Какая специализация была у тебя в университете?
Это был факультет точной механики и технологий, кафедра инженерной и компьютерной графики. Но у нас была не совсем обычная специальность: мы изучали дизайн и педагогику, то есть моя профессия — это педагог профессионального обучения в дизайне.
Намеренно выбрала направление с такими бонусом?
Нет. Мало кто из нас заранее знал, что у нас будут еще и дисциплины по педагогике и практика в этом. А вообще, меня интересовал дизайн, и я осознанно шла на это направление в ИТМО. До поступления ходила на курсы по рисованию, по флеш-дизайну и мультипликации, а еще моя мама окончила ИТМО, так что я наверняка знала, где буду учиться.
После университета работала по специальности?
Да, на последнем курсе я устроилась в дизайн-студию, а параллельно преподавала в Детско-юношеском компьютерном центре ИТМО. Сначала пришла туда на практику, а потом осталась. После выпуска я продолжила работу дизайнером на полной ставке, но несколько раз приходила в университет преподавать детям компьютерную графику и другие предметы.
Пригодилось ли тебе обучение в дальнейшей карьере?
Конечно, хотя какие-то вещи выглядели так, будто я никогда к этому не вернусь, но в итоге даже они пригодились. Огромное количество программ, интерфейсов, которые мы изучали, очень помогли, когда я работала дизайнером — благодаря этому, меня не пугали какие-то новые технологии. Очень пригодилось то, что я стажировалась и работала в Детско-юношеском компьютерном центре ИТМО, потому что без этого опыта я бы не знала, как можно альтернативно преподавать предмет. В школе всё более строго, а там у меня была полная свобода действий. Впоследствии мне это помогло развиваться в сфере современной педагогики.
Что бы ты посоветовала нынешним студентам ИТМО?
Обязательно дойдите до Студсовета и узнайте, какие там есть мероприятия. Я в свое время мало этим интересовалась, а когда однажды попала на университетское мероприятие, то пожалела, что упустила время. Еще идите на практику по вашему направлению и попробуйте попасть на зарубежную стажировку, думаю, это поможет иначе взглянуть на профессию и на себя в целом.
Работа в школе и собственный проект
Расскажи, как ты из дизайна перешла в преподавание?
После университета я какое-то время работала в дизайне, но потом поняла, что обучение детей в ИТМО мне нравилось больше. Там была отдача, и в целом это гораздо интереснее для меня, чем делать сайты и приложения. Поэтому спустя некоторое время я решила пойти учителем информатики в школу. Первый опыт был не очень удачным. Я пришла в ноябре, а уже через два месяца хотела уйти, но меня уговорили доработать до конца учебного года. Когда уволилась, у меня была мысль, что я больше ни за что в жизни на это не подпишусь. Какое-то время я еще обдумывала это, а потом решила попробовать снова, и вот со второй школой всё сложилось. Буквально через месяц работы я поучаствовала во Всероссийском конкурсе iУчитель и выиграла. Параллельно я вела соцсети: «ВКонтакте», Инстаграм, позже добавился YouTube, где я завела блог. Именно в этой школе я познакомилась с Ариной Нуриахметовой, вместе с ней мы позже создали проект «Geek Teachers».
А как появилась идея проекта?
Этот шаг был тесно связан с работой в школе, с теми трудностями, которые там были. В России до сих пор уроки информатики, да и другие предметы, проходят в формате: «делаем по учебнику». Дети просто переписывают информацию, выполняют монотонные действия, которые не могут их заинтересовать или увлечь. Это связано в том числе с консервативным подходом к проведению занятий: учителя сильно отстают от школьников в вопросе использования технологий, они их даже в какой-то степени отрицают. Мы же показываем, что с телефонами не надо бороться, а надо их грамотно применять, а также учить детей, что смартфон — это прекрасный инструмент для обучения.
