Программа конференции, которую в этом году принимал Университет ИТМО, строилась вокруг идеи последовательного обсуждения принципиальных вопросов, которые стоят перед разработчиками и преподавателями магистерских программ. Решение этих вопросов направлено на реализацию потенциала студентов, а также развитие организационных форм сетевого и международного сотрудничества университетов в рамках магистратуры.

Как подчеркнул на открытии конференции ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, обсуждение ключевых вопросов магистерского образования сегодня особенно актуально в связи с реализацией национальных проектов, в том числе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из главных целей которой является подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

«На наш взгляд, магистерское образование является ключевым, опорным звеном, которое выполняет задачу по подготовке квалифицированных кадров. Поэтому сегодня очень важно осуществлять обмен лучшими практиками и обсудить наше видение относительно перспектив и задач развития магистратуры. Участниками конференции стали блестящие спикеры, эксперты, которые имеют большой опыт реализации серьезных проектов как в России, так и за рубежом. Мы надеемся, что это обсуждение станет катализатором появления новых, эффективных инструментов подготовки магистров», — сказал он.

Главными темами конференции этого года стали вопросы продвижения и эффективной упаковки образовательных программ, интердисциплинарность — рождение и реализация магистерских программ на стыке наук, баланс компетенций Soft-Hard-Digital в контексте внедрения новых образовательных технологий, а также выявление лучших практик и разбор острых и проблемных моментов в реализации образовательных программ.

Оксана Орачева
Оксана Орачева

«Эта конференция представляется нам очень важной, потому что сегодня практически нет площадок, где комплексно обсуждались бы проблемы современной магистратуры. В то же время мы видим, что это направление активно развивается и, как и любое динамично развивающееся направление в образовании, требует осмысления. Мы надеемся, что конференция станет возможностью посмотреть на магистратуру под новым углом и станет поводом для новых свершений в деятельности каждого конкретного преподавателя», — отметила, приветствуя участников, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного Фонда Владимира Потанина.

Конференция стартовала с практического дня для преподавателей-победителей Стипендиальной программы Владимира Потанина 2018-2019 года, в ходе которого грантополучатели поделились образовательными кейсами, а также обсудили ключевые тренды магистерского образования с международными экспертами.

Центральным событием программы стало пленарное заседание, посвященное теме изменений магистратуры в эпоху данных и интердисциплинарности. Его участниками, помимо Владимира Васильева и Оксаны Орачевой, стали ректор Университета Нархоз Эндрю Вахтель, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков, профессор Университета Амстердама Питер Слоот, глава департамента инвестиций, исследований и образования JetBrains Андрей Иванов, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков и генеральный директор Университета-2035 Василий Третьяков.

Пленарное заседание конференции «Магистратура++: программируя образование будущего»
Пленарное заседание конференции «Магистратура++: программируя образование будущего»

Частные фонды и образование: зачем университетам деньги благотворителей

В своем выступлении Оксана Орачева затронула тему роли благотворительных организаций в поддержке и развитии образования. По словам спикера, некорректно сравнивать сегодняшнюю ситуация с моделями, которые существовали в течение какого-либо другого исторического периода. Например, с эпохой Возрождения, когда благотворители и частные средства играли ведущую роль в развитии образования. Сегодня высшее образование является массовым, и ни одна, даже очень крупная частная организация не заменит государство. Поэтому задача частных фондов и филантропии в целом — искать точки роста и оказывать поддержку тем, кто по разным причинам не может получить ее в условиях сегодняшнего дня.

«С моей точки зрения, задача фондов и частных инвестиций в образование, прежде всего, в том, чтобы дать возможность формировать повестку будущего, — говорит Оксана Орачева. — Опробовать модели, провести эксперимент, задать тренд и идти дальше. Частные фонды за счет своих средств и отсутствия тех ограничений, которые есть в государственной системе или в корпоративном секторе, могут поддержать то, что не получит поддержку иными способами».

Она также отметила, что сегодня образование остается одним из самых популярных направлений поддержки, даже несмотря на то, что вложения в эту сферу имеют отсроченный эффект. Благотворитель никогда заранее не сможет сказать, к какому итогу приведет его вложение. Однако, по опыту Благотворительного фонда Владимира Потанина, сегодня можно видеть, что поддержка, которую фонд оказал стипендиатам в начале 2000-х годов, дала положительные результаты, подчеркнула Оксана Орачева.

Пленарное заседание конференции «Магистратура++: программируя образование будущего»
Пленарное заседание конференции «Магистратура++: программируя образование будущего»

Конкурентные преимущества университетов: сегодня соревнуются не вузы, а экосистемы

О конкурентных преимуществах и выборе стратегии развития вузов, выстраивании экосистем и важности миссии университета в ходе пленарной дискуссии рассказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он подчеркнул, что в текущих условиях соревнуются не вузы, а среда, экосистемы, которые формируются как внутри университетов, так и вокруг них.

