В этом году конкурс проводится по трем направлениям: «Новые фронтирные лаборатории по широкой фокусировке», «Новые фронтирные лаборатории ИИ в науке» и «Искусственный интеллект в образовании».

К участию в треке «Новые фронтирные лаборатории по широкой фокусировке» ИТМО приглашает команды, готовые работать над прорывными исследованиями. Ограничений по тематике проектов нет, главное — соответствие глобальному научному фронтиру. Еще одно важное условие — конкурсную заявку должен поддержать исследователь, представляющий организацию, с которой планируется выстраивать стратегическое партнерство. Организаторы также рекомендуют привлекать ведущие в мире исследовательские центры. Победители в этом направлении получат финансовую поддержку до 10 миллионов рублей в первый год работы лаборатории.

«В заявке необходимо подтвердить опыт работы над исследованиями на “острие науки”. Комиссия будет смотреть, что уже было сделано каждым из участников команды, а особенно ее руководителем: какие крупные проекты реализованы в ведущих научных областях, и какие измеримые результаты уже были получены. Хотя у участников проекта может быть задел по тематике исследований, мы ожидаем, что основной фокус будет на получение принципиально новых прорывных результатов с высоким импактом», — отмечает научный консультант трека Алексей Слобожанюк.

Алексей Слобожанюк. Фото: ITMO.NEWS

Алексей Слобожанюк. Фото: ITMO.NEWS

Участниками трека «Фронтирные лаборатории ИИ» также могут стать исследовательские группы с идеями передовых междисциплинарных разработок использования ИИ в конкретных предметных областях — например, в физике, химии, биологии и других науках. Ограничений по тематике нет. Однако организаторы обращают внимание — желательно, чтобы коллаборатором проекта выступил представитель ведущей технологической компании. В этом треке проекты могут претендовать на финансовую поддержку в размере до 20 миллионов рублей в первый год работы команды.

«Это должны быть междисциплинарные исследования, в которых четко видны две составляющие: ИИ и разработки в области конкретных научных дисциплин. И они не должны существовать отдельно друг от друга, важно получить синергетическое преимущество от междисциплинарного подхода. Комиссия должна видеть, как для решения проблемы, например, из области физики может способствовать применение ИИ, в каких конкретных задачах, как это помогает продвинуться в исследовании и какую добавленную стоимость приносит», — подчеркивает Алексей Слобожанюк.

Итоговая защита проектов конкурса «Приоритет 2030». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Итоговая защита проектов конкурса «Приоритет 2030». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

В рамках трека «ИИ в образовании» будут рассматриваться заявки проектов, которые направлены на формирование среды осознанного и ответственного использования сервисов ИИ. Проекты трека должны быть сфокусированы вокруг одного из трех целевых ориентиров: просветительского, трансформационного или управленческого.

«Работа в рамках первого ориентира предполагает поиск решений развития культуры использования ИИ всеми участниками образовательного процесса и повышения уровня знаний и умений академического сообщества о возможностях, ограничениях и рисках применения этих технологий. Второе направление посвящено вопросу трансформации образовательного процесса в новых реалиях, когда третьим игроком, помимо преподавателя и студента, становится ИИ. И, наконец, в рамках третьего ориентира мы ждем решения по управлению образовательным процессом на основе алгоритмов сбора и обработки больших массивов данных с поддержкой ИИ. Участники могут предложить как проект разработки нового продукта ИИ, так и модели применения и внедрения в образование уже существующего», — комментирует координатор стратегического проекта «Очень персонифицированное образование, основанное на ценностях», заместитель начальника Департамента образовательной деятельности ИТМО Ольга Елисеева.

Ольга Елисеева. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Ольга Елисеева. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

В положении конкурса к этому треку также можно найти банк задач, которые можно решить в рамках любого из трех ориентиров. У участников есть возможность присоединиться к программе «Приоритет 2030» с разработкой по одной из этих задач или их комбинации, либо предложить свой инициативный проект. Организаторы трека «ИИ в образовании» также ждут команды, которые полностью состоят из студентов и аспирантов. Обязательное условие — лидер группы должен быть сотрудником ИТМО.

Конкурс пройдет в три этапа. С 16 сентября по 9 октября принимаются заявки к участию. Затем они будут проверены на соответствие требованиям. Экспертами выступят сотрудники ИТМО и других организаций ― лидеры научной, образовательной и технологической областей. 14-15 ноября авторы отобранных проектов защитят свои идеи на заседании Координационного совета. После чего будут названы победители. Важный нюанс: одновременно можно работать не более чем над двумя проектами.

В первый год работы проекты треков «Новые фронтирные лаборатории по широкой фокусировке» и «Новые фронтирные лаборатории ИИ в науке» полностью финансируются ИТМО. После от коллективов ожидается самостоятельное привлечение денежных средств для софинансирования. Идеи должны быть реализованы в течение трех лет. Два раза в год участники программы предоставляют отчет о достигнутых результатах. На основе этих данных комиссия принимает решение о продлении или прекращении финансирования. Объем финансовой помощи будет зависеть от самого проекта — в первую очередь от результатов, которые авторы обещают предоставить по итогам работы.

Положение о конкурсе, детали оформления заявки и контакты организаторов можно найти на сайте программы.