В череде докладов и дискуссий, посвященных различным аспектам развития международных отношений в академической среде, Дарья Козлова сфокусировала внимание участников AIEA на разработке программ двойных дипломов и их финансировании, также проректор описала российские реалии в области академической мобильности. Помимо этого, эксперт рассказала о кейсе Университета ИТМО — тактиках привлечения иностранных студентов в российский вуз с помощью специально разработанных краткосрочных модулей.
В AIEA приняли участие и давние партнеры Университета ИТМО, с которыми российский вуз имеет договоренности об обмене студентами или совместные образовательные программы. Среди них UCLA, Университет штата Аризона, Амстердамский университет, Университет Рочестера, Technologico de Monterrey, Государственный университет Кампинаса и другие.
Отдельной темой для дискуссии стало сравнение подходов и мотивации к развитию академической мобильности в Америке, Мексике, Бразилии, России, странах Европы.
«В США система образования построена иначе, поэтому и отношение к академической мобильности другое, — поясняет Дарья Козлова. — Во-первых, студенты в Америке сами оплачивают свое обучение, и программы академической мобильности, как подтвердил в своем докладе мой коллега Эрик Дитрих из Нью-Йоркского университета, скорее инструмент привлечения доходов в вуз. Примечательно, что американские вузы больше нацелены на прием студентов из других стран — так называемую „входящую“ мобильность. Я даже уточнила у своего коллеги из Университета штата Аризона, сколько их „родных“ студентов отправилось обучаться в вузы других стран за последний год. Всего два человека! Мы видим программы академической мобильности иначе: по нашему мнению, в первую очередь это новые возможности для наших студентов — получение дополнительных компетенций и уникального опыта, расширение кругозора. Мы работает для студентов, и здесь мы, пожалуй, ближе к европейской модели интернационализации образования. Ведь именно ЕС принадлежит инициатива Эразмус Мундус».
Как отмечает проректор по международной деятельности, именно из-за такой особенности американских вузов стандартные программы академического обмена Университета ИТМО с США пока работают недостаточно эффективно.
«В своем докладе я предлагала американским партнерам посмотреть на студенческую мобильность с нашей позиции, понять, что американские студенты тоже должны стать активными участниками различных программ. Надеюсь, данная дискуссия заставила задуматься наших коллег за океаном об изменении своей политики», — добавляет Дарья Козлова.
Важной темой, затронутой на конференции AIEA, стали современные вызовы в области интернационализации образования. Сейчас, когда американские вузы повышают стоимость обучения, а Бразилия значительно сократила поддержку студентов по программе «Наука без границ», важно искать новые пути развития академической мобильности и ее финансирования, считает проректор по международной деятельности Университета ИТМО. Поиск третьих источников финансирования, в числе которых различные гранты и фонды, является актуальной задачей многих вузов.
Участники конференции в числе главных препятствий по развитию межвузовских обменов выделили отсутствие финансирования, кросс-культурные различия и географию.
«Одним из основных препятствий для Университета ИТМО во многом является также отсутствие культуры межвузовских обменов, — делится проректор. — Последний год мы активно ее взращиваем, продвигая программы обмена среди обучающихся, в том числе с помощью студентов-амбассадоров университета, развивая англоязычную среду в вузе. На данный момент любой студент нашего университета имеет возможность обучаться в вузе-партнере семестр или два, главное — знать иностранный язык и хорошо учиться. Я уверена, что с такой динамикой в скором времени мы будем отправлять не менее 500 человек в год в вузы других стран. На ближайшие годы я ставлю задачу увеличить это число как минимум в два раза».
Участие в таких крупных событиях, как конференция AIEA, необходимо, считает эксперт, поскольку именно общение в рамках подобных мероприятий позволяет преодолевать кросс-культурные различия, создавать положительный имидж страны на мировой арене. Важно рассказывать о том, какие значительные изменения происходят в российской системе высшего образования, как трансформируются вузы РФ, для которых интернационализация становится одной из приоритетных задач развития.
«Примечательно, что на конференции не было ни одного вопроса или дискуссии, касающихся международной обстановки и ее влияния на высшее образование. Это еще одно доказательство тому, что мы работаем вне политики и вне границ», — резюмирует Дарья Козлова.