Ключевой темой сессии стала трансформация образовательной триады «преподаватель – студент – знание» под влиянием ИИ. Эксперты обсудили грани наступающей эпохи общего искусственного интеллекта (AGI), уникальные компетенции, которые останутся исключительно человеческими и переосмысление роли исследователя в условиях делегирования части интеллектуальных функций ИИ-агентам.
Директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова отметила, что точка развития ИИ лежит именно в науке и образовании, и этот процесс носит естественный характер, так как идет снизу вверх. Школьники и студенты активно используют ИИ для образовательных запросов, тем самым меняя динамику внедрения новых технологий и мотивируя преподавателей к переменам.
«Мы уже не можем повернуть время вспять или отказаться от использования ИИ, поэтому нужно не запретить, а возглавить интеграцию ИИ в образование. Ответственность за формирование новой практики лежит на университетах и бигтехах: они должны создавать условия и стимулы для использования ИИ-ассистентов всеми участниками образовательного процесса. Вместе с тем необходима массовая работа над AI-грамотностью: как для учащихся, так и для преподавателей. Это становится своего рода «образовательной гигиеной», — подчеркнула Дарья Козлова.
О практической части внедрения ИИ-агентов рассказала директор НОЦ инфохимии ИТМО Екатерина Скорб. Ее студенты два года обучали модель, заинтересованную в собственном профессиональном росте. Она анализировала экспериментальные данные, сама предлагала матрицы экспериментов и подсказывала студенту направления развития. В результате модель помогла ускорить процесс получения новых материалов в десятки раз.
«Сегодня для химии и материаловедения необходимо моментально реагировать на все, что происходит в сфере ИИ. Наши студенты, например, для работы в лаборатории программируют под себя коботов (коллаборативных роботов): настройка занимает всего два дня, а дальше кобот самостоятельно выполняет лабораторную работу. В нашей стране, где огромные территории и одновременно мало специалистов, выпускник должен обладать 20–30 персональными ИИ-агентами, которых он сам обучил в нужных направлениях. Моя роль как преподавателя — показать, где эти направления, и где эти агенты помогут ему зарабатывать — это и бигтех, и крупные корпорации», — сказала Екатерина Скорб.
Ключевой функцией университета в эпоху AGI, по мнению директора по аналитике и данным центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» МФТИ Игоря Пивоварова, станет формирование личности студента и критического мышления. С ним согласилась и Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования Сколково. По ее мнению, ИИ — это в первую очередь интеллектуальный экзоскелет. Александр Гасников, ректор Университета Иннополис, обозначил главную тенденцию конкуренции будущего: исследователи, умеющие использовать ИИ-агентов, будут вытеснять тех, кто к ним не готов.
V Конгресс молодых ученых проходит в Научно-технологическом университете «Сириус» с 26 по 28 ноября. ИТМО представляет два стенда: один — для научного нетворкинга между участниками, другой — для демонстрации разработок ученых университета.
В этом году крупнейшее научно-технологическое событие собрало более 8500 участников из 100 стран мира. В программе — свыше 250 мероприятий в деловой, культурной и спортивной сферах. Подробнее с деловой программой конгресса можно ознакомиться по ссылке.
