Как быстро, на ваш взгляд, сейчас происходит синергия моды и технологий?
Это не совсем синергия. Технологии не очень меняют старую индустрию моды. Они скорее высветили ее недостатки и предложили новые возможности для потребителей и большого количества предпринимателей. Технологии создали предпосылки для возникновения новой индустрии.
Безусловно, самые заметные результаты находятся на концах бизнес-цепочек — это то, что мы можем увидеть, потрогать, различные примеры «умной» одежды, украшений, создание 3D-моделей конкретного покупателя, виртуальные примерочные, системы цифровой печати на тканях, роботы-швеи и так далее. Но есть и целый пласт «невидимых» технологий, которые воздействуют на индустрию в комплексе, — от дизайна, производства до дистрибуции и самого процесса покупки. Это, например, все, что касается вычисления трендов на основе анализа данных о потребителях, расшифровки культурных кодов, влияющих на предпочтения при выборе одежды и так далее. На торговлю уже оказывают влияние системы поиска похожих вещей и виртуальные примерочные.
Интеграция технологий и в целом развитие новой технологичной индустрии моды в России рассматривается на уровне Национальной Технологической Инициативы в виде отдельного направления FashionNet, проходят различные хакатоны, а недавно в рамках недели моды Mercedes Benz Fashion Week в Москве состоялась конференция Fashion Futurum, где более 30 мировых лидеров индустрии моды из 9 стран обсудили современные тенденции и основные проблемы сферы. Вы модерировали одну из дискуссионных панелей конференции. Расскажите, пожалуйста, к каким итогам удалось прийти участникам, как индустрия готова реагировать на новые вызовы?
Отмечу, что мероприятие прошло на высоком уровне. Тому способствовали и интересные дискуссии, охватившие все необходимые технологические сегменты новой fashion-индустрии, и пул экспертов с мировым именем. Среди них Марвин Лиао, соучредитель 500 Startups (США), Аманда Паркс, руководитель отдела технологий и исследований, Manufacture NY (CША), Эдди Маллон, директор американской компании Launchmetrics, которая занимается большими данными для дизайна. Присутствовали также представители организаций и правительственных структур, в том числе с нашей стороны — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, с французской стороны — Паскаль Моран, исполнительный президент французской Федерации высокой моды и прет-а-порте, и многие другие.
Участники обсуждали не только то, как технологии меняют индустрию моды, но и очень важные вопросы, связанные с fashion-стартапами и малыми бизнесами, основанными дизайнерами. И пришли к удивительному выводу, что вкладывать в небольших дизайнеров сейчас почти бесполезно из-за очень высоких рисков. И вкладываться в них будет бесполезно до тех пор, пока не выстроится технологическая экосистема. Потому что выход на рынок в текущих условиях будет стоить таким дизайнерам дороже, чем все их производство.
Как выстроить эту экосистему и при каком условии вкладываться в fashion-стартапы станет выгодно, в том числе в нашей стране?
Чтобы было выгодно, надо все эти технологии, которые появились для новой индустрии моды, объединить в нормальные бизнес-процессы. Это те «железные», «видимые» технологии, о которых я уже говорил, — например, цифровая печать на тканях, которая уже есть и представляет собой целый промышленный сегмент с довольно большим оборотом, роботы, 3D-печать, с одной стороны. А с другой — все «невидимые» технологии, связанные со сбором и обработкой данных, алгоритмической реализацией самих бизнес-процессов, включая монетизацию собственно работы дизайнеров, которые в новой индустрии являются ключевыми стейкхолдерами.
Вторую, «невидимую» часть, пожалуй, можно считать самым перспективным для дальнейшего развития направлением. Безусловно, многие технологии нуждаются в доработке, но уже то, что есть, можно объединять в законченные бизнес-цепочки и экспериментировать в инкубаторах и акселераторах совместно с университетом. Эти бизнес-цепочки и являются инструментами для большого количества независимых дизайнеров, которые смогут получить доступ на рынок. То есть информационные и коммуникационные технологии наряду с новыми материалами сейчас являются ключевыми сегментами, в которых интересно развиваться. Остальные уже более-менее осваиваются без нас.
Одним из преимуществ BigData для участников fashion-индустрии называется, например, более четкое определение целевой аудитории: скажем, дизайнер заранее знает, какой должна быть его новая коллекция, понимает, исходя из текущих требований рынка, кому и как ее продать. Как это работает уже сейчас и какие еще возможности открывают большие данные для игроков рынка в будущем?
Что касается определения ЦА, которых на самом деле великое множество, перспективы преимущественно лежат в создании новых метрик на основе косвенных данных о потребителе. Здесь очень интересен стык современных социальных наук, включая, например, культурную антропологию и эволюционную психологию, BigData и цифровые медиа. Превращение законов социальных наук в математику, помогающую интерпретировать собранные данные, может привести к революции в дизайне, производстве и дистрибуции. И не только одежды, конечно.
