PLDC (Professional Lighting Design Convention) включает специалистов глобального рынка светового дизайна. Светодизайнеры, архитекторы, исследователи, представители университетов и индустрии используют PLDC в качестве платформы для встреч, где узнают о последних разработках в области светового дизайна и обсуждают будущее профессии. Мероприятия под эгидой PLDC проводятся каждые два года, к настоящему моменту их участниками стали более шести тысяч профессионалов отрасли. Участниками последней конференции PLDC в Риме, которая прошла в 2015 году, стали представители 25 ассоциаций, 38 университетов и институтов, 66 партнеров из индустрии светового дизайна.
Каждый раз на конференции подводят итоги премии PLDR (Professional Lighting Design Recognition) — награды, призванной поощрить передовых экспертов, отметить лучшие практики, образовательные программы, которые внесли наибольший вклад в развитие светового дизайна. Как подчеркивают организаторы премии, претенденты отбираются жюри, в состав которого входят опытные специалисты из международного сообщества световых дизайнеров.
Премия включает восемь номинаций — «Лучший новичок», «Лучший партнер из индустрии», «Исследования», «Образование», «Лучший новый проект» и другие. В этом году Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО единственная из российских участников вошла в шорт-лист премии в номинации «Образование». Жюри PLDR включило ее в пятерку лучших школ и представителей отрасли наряду с Университетом Аалборга (Aalborg University, Копенгаген, Дания), а также профессионалами в области светового дизайна — Берри ван Эгтеном (Berry van Egten) из Нидерландов, Каролиной М. Зелинска-Дабковска (Karolina M. Zielinska-Dabkowska) из Польши и Стюартом Грином (Stuart Green) из Великобритании. В качестве критерия выбора номинанта из Петербурга отмечена «новаторская работа, проводимая в Университете ИТМО в области светового дизайна». Победитель будет оглашен на торжественной церемонии в рамках конференции PLDC в ноябре 2017 года в Париже.
В этом году в число номинантов не вошли классические школы светового дизайна. Среди претендентов на премию — новаторские и молодые учебные программы: в Университете Аалборга магистерская программа по направлению светового дизайна существует порядка трех лет, а высшая школа светового дизайна Университета ИТМО (CLD ITMO University), в свою очередь, начала работу два года назад.
Точкой отсчета стало открытие Международного года света и световых технологий, утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН, в России. В мае 2015 на ежегодной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» при поддержке творческого объединения светодизайнеров RULD прошла первая образовательно-дискуссионная программа CLD. А с нового учебного года на базе факультета ЛиСИ (ныне в составе мегафакультета фотоники) была образована кафедра Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО.
«Взрослые школы больше ориентируются на классическое представление о световом дизайне, подразумевающее взаимодействие архитектуры и дизайна, тогда как новые школы решают более широкие вопросы, касающиеся изменения технологий, взаимодействия с информацией, с человеком. Они работают с такими очень перспективными и важными сейчас направлениями, как VR, Big Data, городская информатика. Ставя акцент на проблематике современного человека, его будущем, новые школы новаторски выстраивают образовательные программы», — говорит Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, творческого объединения светодизайнеров RULD и кластера Art & Science Университета ИТМО.
Сейчас Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО, помимо кафедры, включает в себя Международную научную лабораторию «Световой дизайн городской среды», которая специализируется на исследовании и улучшении качества жизни, световой среды города и ее восприятия человеком, студенческую лабораторию, являющуюся экспериментальным ядром CLD, а также проектную лабораторию для реализации коммерческих проектов.
Уже в 2015 году, в год своего создания, CLD провела первый фестиваль световой культуры LumiFest, на котором студенты Университета ИТМО показали городу собственные световые инсталляции. В эти же дни специалисты CLD организовали вторую научно-практическую конференцию «Световой дизайн». Мероприятие приобрело статус международного события. В 2016 году посетителями мероприятий, проводимых с участием Высшей школы светового дизайна, стали более 250 тысяч человек. Школа также является партнером первого международного конкурса световых инсталляций фестиваля «Ночь света в Гатчине», который в этом году расширил формат и стал фестивалем светового искусства.
Формирование кластера Art&Science
Одним из ключевых этапов в деятельности Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО стало создание кластера Art&Science. Это активное сообщество ученых и художников, философов и представителей бизнеса, инженеров и социологов, которые сообща выявляют проблемы гуманизации среды и создают совместные проекты, направленные на решение этих вызовов. Сообщество включает в себя представителей Университета ИТМО — сотрудников различных лабораторий и исследовательских центров, студенческих мастерских, а также внешних партнеров и кураторов. Одна из приоритетных задач кластера — создание междисциплинарных профессиональных команд для проектной работы над конкретными задачами и коммерциализация перспективных разработок с помощью ресурсов вуза.
