Что такое «ВКР как арт-проект»

Инициатива дает возможность выпускникам магистратуры любой специальности защитить диплом в формате арт-объекта, который будет представлен в галерее Art.ITMO.Residency.

Работать над ВКР можно только в составе команды. Причем участники могут представлять разные направления и курсы обучения. Такой формат сдачи выпускной квалификационной работы открыт даже для студентов, которые не являются художниками и занимаются чем-то далеким от искусства.

Поэтому каждый сможет попробовать себя в новой сфере  Art&Science, показать свое исследование под другим углом, а также расширить возможности для применения полученных знаний и навыков.

«Мы не ждем, что к нам придут студенты, обладающие глубокими знаниями в истории искусства. В первую очередь, участники “ВКР как арт-проект” смогут попробовать применить свои профессиональные знания в неожиданной области — в искусстве. Менторы со стороны программы Art&Science будут работать с ними и помогать при создании арт-составляющей проекта. От студентов ждем интереса к современному искусству, желания поделиться своими наработками с широкой аудиторией и открытости к новому опыту», — комментирует Христина Отс, куратор пространства AIR Университета ИТМО, член Экспертного состава по рассмотрению заявок на инициативу «ВКР как арт-проект».

Христина Отс. Фото: ITMO.NEWS

Христина Отс. Фото: ITMO.NEWS

Какие проекты уже сделали студенты

В 2020 году заявки на участие подали 17 команд, в которые входили студенты разных образовательных программ. После первого этапа организаторы отобрали четыре проекта, а в финал вышли два. В мае выпускники продемонстрировали свои работы на выставке STAGE в пространстве AIR.

Выпускница Юлия Аникиенко и на тот момент студентка первого курса магистратуры Галина Алферова создали проект N-Tracker. Он посвящен осознанию себя, «Я-концепции»: каждый человек «растворяется» в окружающих людях, перенимает их привычки, поведение, жесты. И при взаимодействии с инсталляцией посетители буквально смогли прочувствовать идею на себе. При помощи нейронной сети их черты лица смешивались с фотографиями всех прошлых зрителей. В результате получался портрет несуществующего человека, в котором, например, угадывались глаза или рот пользователя.

«Сложность была в состыковке технической и концептуальной частей. Изначально мы рассматривали другие идеи, но были проблемы с первой составляющей — нужны были большие мощности для реализации проекта. Поэтому стали думать о других вариантах и вскоре нашли подходящий», — делится опытом Галина Алферова.

Первая идея участниц заключалась в том, чтобы с помощью айтрекинга, технологии для отслеживания движения глаз, человек мог зрительно создавать картину. После нескольких встреч с экспертами команда решила изменить проект: добавить нейронные сети и больше увести его в направление Art&Science.

Юлия Аникиенко презентует свой проект ректору Университета ИТМО Владимиру Васильеву и первому проректору Дарье Козловой на выставке димпломных работ STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

Юлия Аникиенко презентует свой проект ректору Университета ИТМО Владимиру Васильеву и первому проректору Дарье Козловой на выставке димпломных работ STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

«На старте проекта я боялась, что нейронную сеть придется создавать с нуля и на это не хватит ресурсов. Но в итоге мы взяли готовую, хотя в теории поразбираться все же пришлось. Наша сеть могла соединять нескольких людей и делать их потомка, учитывая возраст. Но для этого нужен был сильный компьютер. Его нашли в ИТМО, и в этом нам очень сильно помог Алексей Феськов (технический консультант центра Art&Science — прим. ред.). Все остальное — веб-камеру с хорошим разрешением и неройнку для считывания взгляда ― также удалось найти в университете», — рассказывает Юлия Аникиенко.

Михаил Шалепо, который обучается на направлении мехатроники и робототехники, и Александр Шевяков, магистрант факультета безопасности информационных технологий, создали инсталляцию KISONEM, которая может проявлять эмпатию по отношению к человеку при взаимодействии с ним. С помощью камер и комплекса нейросетей машина видит и понимает, какие эмоции испытывает пользователь. После этого она меняет внутреннюю геометрию помещения, а также систему динамического освещения. Робот реагирует так, будто сам является живым человеком.