Как использование больших данных поможет потребителю?
Если мы говорим об идеальной картинке, которая мне видится с точки зрения пользователя, она такая: мне, например, нужно одеться к мероприятию в субботу, и тут же определенный сервис готов предложить мне все, исходя из моих вкусов и целей. Хотя сам я их даже не всегда могу описать. В итоге к субботе я одет. Условно говоря, все работает как такое «всевидящее око».
А если кто-то не хочет, чтобы за ним следили?
Это еще один, как ни смешно говорить, повод для стартапа — «управление собственными данными». Мы так или иначе движемся к модели, когда приватность будет стоить денег, поскольку мы очень много получаем бесплатно. Поэтому в ближайшем будущем появятся коммерческие решения, которые позволят находить баланс между открытостью и бесплатностью. Сюда, разумеется, не входят персональные данные, которые и так защищены законом. Но в целом, я считаю, что процент тех, кто готов полностью отгородиться от мира, не очень велик. К примеру, вы любите красные свитеры, и система это знает, ну и что? В целом потребитель скорее лоялен.
Возвратимся к тем потребителям, которые все-таки хотят, чтобы система сама предлагала им готовые решения. Как этот механизм будет осуществлен?
В идеале это, конечно, «пульт с одной кнопкой». Потребителю важно, чтобы условный искусственный интеллект сузил ему поле выбора. Сейчас, когда у человека есть очень ограниченное количество свободного времени — допустим, всего 1,5 часа в день, за которые он должен выбрать, какую одежду ему необходимо купить, или определиться с тем, какое кино посмотреть, действующая система каталогов не очень работает.
А если бы ему предложили набор из трех названий, которые специально для него подобраны, исходя из его вкусов, это был бы фантастический сервис. Названий может быть, конечно, и не три, а десять, пятнадцать. Но это не будет как сейчас, когда вы устанавливаете все фильтры, а вам все равно выкатывают список из 1000 вещей, и вы все должны их посмотреть. Это боль потребителя. Как раз технологии, связанные с BigData, машинным обучением, эту задачу могут решить. И я думаю, если за это возьмется Университет ИТМО, то через пару лет мы уже увидим не только результаты исследований, но и серьезные стартапы в этой области.
Что конкретно поможет Университету ИТМО включаться в активное развитие FashionNet?
У Университета ИТМО есть большая часть компетенций, необходимых для создания той самой «невидимой», но, вероятно, самой важной части новой индустрии моды. Это все, что связано с BigData, AI, machine learning, семантикой и, конечно, программированием. Замечу, что набор информационных технологий, который нужен для fashion-индустрии, почти тот же самый, который необходим для новой медиаиндустрии, ритейла, е-commerce и даже для eLearning. В одиночку, конечно, не справиться – нужны партнеры-практики как из России, так и из-за рубежа. Но потенциальный круг партнеров уже примерно понятен. Например, нам интересно было бы сотрудничать с Launchmetrics, а также с нашим дружественным университетом Ravensbourne, который к креативным индустриям имеет прямое отношение.
А что касается других направлений и, в частности, оптики? Помимо международной конференции Fashion Futurum, состоялась также выставка, где свои разработки представили магистранты Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. Как оцениваете развитие этого направления в будущем?
Все, что связано с оптикой и вообще световыми технологиями, также является ключевой компетенцией вуза. У нас очень много профессиональных наработок в этой сфере, и на следующих мероприятиях, как мне кажется, имеет смысл делать новые проекты. Это прежде всего подтверждает, что ребята способны создать продукт, который будет привлекать внимание, будет успешен на рынке. Кроме того, эта составляющая говорит о том, что в Университете ИТМО есть потенциал для развития всей бизнес-цепочки, связанной с новой индустрией моды. Это и сильная IT-база, и прикладные вещи, которые пользователь может увидеть своими глазами. Все это показывает, как технологии уже взаимодействуют с реальным миром.
Какие активные шаги вузу уже сегодня необходимо предпринять, чтобы применить свои разработки, в том числе в новой технологичной индустрии моды?
Помимо участия в рабочей группе FashionNet НТИ, на мой взгляд, уже сейчас можно инициировать исследовательский проект по получению новых метрик потребителей, вещей и медиаконтента, результаты которого должны послужить основой целого ряда стартапов для нескольких индустрий. Несомненно, направление «умные ткани» и «умные вещи» заслуживает большего внимания. Я думаю, что имеет смысл подыскивать прикладные проекты из этих направлений, которые находятся даже на самых ранних стадиях, и размещать их в акселераторе Future Technologies для интенсивного развития. Плюс необходимо очень активно сотрудничать с зарубежными коллегами, которые обладают дополняющими нас компетенциями и связаны с глобальным рынком.