— Как вы пришли к дизайну и где учились до ИТМО?
― Я окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица по направлению «графический дизайн». Получив диплом, можно было бы углубить знания и пойти изучать айдентику, типографику или брендинг. Но такой возможности не было ни в одном вузе. Поэтому я выбрала альтернативный вариант и решила изучать UX. Плюс ко всему, после обучения в академии я начала работать в креативном агентстве, где занималась брендингом. И поработав там, убедилась, что мне бы хотелось быть поближе к сфере IT технологий.
Поэтому я поступила в магистратуру ИТМО на магистерскую программу «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» (факультет программной инженерии и компьютерной техники). Здесь меня привлекло, что ты самостоятельно выбираешь предметы и можешь здорово прокачать UX.
— Что дало вам обучение в ИТМО?
― Прежде всего людей: я познакомилась с очень интересными ребятами. И даже сейчас в студии работаю с однокурсницей. А еще мне особенно запомнился курс Андрея Александровича Балканского. В его подходе не было дробления на лекции и семинары. Все занятия проходили в формате живого брейншторма, было много обсуждений. Он мотивировал нас размышлять. Именно на его курсе я научилась думать через призму современного стека, на котором работают UX-специалисты.
— А чем вы занимаетесь сейчас?
― Работаю в студии, которую нашла во время обучения в ИТМО. Сейчас я lead-дизайнер: занимаюсь созданием сложных сервисов в направлениях UX и UI. Курирую реализацию продукта от начала до конца.
Вместе с командой мы помогаем запускать стартапы. По сути, к нам приходят люди, у которых часто нет ничего кроме идеи, а мы помогаем им дальше раскручивать задумку. При этом мы не специализируемся на каком-то одном направлении; довольно долго работали как с образовательными проектами, маркетплейсами, так и медициной.
— Берете ли вы в команду стажеров, и если да, то как обучаете? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать стажер?
― Да, мы привлекаем в команду стажеров. Прежде всего, я обращаю внимание, есть ли у человека вкус и структурное мышление. Для меня вкус ― это совокупность образования, насмотренности и понимания стиля. А владеть структурным мышлением ― это значит уметь логично мыслить и обосновывать предлагаемые решения. Так как большую часть времени стажеры работают с прототипированием сайтов, это качество ― пожалуй, самое основное.
Помимо этого, важна атмосфера в команде, и поэтому я стараюсь отбирать близких по духу ребят, чтобы нам было комфортно работать в коллективе. А дальше, в процессе работы, они доучиваются, чтобы получить необходимые компетенции.
— В Университете ИТМО есть сообщество, интересующихся дизайном ― DesArm. В этом году совместно с клубом вы провели образовательный курс для студентов. Расскажите, пожалуйста, как пришла идея, в чем особенность такого формата обучения?
― Начну издалека. Прошлой осенью у нас был клиент, который развивал свой менторский образовательный стартап в Москве. Он делал курсы по экономике и привлекал в них разных специалистов. В своем университете он заметил проблемы, которые встречаются довольно часто: преподаватели и студенты живут в разном времени, нет гибкости в изменениях. Мне близки эти мысли, поэтому я подумала, что здорово было бы эти проблемы как-то решить и сделать курс о дизайне для студентов. Я рассказала об этом комьюнити-менеджеру ИТМО Лене Махиной. И, наверное, ничего бы не получилось, если бы она и менеджер по взаимодействию с выпускниками университета Люда Цой не подхватили идею и не помогли с реализацией. Они очень ловко курировали этот процесс и помогли быстро запуститься.
Кроме того, мне самой было интересно попробовать себя как преподаватель ― было здорово пообщаться со студентами и узнать их взгляд на дизайн.
Единственная сложность в том, что курс проходили студенты с разным уровнем подготовки. Так как мы сделали общедоступный факультатив, то записывались студенты из разных направлений: были и с роботехники, и с программирования. Кто-то хотел попробовать новое, а кто-то хотел сменить деятельность.
― Из чего состоит курс, как вы его готовили?
― Я писала программу, исходя из собственного опыта прохождения других курсов, обучения в двух вузах, и, конечно, практики стажировок ребят в студии. Мне хотелось, чтобы этот курс был кратким, но в то же время включал достаточно полезной информации и позволял по итогу сделать полноценный проект для портфолио. Поэтому я включила в программу лекции по истории дизайна и креативным методам, эскизированию. Плюс, в рамках курса проводилась персональная работа с каждым студентом в формате мастерской или консультаций. Темы проектов ребята выбирали сами, но я давала и реальные задачи: разработать фирменный стиль и создать лендинг для хакатона для агротуристического комплекса. По окончанию обучения студенты презентовали логотипы и макеты на носителях или лендинг проекта.
— Как можете оценить курс: все ли удалось воплотить? И планируете ли развивать его дальше?
― Это тема на подумать. Некоторым не хватило мотивации дойти до конца, поэтому буду и дальше корректировать программу. Тем более недавно мне пришло письмо, что Центр факультативов ИТМО принял мою заявку. А это означает, что осенью будет официальный факультатив, где я смогу учесть весь опыт ведения мастерских. Я бы хотела сделать открытым таймлайн обучения и создать четкую схему действий на курсе, чтобы все задачи решались последовательно.