Михаил Шалепо рассказывает о своей работе на выставке димпломных работ STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

Михаил Шалепо рассказывает о своей работе на выставке димпломных работ STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

Как отмечает Михаил, на разработку потребовалось большое количество как финансовых ресурсов (около 100 тысяч рублей), так и производственных мощностей. Факультет систем управления и робототехники ИТМО, заинтересовавшись проектом, профинансировал часть разработки, а ФабЛаб ИТМО предоставил необходимое оборудование.

«Поначалу я боялся, потому что не был уверен в том, что мой проект — действительно искусство. Для меня это был полет мысли и фантазии, возможность рассказать людям о роботах, поселить в их головах какой-то тревожащий меня вопрос, узнать что-то самому. Но я инженер и никогда раньше не работал в направлении Art&Science. Мне очень помогли кураторы Мария Мощенская и Алексей Феськов, которые направляли мои мысли и поддерживали на всем пути», — рассказывает автор инсталляции Михаил Шалепо.

Михаил Шалепо на выставке STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

Михаил Шалепо на выставке STAGE в пространстве AIR. Фото: ITMO.NEWS

Что сейчас

В этом году Центр Art&Science впервые предоставляет финансирование проектов в размере до 25 тысяч рублей ― поддержку можно получить на конкурсной основе. Как отмечает Лина Кипрюшина, координатор «ВКР как арт-проект», финансирование получат отобранные проекты с сильной художественной концепцией и проработанной технической или научной составляющей.

Помимо этого, организаторы добавили серию лекций для участников инициативы, чтобы они смогли больше узнать о направлении, его внутренних темах и понять, что их ждет в рамках реализации проекта в таком формате. Все анонсы можно найти в группе Центра Art&Science. По словам Лины Кипрюшиной, в будущем таких мероприятий будет еще больше.

Как участвовать и правильно выбрать тему проекта

Арт-проект должен соответствовать нескольким критериям: участникам необходимо задействовать современные технологии, основываться на научных разработках и обладать оригинальной художественной концепцией. Например, нарисованный плакат на научную тему — это еще не Art&Science.

«Самая частая причина отсева — недостаточно глубоко проработанная концепция или идея, которая была неоднократно и в лучшей форме представлена в Art&Science проектах ранее. Чтобы избежать этого, проконсультируйтесь с членами рабочей группы экспертного совета и убедитесь, что ваша концепция поднимает актуальные вопросы в новой форме», — советует Лина Кипрюшина.

Лина Кипрюшина. Фото: ITMO.NEWS

Лина Кипрюшина. Фото: ITMO.NEWS

Студентам технических специальностей, у которых возникли проблемы с выбором темы, организаторы советуют взять за основу научное исследование и подумать, как его можно реализовать с помощью программ, алгоритмов или оборудования. Другой вариант — поразмышлять над волнующими проблемами, например социальными или личными, и передать их основную мысль с помощью своих технических навыков и знаний.

Кто будет оценивать проекты

В состав экспертной комиссии войдут художники и кураторы, а в общеуниверситетскую государственную экзаменационную комиссию будут привлечены еще и специалисты с других направлений. Поэтому вклад каждого студента в общий проект будет оцениваться отдельно, исходя из его навыков и знаний.

«У каждого студента остается его научный руководитель и рецензент по соответствующему направлению, но, кроме этого, появляется куратор со стороны программы Art&Science, который поможет при создании художественной части проекта», — комментирует Христина Отс.

 

 

Как подать заявку

Отправить анкету на участие в инициативе можно до 20 ноября. В заявке нужно описать концепцию, отражающую научную и художественную часть проекта, состав команды и техническую составляющую: оборудование, материалы, программы и алгоритмы. Также необходимо прикрепить ссылку на аудиовизуальные материалы (прототип, скетч, референсы). Результаты первого этапа объявят 25 ноября.

Все вопросы по художественной и организационной части проекта можно задать Лине Кипрюшиной, по технической — Алексею Феськову в телеграм-чате или прислать на почту art@itmo.ru. Также найти команду или узнать больше о самой инициативе можно, подписавшись на рассылку на сайте Центра Art&Science.