О регламентах
Отборочный этап проводился по четырем заранее известным регламентам: команды из младшей группы (10-14 лет) сразились в испытаниях «Царь Горы» и «Мосты», из старшей (14-18 лет) — в состязаниях под названием «Гонки» и «Качели».
По словам одного из организаторов Т2С от Университета ИТМО Александра Негольса, все регламенты создавались совместно петербургскими и московскими организаторами, и в каждом из них есть особенности, которые раньше никогда не использовались на робототехнических соревнованиях в широкой практике.
«Мы решили сделать всем известное соревнование “Сумо” более эффектным: подняли поле, которое у нас выкрашено в ярко-лимонный цвет, а также увеличили количество роботов. В нашем соревновании необходимо сначала забраться на гору, а далее вытолкнуть соперников. Соответственно, правила более сложные, но и более интересные», — говорит Александр Негольс.
В соревновании «Мосты» участвуют два робота: робот-инженер, задача которого — возвести мосты над «реками», и тестировщик, который должен перебраться по ним и убедиться, что мосты стоят правильно.
Два робота соревнуются также и в задании «Качели» — здесь одному из них необходимо забраться на несколько уровней, чтобы захватить цилиндры и положить их на весы. На каждом из уровней — в рабочих зонах — расположены несколько таких цилиндров, отличающихся по весу. Добраться до цели робот может, воспользовавшись балансирующими качелями, задача его «напарника» — помочь ему подняться на разные уровни и взять цилиндры. Цель команды в целом — переместить все объекты на свою чашу весов, побеждают те участники, чья чаша весов перевесит.
И наконец, четвертое задание — «Гонки» — можно сравнить с «Формулой 1». Именно этими соревнованиями вдохновлялись организаторы при создании этого регламента, рассказывает Александр Негольс.
«В “Гонках” два робота должны ездить по трассе одновременно, обгонять друг друга, а также использовать пит-стопы, где они могут ремонтироваться, менять колеса либо аккумулятор. Так что все происходит практически как в настоящей “Формуле 1”», — говорит он.
Среди участников соревнований были команды школ города и области, школьные команды Университета ИТМО, а также представители кружков, работающих в учебно-развивающих центрах, учреждениях дополнительного образования, и даже ребята, которые собирают роботов дома.
Результаты отборочного этапа в Петербурге
По итогам отборочного этапа в каждой из категорий жюри определяло команду-победителя, а также еще четыре команды, вошедшие в число призеров, — все они будут представлять Петербург на заключительном этапе Т2С в Москве» 13-14 мая.
«Гонки»
Победителями в категории «Гонки» стала команда Paradox (участники — Екатерина Ластухина и Ринат Шехмаметьев, тренер — Дмитрий Ластухин; МОУ СОШ №8, город Кириши).
Призеры — команды «Лайм» (участник — Олег Кельнер, ученик президентского ФМЛ №239, тренер — Евгений Заварин; Университет ИТМО), «ДвухРядка» (участники — Александр Поляков и Алексей Орехов, тренер — Михаил Квартин; ДДЮТ Выборгского района, Санкт-Петербург), High Technologies (участник — Александр Хазин, тренер — Александр Лотоцкий; МБОУ СОШ №37, Выборг) и Electropribor (участники — Даниил Мигунов, учащийся физико-математического лицея № 30, и Даниил Павлов, ученик президентского ФМЛ №239, тренер — Игорь Лосицкий; Университет ИТМО).
«Качели»
Во второй категории для участников 14-18 лет «Качели» одержала победу команда «Армадилло» (участники — Михаил Волков, школа № 495, и Андрей Лакомкин, школа № 139, тренер — Евгений Заварин; Университет ИТМО).
Призеры: команды «СправаНаправо» (участник: Даниил Нечаев, учащийся физико-математического лицея № 30, тренер — Игорь Лосицкий; Университет ИТМО), «Нандролон» (участники — Данил Горбуля и Сергей Папикян, тренер — Евгений Сементинов; ГБОУ СОШ №495), 30G (участники — Дмитрий Нефедов, Антон Лихтарев, тренер — Игорь Абрамов, ГФМЛ № 30), Мухоморчики (участники - Дмитрий Логачёв, Ян Рабцевич, тренер — Сардана Самарцева, Вторая Санкт-Петербургская гимназия), Astatium (участники — Михаил Коровин, Саржевский Иван, ГБОУ СОШ 376).
«Мосты»
Первое место в категории для участников 10-14 лет «Мосты» жюри присудило команде «Ижорские саперы» (участники — Валерий Хлюстин и Снежанна Астальцова, тренер — Андрей Логинов; ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург).
