Зачем заниматься исследованиями и образовательными проектами в сфере Life Science и медицины?
«Life Science», или «Науки о жизни» — это совокупность научных областей, которые изучают природу, структуру, функции и поведение живых существ, их эволюцию, развитие, взаимосвязи, а также отношения, которые складываются между ними и окружающей средой. И хотя исторически центральное место среди наук о жизни занимает биология, последние технологические достижения в области биотехнологий и молекулярной биологии привели к появлению различных специализаций и созданию крупных инновационных междисциплинарных проектов в различных областях — медицине, здравоохранении, фармацевтике, пищевой промышленности и так далее.
Согласно данным различных аналитических агентств, именно эта сфера в последние годы стабильно входит в топ наиболее перспективно развивающихся и быстрорастущих в мире областей. Например, по данным, которые приводятся в «Комплексной программе развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года», в целом мировой рынок биотехнологий в 2025 году достигнет уровня в 2 трлн. долларов США, при этом темпы роста по отдельным сегментам рынка колеблются от 5-7 до 30 % ежегодно.
Помимо увеличения интереса к этой области и запроса на научные исследования, которые проводятся учеными непосредственно в лабораториях, именно в последнее время в России наметился устойчивый запрос и на социальные исследования, в частности, в области медицины, отмечает Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ (Москва), который занимается различными проектами в области социологии науки.
Как формируется и из чего конкретно складывается недоверие общества к медицинским работникам? Насколько эффективны отдельные программы переквалификации врачей? И почему зачастую те или иные просветительские программы вообще не работают? По словам эксперта, до недавнего времени комплексным поиском ответов на эти вопросы практически никто не занимался.
«В последние несколько месяцев я столкнулся с очень устойчивым запросом практических центров, которые занимаются профилактическими и коммуникационными задачами в области научно-медицинского знания, а также подготовки и переквалификации врачей, на оценку социологической эффективности этих программ. Есть много различных локальных инициатив, посвященных повышению научной и медицинской грамотности, но получается так, что до недавнего времени никто особо не думал об измерении их эффективности, в том числе с точки зрения влияния их результатов на аудиторию, а также, безусловно, с точки зрения финансовых затрат. Иными словами, никто особо не исследовал, что происходит по завершению этих программ с пациентами, самими врачами, как в целом формируется общественное представление о медицинских практиках», — прокомментировал Андрей Кожанов.
Один из позитивных примеров — исследование, инициированное Благотворительным фондом Константина Хабенского, которое преследовало целью изменение отношения общества к теме онкологии, а также снижение канцерофобии в стране. Но такие проекты единичны, и общая ситуация доказывает, что пока в обществе еще остаются популярными псевдонаучные практики. Одним из решений проблемы, которое обозначил Андрей Кожанов, является дальнейшее развитие исследовательских проектов в области социологии науки.
«Социология в данном случае в разных вариантах — качественными и количественными методами — должна решать проблему поиска коммуникации и диалога между обществом и доказательной медициной. Но в то же время надо понимать, что социологическое сопровождение является сложной и ответственной задачей, потому что по части методик измерения в этой сфере фактически ничего нет. Есть какие-то западные аналоги, которые трудно применимы у нас. Поэтому, например, мы сейчас занимаемся в том числе разработкой методик, позволяющих изучать различные паранаучные, парамедицинские верования. Это непросто, ведь далеко не все респонденты расскажут вам то, что сидит где-то в них глубоко — например, всевозможные верования в силу циркониевых браслетов и прочего», — привел он пример.
О растущем интересе на проведение исследований в сфере наук о жизни со стороны медицинских и биотех-компаний, а также различных лабораторий, рассказала и организатор встречи, директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дарья Денисова.
