Проект ИТМО 3.0 «Перезагрузка» реализуется факультетом технологического менеджмента и инноваций совместно с Департаментом проектной и инновационной деятельности вуза при содействии инновационных компаний и организаций с 1 сентября 2016 года. Его главная идея — с одной стороны, помочь студентам сделать первый шаг на пути создания собственного бизнеса, а с другой — способствовать коммерциализации научных разработок Университета ИТМО.
Итоги первого сезона стали известны в конце минувшего года — тогда всего за пять минут пятерым финалистам предстояло осветить суть и сильные стороны своих проектов. От команд требовалось не только знание технологий и рецептур продуктов, но и владение всеми основными рыночными инструментами: участники должны были досконально изучить целевую аудиторию, провести конкурентный анализ и рассказать обо всех преимуществах своего проекта инвестору.
В результате лидером стала команда Pro&Ice, разработавшая рецептуру мороженного с повышенным содержанием белка. Как отмечает Константин Дереш, несмотря на то, что проект только стартовал, его первые результаты уже показали готовность участников к серьезной работе.
«Принято считать, что первый блин комом, но у нас все получилось совсем по-другому. Победители первого сезона продолжают радовать нас своими результатами. Они доработали рецептуру, сделали MVP, то есть тот минимальный продукт, с которым дальше можно вести какую-то деятельность. Они презентовали продукт на разных мероприятиях как в Санкт-Петербурге, так и за границей, в Финляндии, получили инвестиционное предложение, а сейчас ведут переговоры о заключении сделки. В их случае собралась действительно сильная команда — и с точки зрения управления, и с точки зрения маркетинговой составляющей, плюс довольно-таки готовая технология. Поэтому они смогли показать крутой результат», — говорит он.
Как все работает: от лаборатории до сделки с инвестором
Проект дает участникам возможность не только «прокачать» свои бизнес-навыки, но и поработать с реальными технологиями Университета ИТМО, создать бизнес-модель и разработать план вывода технологии на рынок. При этом сам студент выступает исполнителем и, своего рода, связующим звеном между технологиями, которые «живут» внутри университетов и зачастую так и не выходят на уровень серийного производства, и непосредственно рынком, где эти проекты, воплощенные в конкретный и понятный инвестору продукт, могут найти первого покупателя.
На старте проекта команды могут выбрать технологию или разработку из списка, предложенного Международными научными лабораториями и подразделениями Университета ИТМО. А далее, уже объединившись в команды, под руководством профессиональных менторов они создают маркетинговые, бизнес- и финансовые планы, моделируют стратегию выхода на рынок, а в финале выступают перед представителями компаний.
«В этом году мы отобрали 20 технологий, которые являются наиболее привлекательными по ряду критериев. Они понятны с точки зрения коммерциализации, а также их применения в ближайшей перспективе. — продолжает Константин Дереш. — В итоге у нас получилось несколько категорий. Это социально-значимые проекты (из области медицины, образования), проекты в области Аэронет, машинного обучения, data science и ряд других. Кроме того, мы взяли несколько проектов из пищевой промышленности, потому что они логичны с точки зрения создания продукта».
В этом сезоне, который стартует уже с 29 марта, работа будет вестись по нескольким блокам. Первый — сбор и подготовка информации и выдвижение гипотез, второй — непосредственно создание проекта, включая работу над его коммерциализацией, взаимодействие с ментором и лабораторией. Уже после создания проекта в течение третьего блока командам предстоит поработать над инвестиционной презентацией и, что немаловажно, подготовиться к питчу. И наконец, четвертый блок включает выступление, защиту и «разбор полетов».
Кто может участвовать
Прийти в проект может как магистрант, так и первокурсник бакалавриата. Например, в первом сезоне команда из двух «вчерашних школьников» своими результатами доказала, что и бакалавру под силу обойти более опытных соперников, рассказывает Константин Дереш. При этом новичку даже необязательно собирать команду и заранее продумывать бизнес-план будущего проекта.
«В этом и заключается прелесть программы ИТМО 3.0 „Перезагрузка“, — уточняет координатор проекта. — Сюда человек может прийти, не имея ничего, а уйти уже с командой, готовой развиваться в направлении технологичного предпринимательства. Мы не работаем по принципу стартап-акселератора. В проекте мы создаем ту необходимую базу, с которой потом команда или отдельный студент может пойти как по предпринимательскому направлению, так и развиваться как специалист в области управления инновациями. Мы работаем на базе технологий и разработок, ведущихся в Университете ИТМО. С одной стороны, мы находим технологию из общего пула, а с другой — находим студента, которому интересно в этом направлении развиваться. Далее мы объединяем эти составляющие в проект, и участники начинают делать первые шаги в сторону создания собственного бизнеса. Программа, во-первых, позволяет сломать тот самый барьер между абстрактным представлением о собственном деле и реальным высокотехнологичным бизнесом, а, во-вторых, сделать важный шаг в направлении коммерциализации разработок, которые, как это часто бывает, хранятся годами в университете и ждут своего часа».
По итогам нового сезона организаторы программы ждут не менее 15 проектов в финале, а также дальнейшего развития отношений с представителями бизнеса. Совсем недавно официальным партнером проекта ИТМО 3.0 «Перезагрузка» стала профильная техноброкерская компания RexLexNova, которая уже в этом сезоне готова не только пристально следить за всеми проектами, но и сформировать отдельный призовой фонд. Кроме того, лучшие команды смогут побороться за путевку в акселератор Future Technologies, где их проекты уже смогут принять более готовую форму и получить первые продажи, а также получат шанс пройти интенсив с коллегами из СколТех и MIT.