Иллюзии или галлюцинации?
Если глубокой ночью вы увидели на дереве кота, а, подойдя ближе, поняли, что это вовсе не животное, а черный пакет — это иллюзия или галлюцинация? Согласно принятым в науке определениям, иллюзии от галлюцинаций отличает всего один, но очень важный параметр — наличие объекта. В иллюзиях он есть, но ваше зрение и восприятие искажают его до неузнаваемости, как в случае с пакетом. А вот галлюцинации — это визуальные образы, которые возникают в отсутствии внешнего стимула. Поэтому зрительные иллюзии возникают и у здоровых людей, а вот галлюцинации относятся к последствиям психиатрических заболеваний.
Верификация фотоаппаратом
Одна из основных проблем в исследовании природы и свойств иллюзий зрительного восприятия — это отсутствие единого подхода к их описанию и классификации. Однако их все равно легко можно отличить от иллюзий, которые обусловлены физическими явлениями. Например, образ сломанной ложки в стакане с водой или миражи в пустыне относятся к иллюзиям, которые можно объяснить эффектом преломления света. Лучший способ проверить, является иллюзия физически обоснованной или нет, — это сделать ее фотографию. Иллюзии зрительного восприятия не существуют в объективном мире, а воссоздаются только субъективным сознанием наблюдателя, соответственно, их не будет на фотографии. В то время как физические иллюзии — это часть реальности, которую может запечатлеть каждый смартфон.
Длина, цвет и движение — самые популярные зрительные ловушки
Несмотря на то, что общепризнанной классификаций иллюзий зрительного восприятия нет, однако ученые выделяют разные группы в зависимости от воспринимаемого объекта: иллюзии движения, искажения, контраста, размера и т.д.
Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий — это иллюзия Мюллера-Лайера.
Она заключается в том, что левый отрезок кажется наблюдателям длиннее правого, хотя на самом деле они одинаковы.
Еще один пример, который также демонстрирует ошибки в восприятии размера, — это иллюзия Понцо.
На фоне двух сходящихся линий два одинаковых параллельных отрезка выглядят разными, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу. Нам кажется, что верхний отрезок расположен дальше и поэтому должен быть крупнее. Кроме сходящихся линий, важную роль играет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.
Цветовые иллюзии зрительного восприятия возникают на фоне контрастов: мозг использует прошлый опыт, чтобы определить цвет, и не может абстрагироваться, чтобы заметить, что цвета могут отличаться от привычных. Яркий пример — иллюзия Эдварда Адельсона.
Нам кажется, что даже в тени белые клетки светлее, чем темные на свету. Хотя в действительности фрагменты A и B одного оттенка. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
В качестве примера иллюзий движения Валерия Карпинская продемонстрировала «Вращающегося змея» японского психиатра Акиоши Китаока.
Китаока изобрел множество подобных статичных картинок, которые оживают в восприятии наблюдателя. Сам психиатр утверждал, что подобные изображения позволяют определить психическое состояние пациента. Если человек не видит движения на картинке, значит его психическое здоровье в полном порядке. Если же замечает медленное вращение, то ему нужен отдых. Беспокоиться нужно в том случае, если змей в глазах наблюдателя движется очень быстро. Это может означать, что ресурсы человека на исходе и ему срочно нужно восстановить свои силы.
Ученым известны десятки примеров иллюзий зрительного восприятия, однако все они объясняются разными особенностями нашего зрения и сознания: сетчаточные механизмы, эффекты последействия, когнитивные процессы на уровне корковых структур. Это еще больше усложняет создание единой системы и классификации, отвечающей всему своеобразию иллюзий восприятия.
Иллюзии сознания
Иллюзии сознания характеризуют процессы, в которых мы по каким-то причинам упускаем часть информации, хотя зачастую уверены, что видели и слышали всё.
Яркий пример — это слепота невнимания. Проиллюстрировать этот феномен может эксперимент американских психологов Дэниела Сайменса и Кристофера Шабри «Невидимая горилла». Ученые просили испытуемых следить за количеством пассов в одной из двух баскетбольных команд на экране, в середине ролика среди спортсменов проходила горилла, она била себя в грудь и вновь уходила. Эксперименты показали, что люди не замечают гориллу. Это явление объясняется тем, что, если мы заранее не ожидаем появление какого-либо объекта и тем более загружены задачей на внимание, мы не заметим изменений. Этот же трюк вы можете увидеть, когда на середине текста начинается абзац, в котором у слов перепутаны буквы. Вы не заметите этого, а спокойно дочитаете статью.
Еще одна иллюзия сознания — это слепота к изменениям. Феномен состоит в том, что мы упускаем даже достаточно крупные перемены, если они происходят постепенно или сопровождаются резким переходом, например, локальным шумом, как капли дождя по лобовому стеклу, или обрывом пленки, как резкая смена кадров в кино.
Последний пример ошибочности человеческого восприятия — это слепота к повторению. Человек, как правило, не замечает повторение, если оно происходит в определенный короткий промежуток времени или следующий объект располагается рядом с тем, который мы только что видели.
На самом деле иллюзий сознания, как и зрительного восприятия, несравнимо больше, чем приведено здесь. Однако и этого достаточно, чтобы понять, насколько сложным является процесс познания окружающей действительности человеком и сколько еще вопросов и задач стоит перед когнитивной психологией и физиологией.