С чего начинался проект Aira?
Отучившись в Университете ИТМО и поработав в EPAM Systems, Сергей Лоншаков основал собственную студию веб-разработки, а спустя два года задумался: а можно ли пойти дальше? Впервые с блокчейном он столкнулся в 2012 году. Тогда один знакомый рассказал Сергею о некой «волшебной» программе, которая приносила деньги на баланс биткоин-кошелька и позволяла быстро вывести их на баланс мобильного или Webmoney при наличии мощной видеокарты. Разобравшись, он понял, что речь шла об одном из сервисов для группового майнинга биткоинов.
На глаза попался State of Bitcoin report (с 2015 года — State of Bitcoin and Blockchain report) — ежеквартальный отчет аналитического сервиса CoinDesk рынка блокчейн-проектов. Изучив раздел «инвестиции», проанализировав статистику и углубившись в теорию, команда поняла, что будущее — за расширением возможностей блокчейна. Внимание остановилось на платформе Ethereum и идее «умных» контрактов. Понятие не ново, еще в 1994 году оно было впервые предложено специалистом в области права и криптографом Ником Сабо, позднее идею смарт-контракта реализовал один из создателей блокчейн-платформы Ethereum Виталик Бутерин. Такие контракты позволяют обмениваться деньгами, собственностью, акциями или другими активами, не прибегая к услугам посредников. Они могут быть записаны в виде кода, сохранены и продублированы в системе, а их выполнение обеспечит сеть компьютеров, управляющая блокчейном.
Впрочем, тогда об Ethereum и об умных контрактах Сергей Лоншаков имел лишь примерное представление. Опыты в этой сфере, как признается сам разработчик, делались наугад, а первый код вместо недели писался по полгода.
Позже, более или менее освоившись в Ethereum, команда Airalab задумалась, а что если использовать «умные» контракты не только в сделках между людьми, но и в случае прямых экономических отношений человека и робота?
Экономика роботов: главные принципы
Идея оформилась в доктрину экономики роботов, в которой прописан ряд базовых принципов функционирования будущей системы взаимоотношений между человеком и роботом. Один из важнейших: в отличие от многих решений для объединения умных устройств, команда Airalab предполагает децентрализованнную систему, в которой единого центра не существует, а хозяйственная деятельность отражается контрактными обязательствами автономных роботов. Это позволяет, как отмечает Сергей Лоншаков, избежать целого ряда рисков — например, в такой системе одна допущенная ошибка не выведет из строя все остальные звенья цепи.
Кроме того, экономика роботов должна быть безопасна для человека и зависима от экономики людей — именно поэтому робот не наделяется правом собственности и взаимодействует с другими участниками сети исключительно на основе контрактных обязательств. Экономика роботов обладает своим внутренним капиталом, который способен поддерживать рынок и отражать ценность прямого участия роботов в жизни человека. И наконец, существование экономики роботов возможно только внутри цифровой экономики, обеспечивающей функционирование внутреннего капитала и исполнения контрактных обязательств.
Как создаются новые рынки в рамках экономики роботов?
Прежде всего, как отмечает Александр Капитонов, для создания нового рынка в рамках экономики роботов необходимо возникновение рынка идеи.
«Все начинается с визионера, который и создает рынок этой идеи для первичных инвестиций. Далее на рынок приходят инвесторы, которые оценивают, перспективна эта идея или нет, и покупают некоторые фьючерсные оценки рынка, вливая тем самым в этот рынок деньги. Дальше на рынок приходят индустриальные партнеры — производители (в данном случае роботизированные заводы), которые, исходя из объема рынка и стоимости переоснащения производства, принимают решение, стоит ли запускать выпуск товара на этот рынок», — рассказывает Александр Капитонов.
Как это может работать?
Одним из проектов, который строится на технологических решениях Aira (Autonomous Intelligent Robot Agent), является проект по управлению флотом совместно используемых дронов Drone Employee («Дрон-сотрудник»), работу над которым часть команды начала еще в 2015 году. В его основе также использование Ethereum и «умных» контрактов. Как отмечает Александр Капитонов, при условии, что на рынке появляется услуга перевозки грузов дронами (иными словами, четкое описание всего процесса полета дрона — от систематизации маршрута до пошаговой инструкции по согласованию полета) — дрон-сотрудник может выступать как индустриальный партнер, реализующий вполне конкретную услугу на рынке.
