«Какова роль информационных технологий в компании?» — начал свое выступление спикер с вопроса к студентам. Ответ не заставил себя ждать. В настоящее время развивающиеся компании стремятся автоматизировать все больше рабочих процессов, начиная с общения с клиентами и заканчивая документооборотом. IT-системы могут выполнять функции автоматизации процессов, выступать коммуникационными средами для общения сотрудников, а также поддерживать и совершенствовать различные процессы в бизнесе, объединяя на одной платформе клиентов, поставщиков, разные отделы компании. Безусловно, это упрощает работу фирмы, но вместе с тем порождает сложности и новые вызовы.
«В развивающихся компаниях различные процессы могут меняться очень быстро, поэтому IТ-службам, с одной стороны, важно быть гибкими, чтобы успевать за этими изменениями, а с другой — четко координировать развитие бизнеса на своем уровне, — рассказывает эксперт. — Эти изменения не могут происходить стихийно, без налаженных интерфейсов между IT-приложениями. А ведь кто, как не „айтишники“, знают процессы в компании, ведь именно у них есть их полная картина. Поэтому перед ними стоит задача — координация и направление вектора развития процессов в компании, чтобы их можно было автоматизировать в приложениях, а интерфейсы этих приложений были рабочими».
Именно поэтому любому IT-отделу необходима стратегия, в которой будут обязательно обозначены отправная точка и конечный пункт. Например, в компании «Сименс технологии газовых турбин» весь путь — это постепенный переход от слабо автоматизированных и неавтоматизированных процессов на программное обеспечение SAP. Для этого в стратегии кампании расписан план действий на каждые два-три года. В целом, по словам Константина Даутова, существует три уровня внедрения информационных технологий в компанию: стратегический (принятие решений высшим руководством компании), оперативный (действия которого применимы к текущим задачам) и технологический (непосредственное управление производственным комплексом и разработкой конкретных продуктов). На всех этих этапах важно помнить, что в итоге все решения и процессы должны быть применимы к конечной системе, которую планируется внедрить в будущем.
«Не стоит с самого начала внедрять в свои IT-системы дорогое решение. Ведь для нас важнее процессы в компании, и если их может автоматизировать одна недорогая система, то почему бы просто ее не использовать как минимум для построения и развития процессов?», — рекомендует спикер.
Со слов выступающего, далеко не всегда разработка собственной IT-системы вместо использования существующей на рынке — правильное решение. В большинстве случаев этого лучше избегать, потому что для реализации уникального решения в компании придется организовать свою собственную софтверную компанию, что не просто дорого, но и еще чревато полной зависимостью от сотрудников нового подразделения. Массовые же решения хороши тем, что компанию или сотрудника, способных поддерживать такую систему, найти гораздо легче. Кроме того, вероятность, что новые сотрудники компании, которым предстоит использовать данное решение, уже имеют опыт работы с ним, гораздо выше, в этом случае срок адаптации нового сотрудника будет гораздо короче.
«Для компании, у которой в штате трудится около 400 сотрудников, наверное, использовать готовое решение — это удобно. Но в небольших компаниях я не исключаю возможность разработки собственного решения, потому что обычно у таких фирм сотрудников не так много и система будет несложной и индивидуальной», — поделился мнением магистрант базовой кафедры Султан Байдилдаев.
Как рассказал Константин Даутов, на встрече он также хотел «прощупать» уровень подготовки студентов в области управления IT и остался доволен.
«Я увидел, что пробелы, которые обычно есть у обучающихся вузов, во многом заполнены. Возможно, это связано с тем, что многие студенты работают параллельно с учебой. Впрочем, роль вуза здесь также велика. Я бы посоветовал разделять подготовку студентов в соответствии с тем, чем они хотят заниматься в дальнейшем: программированием и созданием решений для автоматизации процессов в компании или же управлением процессами автоматизации», — говорит он.
Чтобы стать хорошим специалистом в последнем направлении, студенту, по словам спикера, необходимо уже во время обучения узнать и прочувствовать все процессы, происходящие в компании. То есть в области бизнес-аналитики больше ценятся специалисты со знаниями в предметной области. И задача вуза — обеспечить студентов этими навыками. С этой задачей успешно справляется базовая кафедра информационных систем и технологий в высокотехнологичном бизнесе факультета инфокоммуникационных технологий, на которой реализуются две магистерские программы — «Информационные системы и технологии в высокотехнологичном бизнесе» и «Управление и системный анализ в экономике и финансах». По словам руководителя подразделения Алексея Кораблева, если первая программа больше ориентирована на технических специалистов, то вторая выпускает системных аналитиков и инженеров. Удовлетворять же запросы бизнеса позволяет коллаборация с высокотехнологичными компаниями.