то и студенты будут к вам тянуться.
— Насколько практический опыт, который вы получили, работая программистом, помогает вам сейчас?
― Тут тоже все сильно зависит от того, что именно вы преподаете. Если речь про спецкурсы, то этот опыт действительно помогает: полезно, когда у вас есть представление о предмете не только снаружи, но и изнутри.
— Расскажите, как вы проводите свободное время?
У меня двое маленьких детей, свободное время я в основном провожу с ними. Времени на хобби не хватает. Потому что всякий раз возникает выбор: либо провести время с детьми, либо одной. Но, когда выдается свободная минута, я люблю рисовать акрилом и маслом, в основном рисую пейзажи.
— После декрета бывает непросто вновь влиться в работу. Трудно ли было совмещать заботу о детях и работу?
— Из декрета выйти было несложно, у меня дети-погодки. Между рождением детей я работала, читала лекции, потом вновь ушла в декрет. Когда второй ребенок подрос, я сначала выходила на одну пару по субботам, читала лекции, потом увеличила их количество. В профессиональном плане у меня не было декретной пропасти, все получилось достаточно гладко.
А что касается совмещения — это всегда вопрос баланса. Думаю, что для детей важно и полезно видеть, что у родителей есть работа, которая им нравится, что это не место, куда они просто вынуждены ходить каждый день с проклятиями.
— Почему вы решили поучаствовать в конкурсе?
― Это было в рамках системы 360. Мне просто сказали, что придут посмотреть мою лекцию по прикладной математике. Я согласилась. Потом пришел эксперт, было очень интересно получить обратную связь. Полезно, когда кто-то смотрит на твою работу со стороны.
— Что вы почувствовали, когда узнали, что победили?
― Я тогда была на конференции. В тот день было очень холодно и я немного замерзла. После выступлений мы с коллегами сидели, пили чай и обсуждали, что пора бы и домой. Уже плохо помню, что конкретно нас задержало.
А когда я узнала, что прошла в финал, то была удивлена и растеряна, совершенно не ожидала. Но это очень приятно — в некоторым смысле, это гораздо больше, чем просто обратная связь. Написала свои студентам в чате в Telegram — они поздравили, очень порадовались за меня.