Современный ученый должен разбираться не только в своей области знаний. Чтобы донести результаты своей работы до общества, ему надо уметь правильно оформлять научные статьи и знать хорошие цитируемые издания. К тому же, он должен уметь выступать на публике и простыми словами рассказывать о значимости своих исследований.
К сожалению, при подготовке будущих ученых этим аспектам не всегда уделяется достаточно внимания. Именно поэтому организаторы международной конференции SEWAN-2021 решили провести специальную школу молодых ученых для начинающих специалистов в области экологии, биотехнологий, низкотемпературных систем и энергетики.
«Мы подготовили двухдневную программу, — рассказала соорганизатор школы, доцент факультета биотехнологий Университета ИТМО Анастасия Павлова. — Она должна помочь в развитии как hard, так и soft skills. Поэтому первую часть программы мы насытили лекциями ведущих профессоров в области экологии и устойчивого развития из России, Чехии и Ирана. Вторая часть посвящена тренингам и семинарам, которые помогли участникам в формировании их “надкомпетентных” навыков».
Что нужно молодому ученому
Программу школы открывали лекции по тематике конференции. Так, специально для слушателей школы доцент факультета биотехнологий Университета ИТМО Ольга Сергиенко рассказала о создании экономики замкнутого цикла и обращении с отходами, а также о формировании в России экологической политики.
Кроме того, лекторы рассказывали об экологическом следе в производстве энергии и продуктов питания, «зеленом» производстве и утилизации различных видов пластика.
А еще слушателям помогали разобраться в некоторых особенностях академической «кухни». Так, директор центра рейтинговых исследований Илья Куфтырев рассказал о том, что такое индекс Хирша и как важно публиковаться только в проверенных и респектабельных журналах с первых шагов в науке, поддерживая так называемую публикационную «гигиену».
Также слушателям устраивали мастер-классы по академическому письму, развитию навыков выступления на публике, организации проектной работы и подачи заявок на гранты.
Завтрак с ученым
Помимо привычного формата мастер-классов и лекций организаторы предусмотрели в программе завтрак с ученым — неформальную встречу с деканом факультета биотехнологий Михаилом Курушкиным, где участники школы могли задать интересующие их вопросы.
Многих молодых ученых интересовали вопросы академической этики. Например, они спрашивали декана, стоит ли писать научные статьи только для выполнения формальных показателей и как бороться с принуждением к публикации исследований, относительно готовности которых автор не уверен.
«Необходимо всегда следовать в работе своим этическим принципам и не отходить от них, — поделился своим опытом Михаил Курушкин. — Это касается и публикационной этики, и научной в целом. Это же должно касаться и карьерных решений. При этом надо определиться со своими целями и неукоснительно и упорно их добиваться. Или хотя бы использовать подходы, которые вас к ним приближают».
Также многих слушателей, которые делают первые шаги в преподавании, интересовало, как им мотивировать своих первых студентов к занятиям наукой.
«Необходимо еще на уровне бакалавриата помочь студенту разобраться, в чем он силен, и дать развиваться в этом направлении, — отметил Михаил Курушкин. — Если у человека есть научный потенциал, то ему нужно только открыть дверь, в которую он войдет. Для этого нужен институт научных советников, которые должны действовать по всему университету и показывать широту различных научных проектов и ближайших перспектив развития для молодых людей».
Отзывы участников
Школа привлекла самых разных участников. Были среди них и студенты Университета ИТМО. К примеру, Анна Омельянович, завершающая обучение в магистратуре Первого Неклассического. Она решила посетить занятия во время работы над своей диссертацией, которая прямо перекликается с тематикой школы и конференции, поскольку посвящена принципам экономики замкнутого цикла в пищевых производствах.
«На школе было очень занимательно, — рассказала она в беседе с ITMO.NEWS. — Радует, что большое количество информации преподносилось на английском языке. Для людей, которые им мало-мальски владеют, это хорошая практика. Для тех ребят, которые понимают его чуть хуже, — это хорошая мотивация для изучения языка, который сейчас просто необходим ученому».
Другой участник школы Афанасий Протазанов приехал из Екатеринбурга, где он учится в Уральском государственном лесотехническом университете.
«Хотелось бы, чтобы такие мероприятия проходили и у нас в городе, — поделился он своими впечатлениями. — Будем надеяться, что я стану таким переносчиком. Съездил сюда, рассказал в своем университете, а потом кто-то еще из наших коллег приедет на такое мероприятие. Если говорить о том, что я вынес для себя из школы, то я убедился, что проблема переработки полимеров, которой занимаются в нашем вузе, остается актуальной. И радует, что мы не отстаем от ведущих институтов нашей страны. Также почерпнул новые знания о журналах, публикациях и о том, к чему надо стремиться, публикуя результаты своей работы».
По мнению организаторов, эксперимент с проведением школы молодых ученых оказался удачным и его можно будет повторить в будущем.
«Школа дала мощный импульс на развитие академических связей и новых коллабораций, вдохновила на новые проекты и научные исследования. Я считаю, что подобные мероприятия чрезвычайно необходимы для формирования и становления ученого, который будет способен отвечать на вызовы современного мира», — заключила соорганизатор школы Анастасия Павлова.