Активное использование ИИ часто вызывает опасения у родителей и преподавателей. Есть риск, что студенты будут находить готовые ответы через нейросети и из-за этого перестанут самостоятельно учиться. Не нужно слепо доверять ИИ — важно уметь проверять полученную информацию. Поэтому еще более важным станет развитие критического мышления, считает первый проректор ИТМО, директор Яндекс Образования Дарья Козлова. При этом с помощью ИИ можно найти индивидуальный подход к каждому ученику. Например, в цифровых продуктах Яндекс Образования уже используется большая языковая модель YandexGPT, которая адаптируется под конкретного пользователя. Она помогает школьникам в удобном темпе готовиться к ЕГЭ по информатике — создает персональные задачи и отвечает на вопросы по непонятной теме. YandexGPT популярен и у взрослых учеников — по наблюдениям разработчиков они чаще задавали вопросы YandexGPT, чем ментору.

«Сильная интеграция искусственного интеллекта с образованием не будет направлять всех студентов по единой образовательной траектории, а позволит построить персонализированное обучение для каждого. Позиция Яндекса не в том, чтобы нейросеть выдавала ученикам готовое решение задачи, а объясняла, как к нему прийти. Для этого мы создаем ИИ-тьюторов по разным дисциплинам для помощи родителям — нейросеть пояснит, как разобраться с классными и домашними заданиями. ИИ не понизит качество образования, а поставит новую планку по работе с информацией и уровню компетенций студентов», — подчеркнула Дарья Козлова.

ИИ-инструменты могут пригодиться не только родителям, но и сотрудникам университетов, считает директор-основатель Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета Андрей Щербенок. Например, в московской школе управления «Сколково» лекции по биологии поведения человека читает ИИ-преподаватель Роберт Сапольский. ИИ-преподаватель назван в честь знаменитого нейроэндокринолога из Стэнфорда и обучен на данных из книг, лекций и других материалов ученого.

Система образования не разрушилась с появлением поисковых систем, в которых школьники и студенты искали готовые решения задач, вспоминает один из участников дискуссии, профессор Российской экономической школы Иван Стельмах. С распространением технологий ИИ ситуация не изменилась. Чтобы студенты использовали нейросети как инструмент в учебе, важно правильно мотивировать учащихся и создавать дизайн задач, которые не получится сдать без помощи ИИ.