«В Университете ИТМО главное — это люди. Студенты, преподаватели, научные сотрудники, абитуриенты, которые поступают к нам на бакалавриат, выпускники, которые, по нашему убеждению, не должны терять связь с вузом, а наоборот, возвращаться туда и влиять на его развитие, это также наши партнеры, которые разделяют ценности университета — все они являются частью экосистемы, — сказал Владимир Васильев. — Какова роль университета в ней? Прежде всего, он должен выступать коммуникатором и интегратором всех групп, которые вовлечены в образование. А также, безусловно, являться носителем ценностей и той миссии, которую он выбрал вместе со своими партнерами».

Университеты и компании: откуда берется недовольство подготовкой выпускников и как его прекратить раз и навсегда

О том, как компаниям эффективно сотрудничать с университетами, как готовить специалистов, которых не придется переучивать на рабочем месте, и почему сегодня уже не работают старые модели, при которых работодатель максимально дистанцировался от процесса обучения, порассуждал глава департамента инвестиций, исследований и образования JetBrains Андрей Иванов.

Конференция «Магистратура++: программируя образование будущего»
Конференция «Магистратура++: программируя образование будущего»

Спикер выделил три уровня взаимодействия компаний с вузами. На «нулевом» уровне зрелости, который был распространен в 2000-е годы, компания могла прийти в университет и пригласить талантливых выпускников на работу. Почему это больше не работает? Во-первых, количество компаний существенно превышает количество университетов, а во-вторых, в условиях постоянно растущего объема информации и знаний университеты просто не успеют предоставить весь объем компетенций студентам. Именно поэтому шанс того, что интерес конкретной компании совпадет с теми знаниями, которые университет дает студентам, очень мал.

На втором уровне «зрелости» компания приходит в университет с готовностью сотрудничать, но пока не знает, как конкретно выстроить эффективное взаимодействие. И наконец, на третьем уровне она уже понимает, как ей удобно выстроить партнерство, и начинает обучать потенциальных сотрудников вместе с университетом.

«Есть распространенная претензия у компаний нулевого уровня зрелости, что магистры, которые к ним приходят, плохо подготовлены университетом к работе в компании. Но погодите, ведь ни у кого не было задач готовить студентов под задачи именно вашей компании. Как можно эту проблему решить? Если ваше сотрудничество с университетом построено на третьем уровне зрелости, вы начинаете общаться со студентами не тогда, когда они выпустились, а с самого начала. Плотность общения может быть разная: специализированные лекции, предоставление тем для курсовых, индивидуальная работа со студентами и так далее. Если вы всем этим занимаетесь, то к выпуску они уже становятся сотрудниками вашей компании», — говорит Андрей Иванов.

Андрей Иванов
Андрей Иванов

Отметим, что с прошлого года компания JetBrains совместно с Университетом ИТМО реализует корпоративную магистерскую программу «Разработка программного обеспечения / Software Engineering». О том, как строится обучение на программе и какие проекты выполняют магистранты, можно почитать здесь.

Университеты и онлайн: почему онлайн-курсы никогда не заменят преподавателя

Одним из ключевых спикеров конференции выступил Эндрю Вахтель, ректор Университета Нархоз, член Американской академии наук и искусств, доцент Стэнфордского университета. Исследовательские интересы эксперта охватывают как русскую литературу и культуру, историю и политику, так и современную Центральную Азию. Эндрю Вахтель поделился своим видением перспектив использования цифровых инструментов в образовании и рассказал, почему онлайн-форматы никогда не заменят живое общение с преподавателем.

«Все онлайн-ресурсы эффективны тогда, когда ими пользуются более зрелые люди. Мы не можем сказать студентам, которым 18 лет: “Вот вам весь материал в онлайн-формате, идите и учитесь сами”. Прежде всего потому, что пока они не в состоянии это сделать. Мы должны социализировать их и дать им возможность поработать в группах, без специальной подготовки они просто не смогут взять от обучения все, что нужно. Я абсолютно в этом убежден», — сказал он.

По мнению эксперта, онлайн-форматы и курсы работают тогда, когда у человека уже есть определенный опыт обучения. Окончив бакалавриат, студент начинает лучше разбираться в том, какие навыки ему пригодятся в будущем. Именно поэтому на этапе магистратуры уже можно предоставлять ему различные траектории развития для того, чтоб он выбрал то, что ему интересующее направление.

Питер Слоот
Питер Слоот

Среди других тем, которые обсудили эксперты пленарной сессии — интердисциплинарность и возникновение необходимости объединять различные области знаний. Как подчеркнул Питер Слоот, профессор Университета Амстердама, современные исследовательские задачи становятся все более комплексными и сложными, однако большинство научных работ сегодня по-прежнему являются монодисциплинарными. В этих условиях необходимо готовить специалистов, используя другой подход — обучать студентов системному мышлению, а также готовить их работать в условиях кроссдисциплинарности.

О новых форматах на стыке дисциплин — например, гуманитарных и технических областей — говорили и ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков и заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Также в ходе пленарного заседания выступил генеральный директор Университета НТИ «20.35» Василий Третьяков, который рассказал про реализацию глобального проекта, ориентированного на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.