Городской просветительский фестиваль «Кампус» — это продолжение проекта «Открытый университет», инициированного ведущими вузами Петербурга — Университетом ИТМО, Европейским университетом в Санкт-Петербурге и СПбГПУ им. Петра Великого, и проводимого «Бумагой Медиа» с 2015 года. Его главная идея — рассказать доступно и понятно о науке за пределами университетских аудиторий. Именно поэтому в рамках фестиваля любая площадка становится местом, где каждый желающий сможет получить новые знания и познакомиться с интересными людьми.
Накануне Петербург на два дня превратился в пространство, где ученые, преподаватели и эксперты из России и Европы рассказывали о вещах, разбираться в которых не помешает любому современному образованному человеку. В субботу академические лекции прошли на новой сцене Александринского театра, а накануне вечером молодые ученые выступили в барах города.
Узнать больше об устройстве лазера и поразмышлять о проблемах и перспективах развития промзон Петербурга можно было в баре «Бакалавриат» на Маяковского, 10. Именно здесь лекции читали аспирант кафедры фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО Владимир Борисов и научный сотрудник Института дизайна и урбанистики вуза, эксперт «Красивого Петербурга» Варвара Лымарь.
От голографической памяти до проблем «серого пояса» Петербурга
Как работают лазеры и почему они являются идеальными источниками света? Что такое мазер, разер, суперконтиннум, голографическая память и терагерцовые сканеры? И почему использование лазерного скальпеля — это чуть ли не лучшее, что случалось в современной медицине? Чтобы доступно рассказать о свойствах и применении лазеров, а также о последних разработках ученых в этой области и восьмилетнему ребенку, и гуманитарию, и выпускнику технического вуза, победитель Science Slam, аспирант кафедры фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО Владимир Борисов использовал простые примеры, а ряд понятий проиллюстрировал, взяв в руки гитару и сыграв пару нот.
«Популяризация науки как раз должна идти в сторону того, чтобы границы между учеными и обывателями сужались. Именно поэтому с помощью таких мероприятий очень важно найти выход на аудиторию, которая не обладает знаниями в этой области, — на тех, кто хочет узнать, но пока не может. И в данном случае существует два основных вектора направления. Прежде всего, сами ученые должны учиться лучше преподносить информацию, чтобы это было интересно, просто и захватывающе. И второй: люди, которые все это организуют, должны ориентироваться на пока не посвященную в детали аудиторию, продвигать эту информацию в неформальных местах, привлекая гораздо больше людей, никак не связанных с наукой. Сегодня было много народу, поэтому, как мне кажется, перспективы, определенно, есть», — отмечает Владимир Борисов.
С лазерами в обычной жизни сталкивался любой современный человек, а о проблеме так называемого «серого пояса» Петербурга знает не понаслышке, пожалуй, каждый житель мегаполиса. Почему в России так много промзон, что с ними делать дальше и можно ли превратить депрессивные территории в условный Хафен-Сити или Венские газометры? О проблемах современных промышленных территорий Петербурга тем, кто интересуется развитием города, во второй части лекции рассказала научный сотрудник Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, эксперт «Красивого Петербурга» Варвара Лымарь.
Всего на семи площадках в пятницу выступили 12 спикеров. Это научные сотрудники университетов Петербурга, основатели высокотехнологичных компаний, физики, социологи, искусствоведы и урбанисты, которые рассказали всем желающим, как найти месторождение платины, «научиться учиться», используя все возможности открытых онлайн-курсов, поведали о том, что о нас знают социальные сети, а китайские архитекторы думают о европейских постройках, и признались, почему ученые не могут повторить более половины своих экспериментов.
Послушать лекции можно было, не выезжая за пределы центра города. Все выступления состоялись в барах на набережной реки Фонтанки, улицах Восстания, Некрасова, Маяковского и на Литейном проспекте. А прийти на лекцию и стать студентом на пару часов посетителям не мешало ни отсутствие специальных знаний, ни даже слишком юный возраст. О том, что побуждает узнавать новое даже в непрофильных сферах, они рассказали ITMO.NEWS.
Арина Громыко, студентка ВШЭ, изучает государственное и муниципальное управление
Меня привлекает урбанистика, все, что связано с Питером, кроме того, я интересуюсь вопросами самообучения, онлайн-образованием. Конкретно эти лекции привлекли меня благодаря необычному формату. Обычно что-то подобное проводится либо в университетах, либо, например, на Новой сцене Александринского театра. Причем часто в дневное время. А сюда многие люди могут прийти вечером после работы и послушать.
Александр Семёнов, ученик начальной школы
Мне восемь лет, я учусь во втором классе. Мы ходили вместе с мамой на Science Slam, там рассказывали про физику, мне очень понравилось. Кроме этого, мне интересны и другие вещи. Например, мне хочется подтвердить существование редких морских животных. Есть такое животное, как большеротая акула, ее пасть величиной с этот стол. Я читал в книжке, что недалеко от ряда островов было замечено некое существо с длинным хвостом. Никто не знал, что это. Но все утверждают, что это была большеротая акула. И я хочу подтвердить, что это животное действительно существует.
Анастасия Семёнова, юрист
Год назад я узнала о Science Slam и в принципе о мероприятиях, направленных на популяризацию науки. Поэтому мы посещаем подобные лекции с ребенком уже не первый раз. Но если на обычных, классических лекциях он, как правило, ничего не запоминает, то здесь он слушает, воспринимает, потом пересказывает, действительно понимая, о чем идет речь. Сидеть на лекции или посмотреть передачу не так интересно, как прийти на «живое» мероприятие и послушать. Плюс ко всему, здесь выступают молодые ученые, которые действительно чего-то уже успели добиться.
На сегодняшний момент узнавать о новых технологиях, тенденциях в науке, например, из журналов, традиционных лекций не всем представляется возможным. Они носят определенный формат, который не является доступным людям, не занимающихся наукой. Сюда же может прийти абсолютно любой человек, который не разбирается в науке, и при этом он сможет понять и усвоить информацию. Я не могу сказать, что такой формат сильно распространен — пока не все об этом знают. Но я думаю, что в будущем он еще будет расти и набирать популярность.
Ирина Мещерова, геофизик
Как мы видим по количеству народа, такой формат популярен и вполне жизнеспособен. Почему? Есть даже такой известный околоайтишный мем «Пик Балмера», в котором говорится о взаимосвязи между качеством кода и количеством выпитого алкоголя. А если серьезно, так или иначе я считаю, что такая расслабленная обстановка действительно помогает лучше воспринять материал.
Раньше я ходила на Science Slam и некоторые научно-популярные лекции. Я геофизик, но мне интересны разные области знаний — и физика, и в последнее время социология. На таких лекциях прежде всего интересно послушать о разных темах, о которых я не имею никакого представления. При этом здесь все упрощено для понимания, можно узнать много нового и при этом получить удовольствие от прослушивания. Материал дается легко и интересно.