Стратегия Кластера Art&Science разрабатывалась с учетом ведущих мировых тенденций, поэтому его главными задачами являются «очеловечивание» современных достижений науки и технологий и внедрение их в окружающую среду с целью ее гуманизации.
В рамках направления Art&Science в конце 2016 года стартовал совместный проект Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа — «Art&Science: наука, искусство, музей», главная задача которого — рассказать о современных методах взаимодействия науки и искусства, а также о различных философских проблемах, возникающих в ходе применения научных разработок в художественной и музейной практике. Лекторами на семинарах выступали как российские, так и зарубежные специалисты. Проект позволил не только наладить диалог между художниками, учеными и специалистами, но и определить вектор развития Кластера в мировом масштабе, получить первые экспертные отзывы от сотрудников одного из наиболее авторитетных мировых музеев, Эрмитажа, и других культурных организаций.
«На наш взгляд, работа с проектами Art&Science стала очень важным этапом нашей деятельности. Она позволила посмотреть дальше и прогнозировать тенденции развития не на пять, а на 20 лет вперед. После того, как мы окунулись в эту область, мы очень сильно поменяли нашу образовательную программу. В ходе создания и реализации проекта нам удалось очень четко определить вопросы, связанные с качеством информации, и понять, с какими вызовами нам предстоит столкнуться в будущем. В связи с этим мы начали выстраивать нашу работу таким образом, чтобы уже сейчас при освоении профессии ребята получали все инструменты, которые помогут им в будущей практике. Кроме того, Art&Science дал возможность мировому сообществу увидеть, что мы не варимся в собственном соку, что мы не просто занимаемся решением текущих проблем рынка. Он показал, что мы ориентированы на работу с глобальными вызовами и строим образовательный процесс по тем направлениям, которые будут приоритетными через десять и более лет», — комментирует Наталья Быстрянцева.
Работа с масштабными проектами и международными конференциями дает возможность взаимодействовать не только с экспертным и академическим сообществом, но и вовлекать в диалог представителей индустрии. Как подчеркивает Наталья Быстрянцева, если еще год назад вопросам световой культуры и гуманизации среды почти не уделяли внимание ни компании, ни общественность, то уже сегодня эти темы все активнее звучат в СМИ, а представители индустрии готовы применять разработки на практике.
Разработка комплексной программы развития Петербурга
Одним из таких примеров успешного взаимодействия с представителями индустрии стал совместный проект Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и санкт-петербургского государственного унитарного предприятия «Ленсвет» по разработке комплексной программы развития Петербурга. Это первый в России проект городского масштаба, предполагающий разработку Big Data, анализ и структуру световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Петербурга.
Первый этап проекта, завершившийся весной этого года, предполагал разработку модели развития световой среды города. Модель создавалась на основе актуализированных данных СПбГУП «Ленсвет» и комплексного аналитического исследования световой среды города, проводимого специалистами международной лаборатории «Световой дизайн городской среды» Университета ИТМО. Исследование включало выявление существующих проблематик световой среды, городской среды и социальных условий восемнадцати районов Петербурга. Авторы проекта рассматривали вопросы энергоэффективности, светотехники, комфорта, безопасности, функциональности, пешеходного и транспортного трафика, социальной мобильности, привлекательности районов и территорий города.
Эти выводы лягут в основу формирования предложений по внесению изменений в существующие нормативные документы, которые регулируют систему наружного освещения, кроме того, авторы проекта должны провести финальную апробацию алгоритмов и математических моделей программных средств поддержки принятия решений при составлении адресных программ развития световой среды города. Главная цель таких средств — помощь в подготовке оперативного и комплексного анализа существующей световой среды, который, в свою очередь, призван оптимизировать систему расходования бюджетных средств. Работа над проектом заканчивается уже в сентябре этого года, его результаты станут основой для разработки адресной программы развития освещения северной столицы на период 2018–2030 годов с перспективой до 2050 года.
В исследованиях приняли участие не только сотрудники Высшей школы светового дизайна, но и студенты. Как подчеркивает Николай Матвеев, доцент кафедры Высшая школа светового дизайна, руководитель арт-резиденции кластера Art&Science Университета ИТМО, вся деятельность школы ведется проектно — именно поэтому любое исследование проходит без отрыва от образовательного процесса.