По ее словам, все больше компаний сегодня интересуются специалистами-аналитиками, которые владеют навыком проведения исследований, статистического анализа и в целом способны на профессиональном уровне применять доказательный подход к анализу различных процессов и явлений, происходящих в области биотехнологий и медицины. Эти процессы могут проходить в клинической плоскости, но, помимо этого, исследователи также должны быть способны проводить качественный и количественный анализ масштабных просветительских проектов.
Дарья Денисова добавляет, что с таким запросом уже сталкиваются на практике выпускники магистерской программы по научной коммуникации, которая реализуется в Университете ИТМО четвертый год.
«Наши устремления направлены на создание междисциплинарных исследовательских проектов в сфере наук о жизни. И они возникли не на пустом месте: очень много выпускников магистратуры по научной коммуникации уже работают в коммуникациях в медицинской сфере. На их примере мы видим, что к научным коммуникаторам очень часто предъявляют запрос на организацию и проведение исследований. Безусловно, мы уже даем им аналитический пласт, показываем, как работать с информацией — у них есть специальный курс и научно-исследовательская работа, которая этому посвящена, но этого недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость обсудить с нашими коллегами, которые также вовлечены в эту сферу, какие образовательные и исследовательские инициативы необходимо развивать в области наук о жизни, и нужны ли нам в принципе новые образовательные продукты», — говорит Дарья Денисова.
«Взгляд изнутри»: почему сами медики мало занимаются исследованиями
С другой стороны, почему сами ученые или медицинские работники мало занимаются подобными исследованиями, ведь, казалось бы, они лучше других погружены в контекст? Об этом на встрече говорил Антон Барчук, исполнительный директор Ассоциации онкологов СЗФО, научный сотрудник Университета Тампере и ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России.
В первую очередь, эксперт особо отметил, что необходимо различать понятия Life Sciences и Health Sciences. В отличие от наук о жизни, под которыми в большей степени понимают биологию и связанные с ней направления, Health Science изучает здоровье человека. Среди направлений Health Sciences могут быть как и эпидемиология, экономика здравоохранения, биостатистика, так и различного рода качественные исследований в области социологии и другое. При этом он подчеркнул, что сегодня в России есть существенный недостаток исследований именно в дисциплинах, традиционно связанных с Health Sciences.
«Если социологические исследования в этой области хоть как-то представлены в России, в том числе благодаря коллегам из Европейского университета, то, например, современных эпидемиологических исследований в стране мало, — сказал он. — Есть отдельные специалисты, которые пытаются делать такие работы, но пока это никак не формализовано. И я не знаю ни одного учреждения в России, которое обучало бы этим дисциплинам - современной эпидемиологии и биостатистике, и помогало проводить исследования. У нас есть врачи, есть социологические исследования, но все, что связано с количественными исследованиями весьма ограничено. С другой стороны, на международном уровне мы видим гигантское количество публикаций — эпидемиологических исследований, в крупных медицинских журналах. Выходит, что Россия в этой области на карте мира пока отсутствует»
Именно поэтому, по словам исполнительного директора Ассоциации онкологов СЗФО, возникла идея обсудить необходимость создания образовательных программ в этой сфере, а также параллельно развивать исследования в области современной эпидемиологии в стране. При этом такие программы не обязательно реализовать на базе медицинских вузов, подчеркнул Антон Барчук.
«Медицинских работников, безусловно, необходимо вовлекать в такого рода исследования — как в качественные, так и в количественные. Но по большому счету, в самих медицинских вузах нет всех необходимых научных компетенций, чтобы такие исследования проводить, — говорит он. — С другой стороны, у самих медицинских специалистов есть запрос на проведение таких исследований. Я общаюсь со многими врачами и вижу, что они хотят проводить исследования, но у них нет знаний и возможностей собирать, анализировать данные, мало представлений о методологии, их этому не обучают. Поэтому в этом плане свою роль может сыграть, например, Университет ИТМО и Европейский университет, которые обладают возможностями и некоторыми из необходимых компетенций»
Образовательные инициативы, которые уже есть
Также участники встречи подчеркнули, что сегодня в России уже есть ряд образовательных программ, которые нацелены на развитие коммуникаций в биотехнологиях и медицинской сфере. В 2020 году в магистратуре по научной коммуникации Университета ИТМО открывается специализация по коммуникациям в биотехнологиях и медицине: в начале второго семестра студенты магистерской программы смогут выбрать отдельный трек, который позволит им работать с базами данных в сфере медицины и здравоохранения, разбираться в устройстве медицинских организаций, а также в особенностях производства контента в этой области (подробнее об инициативе можно почитать в нашем материале).
