Специализация магистратуры «Создание и управление Foodtech бизнесом» — это проект-симбиоз подразделения ИТМО, занимающегося научными разработками в области фудтех, и факультета технологического менеджмента и инноваций. Задумка такая — у научных подразделений есть уникальные разработки и технологии, которые потенциально могут завоевать рынок, но им не хватает компетенций в области маркетинга, бизнес-стратегий и продвижения продукта. Как раз этот недостаток и закрывают студенты ФТМИ, для которых это отличный шанс поработать над кейсами с научной базой.
В центре внимания — самые последние тренды фудтеха. Экологичная и умная упаковка, безопасность и мониторинг продуктов, функциональное питание, информационные технологии в производстве — именно про это выпускные проекты студентов. И именно это априори больше всего интересует производителей, ритейлеров и в принципе всех игроков рынка фудтех — высокотехнологичные, научно обоснованные проекты, которые позволят сделать производство продуктов более современным, экологичным, функциональным и при этом экономичным.
Поэтому неудивительно, что выступить в качестве экспертов, оценивающих работу студентов (уже выпускников и новоиспеченных специалистов), согласились собственники и генеральные директора крупных и известных брендов: сети ресторанов «Теремок» и «На парах», супермаркетов «Вкусвилл» и «Градусы», группы компаний «Галактика» (производителя известных марок молочных продуктов «Свежее завтра», «Большая кружка»), группы компаний «Агама» (производителя рыбы и морепродуктов). Также в экспертную комиссию вошли зампред комитета по инвестициям, институтам развития и поддержке экспорта Российского союза промышленников и предпринимателей, а также директор ассоциации «Объединение предприятий общественного питания Рестоград».
По поводу некоторых из представленных выпускниками проектов уже ведутся переговоры — представители рынка готовы внедрить их у себя в компаниях, если авторы смогут масштабировать свои технологии и адаптировать их под промышленное производство.
Корреспондент ITMO.NEWS попросил выпускников рассказать о своих проектах, а экспертов — поделиться своими впечатлениями от защит.
Ольга Орлова
руководитель специализации «Создание и управление Foodtech бизнесом», научный руководитель ВКР, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, руководитель группы цифровизации и роботизации пищевых технологий НОЦ Инфохимии
Особенность защиты этого года в том, что среди представленных дипломов стартапов один проект мы запустили как пилотный, который, по сути, является симбиозом двух подразделений. Речь идёт, в частности, об «ITMO sommelier» — цифровой системе определения подлинности вина.
Есть научная разработка НОЦ Инфохимии, востребованная бизнесом, готовый прототип. Студент ФТМИ эту научную разработку поместил в бизнес-оболочку. В итоге получился цельный, научно обоснованный стартап с продуктом, востребованном на рынке. Им уже заинтересовалась компания «Фанагория» и другие российские производители вина.
Это весьма удачный кейс — коллаборация подразделений университета с хорошим рыночным результатом. Поэтому мы планируем со следующего учебного года создавать команды стартапов из студентов разных подразделений, прежде всего, НОЦ инфохимии и ФТМИ. А в будущем есть план начать сотрудничество с экспертами из Фуднетовской федеральной группы НТИ — идея в том, чтобы сделать в ИТМО площадку для стартапов, чтобы студенты могли получать первое финансирование на свои проекты сразу после защиты.
Роман Сончик
(проект «ITMO sommelier»)
Это разработка НОЦ Инфохимии — потенциостат-анализатор, который изначально делался под молочную продукцию для выявления в ней антибиотиков. Этот проект длится уже третий год, и прототип разработки передан ГК «Галактика».
На базе той же самой технологии строится новый проект, но уже с вином. Задача состоит в том, чтобы правильно подобрать электроды, которые будут взаимодействовать с вином, и, конечно, провести ряд экспериментов. Мы используем хемометрическую методику анализа — это набор датчиков и приборов (потенциостата), а также математических методов обработки данных. Всё это в комплексе позволит нам определять регион происхождения вина, сорт винограда, из которого оно сделано, год урожая и номер партии продукции — для верификации его подлинности.
Что касается потенциальных партнеров — у нас есть устные договоренности с компанией «Фанагория», возможно взаимодействие с Цимлянским винным заводом. Также мы рассматриваем и азиатский рынок — там тоже есть потребность в таком приборе.
Яна Давыдова
(проект ECOTime: съедобная посуда)
Мы представляем технологию съедобной биоразлагаемой посуды из яблочного сырья и вторичных продуктов его переработки, получаемых методом ультразвуковой сварки. По сути, это пастила, только с добавлением выжимки: семян и кожуры. Такая посуда получается не только экологичной, но еще и функциональной — в ней девять грамм пищевых волокон, то есть полезной организму клетчатки.
Задумка появилась еще в 2017 году, когда я училась в бакалавриате. Тогда мы выиграли в конкурсе «Умник», получили грант, сделали MVP. А в магистратуре уже больше работали над промышленной технологией и масштабированием. Пока это всё делается вручную, что дорого и неэффективно. Но для перехода на массовое производство надо проводить дополнительные научные исследования, вложить больше денег — а значит, нужны инвестиции.
Мы вели переговоры с компанией «Эдельвейс», которые производят специальную пищевую пленку под многие виды продуктов — они очень заинтересованы в нашей продукции и потенциально готовы инвестировать в проект, но пока что мы не знаем, как реализовать их технологические требования. Например, им нужна посуда, которую можно греть в микроволновке. Так как наши стаканчики из натуральных материалов, при сильном нагревании они разрушаются.
Есть также заинтересованность «Теремка» — они бы хотели сделать биоразлагаемые подложки под блины. Кажется, что это гораздо проще.