Призеры: команды «Антоша и Антоша» (участник — Антон Кузнецов, тренер — Андрей Логинов; ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург), Angry Bird (участники — Михаил Богодухов и Андрей Краевский, тренер — Наталья Титова; ГБУ ДО ДТДиМ «Молодежный творческий форум Китеж Плюс), «Диалок» (участники — Александр Григорьев и Дмитрий Самохвалов, тренер — Оксана Черкашина; МУДО «Сланцевский ЦИТ, Сланцы) и Studyland.FY (участники — Александр Назаров и Мишель Арзамасцева, тренер — Андрей Четверкин; учебно-развивающий центр Studyland).
«Царь горы»
И наконец, в самом напряженном соревновании «Царь горы» победа досталась команде SIGMA (участники — Максим Шушкевич и Даниил Степанов, тренер — Алексей Чистяков; МАОУ ДО «Компьютерный центр», г. Луга).
Призеры — команды «РобоМоряки» (участники — Арсений Шалашов и Сергей Медведев, тренер — Алексей Романчук; ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк»), «Переворот» (участники — Даниил Рязанов и Всеволод Городетский, тренер — Алексей Лахменев; ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии», Санкт-Петербург), «Викинг» (участник — Александр Ильин, тренер — Алексей Лахменев; ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии», Санкт-Петербург) и «Халк» (участник — Павел Добрягин, тренер — Светлана Швецова; ГБУ ДО ДТДиМ «Молодежный творческий форум Китеж Плюс)
«Робототехникой я занимаюсь, наверное, месяцев пять. В будущем хочу стать изобретателем. Здесь я участвую в дисциплине “Царь горы”. Специально под эти соревнования мы сделали робота, на него ушло около пяти занятий. Уже в процессе турнира мы поменяли программу и усилили его броню, что дало результаты», — рассказывает Аркадий Шамшин, ученик школы № 181, 10 лет.
«Мы начали заниматься робототехникой недавно, чуть меньше года назад. Но меня сразу привлекла эта сфера. Мне в целом нравится работать с компьютером. Любимый предмет в школе — информатика. В будущем я бы хотела связать свою жизнь с этим направлением, с чем конкретно — пока определяюсь», — говорит Екатерина Ластухина из города Кириши, которая вместе с коллегой по команде Ринатом Шехмаметьевым победила в соревновании «Гонки».
Финал, призы и подарки Т2С
В Москве 13-14 мая финалистам предстоит сразиться по четырем уже известным регламентам, а также в пятом — секретном задании. Его правила пока держатся в тайне и будут озвучены только в день начала соревнований. Это задание проверит умение участников перенастраивать своих роботов в соответствии с новой задачей за ограниченное время. Как уточняет Александр Негольс, состязание будет иметь свою легенду, основой которой станут мотивы русских народных сказок.
Победители будут бороться за главный приз — переходящий из города в город кубок Т2С, а также за iPad последней модели, гироскутер и VR-очки. Кроме того, Университет ИТМО предоставляет победителям при поступлении в вуз 10 баллов к ЕГЭ за индивидуальные достижения, а также шанс получить «Золотой», «Серебряный» или «Бронзовый» студенческий билет для абитуриентов 2017 года. Тренеры школьных команд получают специальные дипломы и сертификаты от организаторов Т2С.
По задумке организаторов, финал следующих соревнований «Турнир двух столиц» пройдет осенью в Петербурге. Северная столица перехватит эстафету у Москвы в ноябре 2017 года.
О Т2С
«Турнир двух столиц», организованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и Университетом ИТМО совместно с Департаментом образования города Москвы и Центром педагогического мастерства, – это абсолютно новый формат образовательных робототехнических соревнований. Партнерами соревнований выступают ПФМЛ №239, ГФМЛ №30, Аничков дворец, ЦНИИ РТК, NewtoNew, Лекториум, Занимательная робототехника (EduRobots).
Основу Т2С составляют не только сами состязания, как в большинстве других конкурсов, но и командное взаимодействие. В составе каждой из команд может быть не более двух школьников, тренера и при необходимости его помощника. Еще одна особенность: на Т2С роботы соревнуются не только со сложностями поля, но и друг с другом.
Т2С призван решать несколько задач: развивать у школьников умение работать в команде, популяризировать научно-техническое творчество и, конечно, выявлять самые талантливые школьные команды по робототехнике.
В Т2С принимают участие школьники Москвы и Санкт-Петербурга (включая Московскую и Ленинградскую области) 5−11 классов в возрасте от 10 до 18 лет.
Согласно условиям соревнований, на заключительном этапе должны сразиться 40 команд — по 20 из каждой столицы.