«Все наши подразделения — и лаборатория «Световой дизайн городской среды», и кафедра, и студенты — в части своих компетенций задействованы в каждом из ряда проектов, которые ведет школа. И все развиваются вместе с проектом. Результаты исследований дают обратную связь, они помогают, с одной стороны, понять, как можно эффективнее выстроить образовательный процесс, а с другой — являются толчком для запуска новых исследовательских тем. Проблемы, выявленные во время реализации одного проекта, подталкивают нас продолжать исследования, создавать более мелкие проекты, призванные их решить», — говорит Николай Матвеев.
Экспериментальные направления: смарт-текстиль и развитие детских сред
Реализуют студенты и собственные проекты — в этом помогает студенческая лаборатория, экспериментальное подразделение Высшей Школы светового дизайна Университета ИТМО. Умная куртка-хамелеон, светодинамические украшения и рюкзак с «поворотником» — такие разработки представили магистранты Валерия Миколюк, Роман Антонов и независимый дизайнер Екатерина Куклина на выставке международной конференции Fashion Futurum, состоявшейся в марте этого года в Москве в рамках Mercedes-Benz Fashion Week. Работают в студенческой лаборатории и над другими нестандартными методами улучшения качества света и общественной среды. Среди проектов — интерактивная световая велопарковка, световая навигация с использованием зеркал и многое другое.
Сейчас сотрудники школы вместе со студентами начали работу над еще одним экспериментальным проектом, связанным с развитием детских сред. Для начала исследователи задались вопросом: а в чем сейчас заключается главная проблема детской активности? Проведя комплекс исследований, включавший работу с детьми разных возрастов, авторы проекта выяснили: дети практически разучились играть вместе, рассказывает Илья Смилга, руководитель проектной лаборатории кафедры Высшая школа светового дизайна и лаборатории «Небо.812» кластера Art&Science Университета ИТМО. В результате у исследователей родилась идея создания пространства, в котором дети могли бы играть и общаться, задействуя световые и интерактивные технологии.
«Вся индустрия по сути развивается по пути персонализации: у каждого ребенка есть смартфон, но при этом он играет сам с собой, не общаясь со сверстниками. Но, чтобы ребенок вырос с навыками коммуникации, он должен еще в раннем детстве воспринять их основы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать пространство, в котором дети будут играть вместе в том числе с помощью света. Обычные традиционные игры могут получить новое звучание, если добавить в них интерактива, — отмечает Илья Смилга. — У нас уже есть несколько потенциальных площадок, например, площадка возле ТЮЗа, некоторые музеи, в том числе "Эрмитаж" согласны с нами сотрудничать и готовы, чтобы мы разработали для них некоторые симуляторы — как обучающие, так и игровые. Это большая тема, которой при этом никто не занимается, поэтому мы видим большие перспективы у этого проекта».
Такие пространства могут быть выражены, к примеру, в виде мобильной, масштабируемой площадки с экранами, на которые проецируется театр теней. Цель игры — повторить движения на экране своим телом, работая индивидуально или в группе. Здесь не будет реальных образов в виде, например, Чебурашки или Крокодила Гены, которые, как и происходит на большинстве детских праздников, заранее определяют правила, добавляет автор. Ребенок сам сможет подстраивать под себя среду, создавать новые правила и образы, таким образом реализуя свой творческий потенциал.
Дальнейшее развитие: международное сотрудничество и новые подходы в образовании
Сейчас специалисты Высшей школы светового дизайна продолжают разрабатывать новые учебные программы и модели образовательного процесса. В прошлом году в учебный план были внедрены инструменты дизайн-аналитики, позволяющие пересмотреть традиционную схему работы над проектом. В этом году специалисты школы перешли к вопросам программного дизайна, принципы которого также составят основу образовательных программ.
«Наши студенты работают на проектном уровне, внутри проекта они изучают разные инструменты аналитики, это может быть аналитика восприятия, аналитика процессов, коммуникации людей, социальные сети, все что угодно. Ребята, используя разные инструменты фотофиксации, работая, например, с городской информатикой, учатся глубже анализировать те или иные процессы и выстраивать приоритеты в решении конкретных задач, — рассказывает Наталья Быстрянцева. — Дизайн-аналитику мы внедрили в учебный процесс в прошлом году, и буквально сразу же увидели результат у студентов. В этом году мы внедряем программный дизайн, чтобы еще больше расширить область исследований».
Кроме того, в дальнейших планах школы — работать не только с российскими, но и зарубежными студентами. Недавно делегация школы побывала в Университете Аалборга, с которым планируется наладить дальнейшее сотрудничество в том числе и по организации совместной образовательной программы.
Новое развитие в будущем получат и проекты в рамках кластера Art&Science. Планируется внедрение уже полученных результатов в образовательную деятельность, кроме того, проект получит развитие в отдельной магистерской программе, а также — в отдельных онлайн-курсах и проектной деятельности, отмечает Наталья Быстрянцева.