О курсе

Курс «Предпринимательство в креативных индустриях» это базовая теоретическая основа, без которой не может обойтись ни один человек, желающий заняться предпринимательством. Год назад я разработала очный курс «Предпринимательство в креативных индустриях» и на его основе была создана онлайн-версия. В свое время мы пришли к пониманию, что люди, которые занимаются креативной деятельностью или создают инновационный продукт, часто не имеют представления, как начать зарабатывать на своем деле. Их продукт оказывается невостребованным на рынке не потому, что он не нужен, а по причине неумения работать с рынком. Курс дает базовую теоретическую основу: каким образом создается продукт, как генерируются идеи, как творческая идея формируется в бизнес, как проект вывести на рынок, как определить целевую аудиторию и работать с ней.

В курсе также есть теоретические основы, связанные с оперативным управлением предприятием. То есть слушатели узнают про то, как создать организационную структуру, набрать персонал, какие существуют формы оплаты труда и другое – все то, без чего предпринимательская деятельность невозможна. Помимо кейсов и решений нестандартных задач, очень важно понимание основ. Сложно работать с людьми, которые не имеют базового бэкграунда и не владеют базовой терминологией – в этом случае при интерактивном взаимодействии есть риск “скатиться” в шутки или вновь начать объяснять самые простые вещи, например, что такое сегмент рынка. Мы всегда возвращаемся к необходимости базового теоретического знания. Курс предлагает необходимые знания, которые нужны предпринимателям со спецификой создания креативного продукта. Основные компетенции связаны с проектированием бизнеса, анализом рынка, определением целевой аудитории, пониманием, что такое потребитель и что такое сегмент рынка.

Онлайн-курс «Предпринимательство в креативных индустриях»
Онлайн-курс «Предпринимательство в креативных индустриях»

Университет ИТМО эксперт в области инноваций, поэтому в курсе сделан акцент еще и на принципах создания нового продукта, процесса жизненного цикла инноваций, специфике инновационных проектов и выведении проекта на рынок.

Этот курс в равной степени подойдет и для предпринимателей, и для людей творческих специальностей. Те, кто уже занимается предпринимательством или инновационной деятельностью, увидят, что такое креативная индустрия, чем отличается работа в креативном секторе. Они увидят, как могут применить креативность в решении ряда вопросов. А для представителей  креативной индустрии курс полностью компенсирует пробелы знаний в предпринимательском поле.

После прохождения курса

После того, как курс закончится, представители творческих индустрий овладеют теоретическими навыками, будут понимать, как подступиться к собственному бизнесу и куда обратиться за помощью в случае необходимости. Я постаралась предоставить материал, который бы развеял страх первых шагов. Слушатели должны понимать, как работать с интеллектуальной собственностью, где можно достать ресурсы, как с минимальными рисками реализовать продукт, как выстроить взаимодействие с игроками рынка. Знание этих процессов снижает страх первого шага.

Отчетность

Слушателям нужно будет успешно пройти три экзамена и набрать определенное количество баллов. Курс длится 10 недель, в конце каждого блока из пяти недель слушателя ожидает экзамен в виде теста. В конце всего курса слушателю будет предложен тест, который содержит вопросы по всему материалу курса. В конце каждой недели участникам будет предложено ответить на несколько открытых вопросов, за которые баллы не присваиваются. Если ответ будет неправильным, слушатель получит объяснение задания.

Ольга Тихомирова
Ольга Тихомирова

Почему курс важен для развития креативной экономики

Сегодня в России почти никто не занимается обучением представителей креативных индустрий предпринимательским навыкам. Очень незначительное число университетов занимается таким направлением, как обучение предпринимательству в креативных сферах деятельности, причем очень ограниченно, в основном в области туризма. Теперь это направление появилось и в Университете ИТМО, ранее вуз этим не занимался. Кроме того, сейчас на законодательном уровне рассматривается вопрос о самозанятых, то есть людях, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но могли бы заниматься творческой деятельностью, чтобы самостоятельно себя обеспечивать, не встраиваясь в работу крупных игроков рынка.

При создании курса я опиралась на собственный опыт общения с мастерами-ремесленниками. Два года назад я приняла участие в проекте по креативному предпринимательству в рамках развития креативных индустрий в России. Цель проекта –  поддержка народных ремесел, которые переживали упадок. Чтобы поддержать и продвинуть ремесленническое дело, был инициирован специальный проект, в рамках которого была разработана серия лекций и мастер-классов по предпринимательству в креативных индустриях для мастеров-ремесленников в различных сферах деятельности (деревообработка, вышивка и роспись ткани, национальные самобытные поделки и другое).

Сегодня есть и другие подобные программы, но все они больше концентрируются на развитии и поддержке национальной культуры, и даже в них блок по предпринимательству недостаточный. Когда мы только начинали работать с ремесленниками, запрос на знание основ в предпринимательском деле исходил от самих мастеров. Конечно, они могут поставлять свою продукцию в музеи и, таким образом, сбывать товар, но это все равно не бизнес.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

До недавнего времени людям, которые живут и дышат творчеством, совершенно некуда было обратиться за помощью в предпринимательском секторе. Творчество для них основная сфера занятости, при этом они регулярно сталкиваются с проблемой заработка. Напрашивается логический вывод необходимо зарабатывать на своем любимом деле, и здесь незнание основ бизнеса становится камнем преткновения. Имея за плечами уникальный опыт общения с людьми, желающими делать что-то прекрасное и полезное для общества, чей потенциал остается невостребованным, мне захотелось помочь им и создать единую цепь между предпринимательством, рынком и креативщиками.

Если брать мировой срез, то это достаточно давний тренд – последние пять-восемь лет концепция креативной экономики и развитие креативных индустрий продвигается в рамках программы ООН. Глобальная цель организации – продвижение и развитие творческого потенциала и социального капитала через креативную деятельность.

Почему важно развивать креативную экономику

Креативная экономика основана на знаниях, это то, что дает возможность инновационного развития и развития в рамках творческого подхода путем развития интеллектуального капитала и создания интеллектуальной собственности. Мы пришли к пониманию того, что создание материального продукта больше невозможно без инновационной деятельности и без творческой составляющей. Какую бы простую и традиционную область мы ни выбрали –  везде необходима креативная составляющая.

Вторая проблема – цифровая экономика. Цифровизация и роботизация процессов выталкивают с рынка большое количество людей, которые становятся незанятыми. В Европе давно стоит вопрос о самозанятости населения, чтобы люди могли создавать что-то сами и этим делом себе зарабатывать на жизнь, так как рабочих мест на всех не хватает, в том числе на производствах.