Ряд образовательных проектов в этой области реализует и партнер ИТМО — Европейский Университет в Санкт-Петербурге. Сейчас в вузе работает программа дополнительного профессионального образования по социологии и антропологии медицины для специалистов в области здравоохранения. А с этого года в университете также запускается магистратура по социальным исследованиям в медицине.
«Наш проект вырос изнутри, из внутренних исследовательских интересов разных групп Европейского университета — это специалисты в области социологии, антропологии, а также экономики — представители этой сферы также заинтересованы в исследованиях в области здравоохранения. Поэтому наша междисциплинарная программа в этом плане стала эволюционным шагом, логичным продолжением наших инициатив, — рассказала Екатерина Бороздина, декан факультета социологии Европейского университета. — Но помимо развития исследовательских интересов, это еще и история про создание сообществ: по итогам многих конференций, в которых участвовали также представители различных НКО, специалисты в медицинской сфере, появилось ощущение, что нам необходима площадка для институционализации. И запуск подобной программы также может выступить такой площадкой для развития диалога»
О том, что медицинские специалисты заинтересованы в новых компетенциях, сказала и Анна Темкина, профессор (именная профессура по социологии общественного здоровья и гендера), директор программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге.
«Когда мы проводим медицинские исследования качественными методами, мы каждый раз удивляемся, насколько медикам интересны наши результаты: они с удовольствием нас слушают, зовут нас на конференции и приходят к нам. Их главное резюме заключается в том, что мы поднимаем вопросы на более высокий уровень абстракции, вводим их в такой системный уровень и, как говорит ряд коллег, "снабжаем специалистов социальным инструментарием"», — отметила она.
Проекты на 2020: какие инициативы будут развиваться уже в этом году
Как отмечает Дарья Денисова, прошедшая встреча стала хорошей возможностью обсудить с представителями разных областей все инициативы, которые уже существуют сегодня по созданию образовательных программ и исследовательских проектов, понять интерес и запрос, который сегодня предъявляют компании и общество, а также объединить компетенции для создания совместных проектов в области исследований наук о жизни и Health Science.
«Здесь собрались специалисты из разных сфер, в том числе те, которые критически относятся к новым инициативам. Это нормально, ведь создание новых образовательных продуктов — это всегда вызов, который мы должны критически проанализировать, ответить на него в полной мере и понять, к чему это приведет в перспективе — подчеркивает она. — В 2020 году мы планируем проводить организовать коллаборации и проводить совместные исследования, в том числе в рамках уже существующих как у нас, так и в Европейском университете, программ, а также подумать над новыми образовательными форматами — например, краткосрочными курсами или модулями. Для нас это важно, потому что интерес к аналитике в области наук о жизни проявляют представители различных областей»
Следующим шагом сотрудничества будет проведение совместной образовательной школы-семинара с Европейским университетом. А весной этого года Центр научной коммуникации проведет воркшоп по визуализации данных в сферах Life Sciences и Health Sciences в Центре финской науки «Эврика» (Heureka) в Хельсинки.
Кроме того, в 2020 году специалисты Центра и партнеры продолжат прорабатывать возможность организации в 2021 году новой магистерской образовательной программы по эпидемиологии на английском языке в Университете ИТМО, которая будет направлена на подготовку специалистов-практиков, готовых проводить исследования для конкретных компаний.