Мы с Ариной поначалу проводили вебинары в соцсетях: по кусочкам делали то, что сейчас у нас собрано воедино в большой проект. Мы рассказывали о том, как пользоваться приложением для урока, как создавать контрольные и тесты, которые не надо будет проверять все выходные. Но окончательно проект сформировался на конкурсе iУчитель от Рыбаков Фонда, в котором я уже участвовала ранее. В финале мы с коллегой должны были придумать проект: собрать команду, определиться с названием и его целями. Мы познакомились с еще одним учителем и втроем из конкурсного задания создали основу «Geek Teachers». Мы потом еще участвовали в конкурсах, где придумали «Geek Teachers Fest» — эти мероприятия помогли нам собраться и быстрее выдать готовую идею, которую мы бы формулировали еще долго.
Какие образовательные форматы у вас есть?
Мастер-классы, вебинары, практика для учителей, а также «Geek Teachers Fest».
Все ли они платные?
Изначально мы себя позиционировали как некоммерческий проект. У нас была такая идея, что мы получаем грант от Рыбаков Фонда и проводим на эти деньги бесплатное обучение, но со временем мы поняли, что с коммерческое обучение дает нам больший спектр возможностей.
Почему эту часть проекта важно оставить бесплатной?
Это возможность познакомиться с нами, развлечь учителей и показать им все плюсы обучения у нас. Формат «Geek Teachers Fest» близок к европейским музыкальным фестивалям — это смесь развлечений, танцев, блесток, костюмов и серьезных мастер-классов. Мы не случайно выбрали такой формат. Обычно у учителей много стресса и напряжения, им не хватает таких радужных эмоций, но многие из них не пойдут просто на костюмированную вечеринку, а если она совмещена с профессиональным образованием, то шансы повышаются. И приходит много людей, мы уже проводили праздники в Санкт-Петербурге, Ижевске, Владивостоке, Екатеринбурге, Красноярске, а последний фестиваль в Санкт-Петербурге вообще собрал 1500 человек.
Насколько сложно вовлекать учителей в подобные мероприятия?
Это первый вопрос, который возникает. Наши фестивали еще и тематические, например, вечеринка 80-х или гавайская вечеринка. Про нас даже говорят: «Что-то странное и непонятное у ребят происходит», но это наш образ. Мы не хотим быть консервативными, мы принимаем всё неформальное и стараемся показать учителям, что им тоже стоит быть более открытыми ко всему новому. По правде сказать, к нам относятся нейтрально или негативно ровно до того момента, пока с нами не познакомятся.
Вернемся к коммерческим продуктам. Их закупают школы?
Нет, это индивидуальный выбор каждого учителя. Нам кажется, что курсы должны покупать только замотивированные на обучение люди, чтобы это не выглядело так: школа купила курс и все в обязательном порядке принимают в нем участие. Возможно, когда-нибудь мы придумаем корпоративные программы, но пока их нет.
Какие у вас планы на дальнейшее развитие проекта?
У нас очень много идей, но рук и времени на всё не хватает. Но то что мы точно хотим сделать — это онлайн-курс по тому, как проводить фестивали. Мы хотим, чтобы любой учитель в своей школе смог провести что-то подобное тому, что делаем мы. Это будет простой алгоритм, который поможет интереснее проводить собрания, педсоветы, небольшие фестивали. Это позволит нам создать по всей стране сообщество «Geek Teachers» из наших последователей и амбассадоров. Второй аспект — это шоу «Кабинет на прокачку». Этим летом мы с коллегой ездили по городам России и делали ремонты в разных школьных кабинетах, которые выбирались на конкурсной основе. Весь процесс мы снимали и выкладывали на YouTube. Идея в том, чтобы показать, как просто и недорого преобразить рабочее пространство учителя, чтобы не только уроки были современными, но и аудитории. Сейчас мы хотим углубиться в то, как именно надо снимать подобные шоу, сделать второй сезон и раскурить его, чтобы он был популярным.
Чувствуешь ли ты влияние на образовательную систему?
Да, несмотря на то, что эта система в целом — огромный неповоротливый механизм, который в ближайшие годы не имеет шанса глобально измениться, на мой взгляд, мы точечными воздействиями можем повлиять на мир образования. Яркий пример — бумажная работа, которую могут сократить приложения для контрольных и тестов. Мы помогаем учителям побороть страх перед новыми технологиями в образовании, чтобы сделать их работу и учебу детей более живой, интересной и приятной.