Участниками дискуссии стали директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц, директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов и проректор по образованию «Университета Национальной технологической инициативы 2035» Екатерина Любимова.
В первую очередь спикеры затронули проблему сопротивления всей вузовской системы наступающим изменениям ― особенно переходу на онлайн-образование. Как отметила Дарья Гриц, это сопротивление имеет мало отношения к самим технологиям. Основные изменения, которые происходят и будут происходить в высшем образовании, связаны с организационными и бизнес-моделями. И основной челлендж не в том, чтобы внедрить какие-то новые инструменты — ту же учебную аналитику и рекомендательные системы — а убедить администрации вузов реорганизоваться самим.
Сегодня становится очевидным, что будущее образования — в максимальной открытости, считает Дарья Козлова. Игнорировать возможности, которые дают онлайн-инструменты и онлайн-среда в целом, значит проиграть в этой технологической гонке.
«Технологии толкают нас на то, чтобы быть более открытыми. Другого пути нет. Будущее образования — в сетевом формате, где траектория обучения студента складывается не внутри одного университета. И те вузы, которые первыми поймут, что важна не конкуренция за таланты, а кооперация и обмен качественным контентом, выиграют», ― подчеркнула первый проректор ИТМО.
По словам Дарьи Козловой, в стремительно меняющемся мире университет должен выступать точкой валидации контента. Ведь у вузов есть экспертиза и огромный опыт, который накоплен в академическом сообществе. Но этот опыт должен сочетаться с готовностью меняться и быстро отвечать на запросы индустрии и студентов.
«Университет — та институция, которой доверяют. По крайней мере, это работает в случае с ИТМО: мы пропускаем через себя то, что предлагаем студентам. Наша задача — быть точкой валидации контента. Мы берем у “Яндекса” и JetBrains четко сфокусированные тематические модули и даем их “топовым слоем” над базовой университетской программой. Мы очень динамично действуем, для этого нам не надо пересматривать образовательный стандарт. Я за такую хорошую академическую мобильность внутри образовательных программ», ― прокомментировала Дарья Козлова.
Но как именно выстраивать взаимодействие университетов с ведущими технологическими компаниями, например «Яндексом» — мечтой любого выпускника? Александр Крайнов отметил, что для компании очень важен научный бэкграунд студентов и их способность ориентироваться в том, что происходит в области прямо сейчас.
«На столе у каждого нашего разработчика лежит стопка статей с топовых конференций. Это часть его работы — читать свежие статьи, ориентироваться в них. Иногда наши разработчики сами печатаются — четверть всех российских публикаций с топ-конференций именно от “Яндекса”. Это значит, что человек, которого мы берем на работу, должен находиться на таком уровне, чтобы самому быть готовым писать подобные статьи. Того же мы ожидаем от наших стажеров. Опытные разработчики не решают передовых задач, они выполняют то, что обязано быть сделано. А всё самое рискованное и сложное делает стажер, потому что у него есть право ошибиться. Стажеры должны уметь совершать прорывы на уровне мировых», — рассказал Александр Крайнов.
Он также добавил, что, учитывая все доступные онлайн-инструменты и возможности для самостоятельного обучения, задача преподавателя становится в первую очередь педагогической — задавать студентам высокую планку и выращивать специалистов гораздо более высокого уровня, чем он сам.
В завершении дискуссии спикеры обсудили, как оценивать эффективность образования. Порог входа в образовательную программу может быть очень низким, а «порог выхода» — высоким, так как на выходе — работодатель и большая конкуренция. Поэтому основной метрикой эффективности образования должны быть ответы на два вопроса: где выпускник работает и чего он добился.