Другим примером может служить следующая ситуация: на рынок заходит визионер, который предлагает создать водонагреватели с функцией передачи данных. Эту идею оценивают инвесторы, а завод, занимающийся производством водонагревателей, проанализировав фьючерсные оценки идеи, принимает решение: переоборудовать собственное производство или нет. Если индустриальный партнер понимает, что переоборудование производства выгодно и в будущем его прибыль увеличится, он приступает к производству нового вида товара, объясняет Александр Капитонов.
Еще одна возможность, которую открывает экономика роботов, как отмечает он, будет выгодна не только компаниям, но и обычным пользователям, которые фактически смогут быстро и без посредников пользоваться услугами, используя Aira.
«Владеть вещами — в будущем это может стать не совсем правильной и, так скажем, неэффективной формой использования материалов. Более эффективны аренда и получение конечной услуги. Почему появился car sharing? Потому что людям все меньше нужен автомобиль, им нужна поездка — просто сесть и доехать куда-либо на автомобиле, — говорит Александр Капитонов. — Проект Aira предполагает, что пользователь сможет арендовать робота, тот или иной прибор с помощью внутренней валюты и на выходе получить услугу».
Как это можно реализовать технически? Чтобы начать работу, необходимо скачать образ Aira на компьютер и задать стоимость, по которой нужно продавать услугу. Дальше робот самостоятельно выйдет на рынок, выставит предложение, а команда Airalab позволит покупателю подключаться к рынку и выбрать те предложения, которые его интересуют.
«Когда человек будет покупать какие-то данные, робот сам узнает о том, что пришла оплата по его контракту, выполнит задачу и отчитается об этой задаче в контракте. Мы для этого используем IPFS-сеть: робот выполнят задачу, и ее результат вносит в IPFS, а хэш IPFS-файла неизменяем, он публикует в этот контракт обязательства робота. И только после того, как он опубликовал хэш выполненной работы, деньги — токен air — будут уходить бенефициару», — объясняет Сергей Лоншаков.
На какой стадии находится проект?
В конце мая команда Airalab получила $220 000 инвестиций от «Кибернатора» — предпосевного фонда Satoshi Fund. «Кибернатор» приобрел 165 000 токенов Air за 1100 ETH («эфир» — внутренняя валюта Ethereum). 25 мая команда Airalab начала первую стадию ICO, в рамках которой распределялся 1 млн токенов (именно ими в будущем можно будет расплатиться за услуги автономных роботов).
Первый раунд ICO закрылся 28 мая — в течение трех дней 95 инвесторов (количество транзакций на входе) вложили в проект Aira 5000 эфиров (820 тыс. долларов, исходя из курса эфира на 28 мая, или 1950 тыс. долларов на 13 июня), выкупив 585 000 Air токенов. При успешном результате эксперимента по созданию децентрализованной системы роботов токен Air будет являться наиболее важной единицей системы, позволяя не только запускать «умные» контракты, но и содействуя формированию первоначального капитала этой экономики.
Как проект будет развиваться дальше?
Полученные средства разработчики планируют направить на создание MVP проекта. Как подчеркивает Александр Капитонов, сейчас команда занимается разработкой ключевых элементов базовой инфраструктуры экономики роботов.
«В нашем случае MVP будет выглядеть следующим образом: в ближайшее время мы займемся разработкой сервисов, которые могут существовать в эфире и взаимодействовать с ним. Это, в частности, определенные инфраструктурные решения, которые позволят создавать фабрику рынков того или иного товара для экономики роботов, это также обучение — сбор данных для обучения и когнитивных сервисов Aira, это сервисы аналитики рынков экономики роботов, это сервисы анализа аппаратного обеспечения завода — индустриального партнера, который хочет переоборудоваться и оценивает затраты на переоборудование своего завода, и сервисы реконфигурации этого завода», — говорит Александр Капитонов.
Закончить разработку MVP команда разработчиков планирует до зимы — именно в это время планируется старт второй стадии ICO. Кроме того, Airalab уже занялась привлечением к проекту международных партнеров, а также увеличением комьюнити. Все изменения команда публикует на сайте проекта Aira.