Согласно исследованию SuperJob, в новом году спрос особенно вырастет на разработчиков мобильных приложений, веб-программистов, профессионалов в сфере кибербезопасности, аналитиков Big Data. Причем это далеко не все: компании ждут не просто специалистов, а людей, обладающих междисциплинарными знаниями. Кроме того, нуждаясь в оптимизации кадровых процессов, компании готовы тратить деньги на хороших разработчиков нужного ПО.
«Подбор станет более точным, нанимать на вакантные позиции будут сотрудников, максимально соответствующих всем заявленным требованиям. Чтобы обеспечить этот процесс, компании будут выделять бюджеты на собственную разработку или закупку готовых IT-решений для поиска, оценки, управления коммуникациями с новыми сотрудниками. Качество найма окажется на первом месте. Это позволит не только сократить сроки профессиональной адаптации, но и снизить расходы на обучение», — подчеркивают исследователи портала.
По словам декана факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО, профессора Владимира Парфенова, ситуация такова, что в условиях «бума» востребованности IT-специалистов талантливые выпускники так или иначе ищут работу поинтереснее. Ради творческих задач и перспектив многие готовы отказаться и от большой зарплаты. Например, банковская сфера популярностью не пользуется, несмотря на хорошее обеспечение. Владимир Парфенов уверен, что внутренний деловой этикет противоречит духу свободы молодых профессионалов. Однако грядут изменения и в этой сфере: специалисты пророчат большое будущее сфере FinTech — модному направлению, связанному с искусственным интеллектом. Банкиры обещают создавать центры разработок с более расслабленной атмосферой и интересными задачами, однако основная работа им еще предстоит.
«Ребята начинают работать на четвертом курсе, в организациях они пишут свой диплом бакалавра. В магистратуре без практики тоже не обойтись: работаешь в фирме и на основе получаемых практических навыков пишешь диссертацию. В фирмах часто идут навстречу молодым специалистам — количество рабочих часов в неделю могут сократить до 20−30. Крупнейшие российские IT-компании предлагают выпускникам магистратуры стартовую заработную плату в размере 100 тысяч рублей. Дальнейший рост зарплаты зависит от человека. Если говорить о работе за рубежом, то есть только две компании, которые достойны наших ребят, — это Google и Facebook. Однако туда устраиваются несколько человек в год, но чаще всего возвращаются, с твердым желанием создать свой стартап», — подчеркивает Владимир Парфенов.
Декан факультета также готов развеять страхи тех, кто убежден, что в будущем без элементарных навыков программирования не выжить. Знание этой науки на уровне самоучки точно не пригодится: успех в прогрессивных отраслях потребует более серьезной, университетской подготовки и правильного инженерного мышления. Однако для общего развития, определенно, стоит разобраться в том, что есть программирование и как оно влияет на жизнь каждого, чтобы в будущем не быть с технологиями на «вы».
Помимо IT-специалистов, спрос на которых бьет рекорды, остаются крайне востребованными инженеры в машиностроении, а также работники лесной, авиационной, пищевой промышленности. Организации охотно берут на работу специалистов по разведке и разработке месторождений, совершенствованию технологий. Ввиду экономической ситуации, банковская сфера ищет антикризисных управленцев, а также людей, умеющих работать как с залогами, так и с задолженностями.
Параллельно борьбе за лучших ускорятся процессы автоматизации, за которой неминуемо последует сокращение рабочих мест и плавное исчезновение ряда профессий. В ближайшие годы работодатели сократят примерно на 70% места, связанные с обработкой данных, особенно в сфере IT. Таким образом, с рынка постепенно уйдут операторы колл-центров и ввода данных.
Не справятся с ростом высоких технологий бухгалтеры начального уровня и делопроизводители — их заработные платы будут снижаться, а новых вакансий будет все меньше с каждым годом. Стоит задуматься о переквалификации и тем, кто сейчас разбирается в банковском бумажном документообороте, — новые предложения вряд ли будут появляться, а действующие позиции попадут под удар из-за роста автоматизации процессов.
Спрос упадет даже на квалифицированный труд рабочих промышленных предприятий и шахтеров. Не повезет и преподавателям иностранных языков, так как знание языка перестанет быть преимуществом при трудоустройстве. Разумеется, речь не идет о позициях, где необходим свободный уровень его владения.