Виталий Свидовский
владелец, генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге
То, что я сегодня услышал, меня на самом деле очень радует. Благодаря таким студентам и такому заведению, как ваше, мне кажется, у страны большое будущее.
Полтора года назад я лично участвовал во встрече со студентами, слушал эти проекты, которые тогда представлялись, на мой взгляд, достаточно сыроватыми. Но изменения, которые произошли с проектами за полтора года — крайне существенные. Они стали гораздо более продуманными, сами презентации — более глубокими. Учтены и экономические, и маркетинговые составляющие — это прям здорово. Я получил истинное удовольствие.
«Теремок» — большая и прогрессивная компания, и мы всегда открыты для новых идей и проектов. Многое мы делаем своими руками, своими интеллектуальными способностями, поэтому мы всегда рады студентам, их идеям и приглашаем их для взаимодействия.
Всем выпускникам я желаю успехов и творческой инициативы, пусть не боятся и не стесняются, особенно когда говорят, что это плохо, невозможно, никому не нужно. Если ваши проекты полезны для людей — тогда у вас будет успех.
Ангелина Иванова и Алина Захаренко
(образовательный курс «FoodTech beginners»)
Мы представляем профориентационный курс для школьников по направлению фудтех. В рамках курса мы рассказываем о самом направлении, о возможных профессиях в этой сфере, о классических и инновационных технологиях и т.д.
Хотя сфера фудтеха сейчас очень популярна, почему-то в ней никак не хотят профориентировать школьников. И таких образовательных курсов фактически нет. Мы планируем проводить обучение в двух формах: онлайн через приложение с дополненной реальностью (с его помощью можно будет изучать микробиологический состав продукта и смотреть на биохимические процессы), плюс очные занятия — реальные практикумы с экспертами.
Мы думаем, точнее, надеемся, что обучение будет проводиться на базе ИТМО, потому что здесь есть лаборатории, технологии, эксперты. Тем более ИТМО заинтересован в абитуриентах пищевого профиля.
Андрей Зюзин
заместитель председателя комитета по инвестициям, институтам развития и поддержке экспорта Российского союза промышленников и предпринимателей
Просто удивительно, как за короткий промежуток времени ребятам удалось освоить навыки по созданию своих стартапов и очень качественной подготовки материалов. Чувствуется компетентная рука менторов и наставников этих ребят. Хочется им пожелать не потерять азарт, стремления что-то изменить, нырнуть во что-то новое. А еще не бояться рисков и неудач, сохранить страсть к изменениям, желанию что-то поменять, сохранить толерантность не только к своим ошибкам, но и к ошибкам окружающих. Не опускать никогда руки и все время двигаться вперед, невзирая на все те трудности, которые всегда и непременно их будут окружать.
Денис Николашин
(проект «Мембрана», интеллектуальная упаковка для охлажденной рыбы и морепродуктов)
Я представляю технологию интеллектуальной упаковки из пенополистирола, которая помогает продлить свежесть и срок годности рыбы и морепродуктов с 12 до 33 календарных дней.
В нашем проекте насчитывается порядка 150 человек, которые работали в кросс-функциональных и междисциплинарных командах в России и Норвегии — в рамках группы компаний ЗАО «Завод им. Козицкого» (Россия) и AS «BEWi» (Норвегия). Работа длилась в течение восьми лет — и в итоге получился продукт, который полностью удовлетворяет потребностям рынка и, самое главное, сокращает логистические расходы рыбоперерабатывающих предприятий.
Внутри упаковки происходит консервация рыбы — за счет компенсации выделения из неё CO2. Сама технология — это коммерческая тайна, но могу сказать, что эффект создается за счет модификации общедоступных промышленных газов О2, СО2, N2. Сам пенополистерольный ящик дает изоляционные качества, причем это на 100% перерабатываемый материал, который дальше можно использовать в строительстве или в непищевой упаковке.
Технология разрабатывалась исключительно под нужды рыбоперерабатывающих предприятий, и, к сожалению, просто перенести её на другие продукты, например, фрукты или овощи, нельзя. Но в принципе её можно взять за основу для дальнейших научных разработок и испытаний.
Екатерина Попова
(проект Vegan Crunch)
Я представляю веганские слоеные полуфабрикаты — замороженную выпечку без содержания животных жиров на основе растительного спреда. Спред изготавливается из негидрогинизированного пальмового или кокосового масла — это самые популярные и уже зарекомендовавшие себя ингредиенты.
Безлактозная выпечка и кондитерка — это очень перспективное направление с точки зрения тенденций фудтеха и очень популярный тренд. Проект больше рассчитан на сегмент b2b — это могут быть кафе, рестораны, отели, магазины-ритейлеры.
Сейчас ритейлеры и общепит испытывает серьезные проблемы с такой продукцией — потому что европейская больше не поставляется в Россию. А значит, что эта ниша свободна. Одна компания, которая занимается замороженными кондитерскими изделиями и полуфабрикатами, уже проявила интерес и ждут меня с разработанной рецептурой.
Олег Дю
генеральный директор ООО «Галактика»
Было приятно видеть работы, которые направлены на внедрение новых технологий в одно из самых почетных занятий — кормить людей. Очень приятно, что много внимания уделено как заботе об экологии, так и заботе о здоровье людей, персонализированном подходе, с учетом интересов аллергиков, спортсменов, людей с диетическим питанием, альтернативных подходов к использованию продуктов, новым бизнес-процессам. Все это позволит повысить уровень качества жизни в нашей стране, ведь от продуктов питания, пищевой промышленности зависит наша жизнь.
Ребята взяли очень мощный старт и хочется, чтобы он приобрел развитие. Надеемся, что мы увидим, как их смелые идеи превращаются в крупные бизнес-проекты.