Пленарная сессия «Город живых: культура как история будущего» завершила деловую часть III Международного форума пространственного развития, проходившего в Петербурге с 27 по 29 сентября. Ежегодно мероприятие объединяет представителей политики, бизнеса и науки, занятых в различных секторах планирования, девелопмента и управления развитием городских территорий. Организаторами выступают правительство Санкт-Петербурга и Университет ИТМО.
В этом году главной темой форума стало переосмысление сущности городов и эволюционных путей их развития. Более 50 спикеров из Европы, Латинской Америки, Азии, США — лидеры городского развития, бизнеса, органов власти, общественных организаций, городских сообществ, молодых лидеров изменений в городах — обсудили вопросы «умных городов» России и мира, реновации и ревитализации городов, а также роли цифровых технологий в развитии современных городов.
Как подчеркивает Михаил Климовский, руководитель программной дирекции форума, советник ректора Университета ИТМО по вопросам урбанистики, одна из главных идей форума — представить разные точки зрения на развитие города, охватив при этом не только вопросы проектирования городов и их социально-экономического развития. Завершала деловую программу сессия, главной задачей которой стало попытка переосмыслить будущее городов через призму культурного развития, поговорить о культуре как драйвере создания новой среды для человека. Какова жизнь Петербурга сегодня? Город «жив» или «мертв»? Стоит ли ему меняться? И каким Петербург может и должен стать в будущем? Ответы на эти вопросы вместе с гостями искали спикеры мероприятия — музыкант Сергей Шнуров, публицист Александр Невзоров*, художник и скульптор Андрей Бартенев, театральный режиссер Семен Александровский и основатель, генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов. ITMO.NEWS публикует краткий пересказ почти трехчасовой дискуссии экспертов.
«Небоскребы в Петербурге — символ неизбежной эволюции»
Первым слово взял публицист Александр Невзоров*, который начал разговор с рассуждения о Лахта-центре, который, по его словам, имеет лишь несколько недостатков — «он низковат, маловат и одинок». Появление небоскребов в Петербурге — вещь определенно положительная, которая свидетельствует о неизбежной эволюции города, тогда как тяга к историзму, «фетишизация старины», напротив, отбрасывает его назад, считает он.
«Я понимаю, что со мной, скорее всего, не согласны девять из десяти присутствующих, но правота на моей стороне, поскольку развитие — штука неостановимая, — сказал Александр Невзоров*. — В свое время Петербург, особенно при советской власти, совершенно справедливо культивировал старину, потому что она казалась некой контрверсией тому серому, унылому зрелищу, которое предлагала советская власть в виде новостроек. Тогда эта фетишизация старины была оправданна и понятна. Но сейчас такой необходимости уже нет. Сейчас надо не бояться развития и понять, что да, есть некая открыточная резервация, которая, безусловно, останется, но нет ничего страшного, если фоном для этой резервации будут служить огромные, дерзкие, сверлящие небо великолепные здания».
«Если Эрмитаж жив, то и Петербург — жив»
Сергей Шнуров, который не смог присутствовать лично, присоединился к дискуссии по скайпу из Мюнхена. На вопрос «”Мертв” или “жив” сейчас город?» он ответил, вспомнив о нашумевшей выставке Яна Фабра в «Эрмитаже».
«В Петербурге меряют температуру, конечно же, по “Эрмитажу”. А “Эрмитаж” более чем жив. Там проходят выставки, которые вызывают общественное негодование, вспомним хотя бы выставку Яна Фабра. Вообще есть понимание музея как дома муз и музея как своего рода нафталинового склада. Вот “Эрмитажу” как раз удается успешно совмещать в себе оба эти понятия», — сказал он.
Он также добавил, что сам Петербург неминуемо развивается вопреки мнениям приверженцев традиционализма. Смотреть все время в прошлое смысла нет, отметил Сергей Шнуров, резюмировав, что видит будущее Петербурга как города-мегаполиса.
«Искусство — мощное оружие, которое способно менять сознание горожан»
Еще одним спикером дискуссии стал Андрей Бартенев, российский художник, скульптор, экспериментатор и создатель интерактивных инсталляций и перформансов. В своем выступлении он развил мысль, что любая форма искусства, созданная в городской среде, способна глобально изменить настроение горожан.
Известный пример — знаменитая теория разбитых окон, еще в восьмидесятые годы сформулированная американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Она утверждает, что попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных правонарушений. Практическое применение теория нашла в 90-х годах в Нью-Йорке. Несмотря на критику и насмешки, новый мэр города Рудольф Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами» — фактами вандализма, попрошайничеством, драками и безбилетниками в метро, на которых раньше особо не обращали внимание. Утверждается, что эти действия возымели успех, и к концу 90-х количество преступлений в Нью-Йорке против личности снизилось более чем на 50%.
«Искусство в городской среде — невероятно мощное оружие. И даже такие тривиальные проявления, как символ в архитектуре, способны менять наше сознание. Конечно же, изменения должны происходить, Петербург не может оставаться замкнутой системой. И когда вы примете эту идею, вы приступите ко второму шагу: вы начнете поддерживать и помогать всем тем росткам новых и свежих изменений, которые вы будете видеть. Другое дело — качество этих изменений, это важный вопрос. Да, можно наворотить из картона бог знает что посреди Русского музея и кричать, что это революция и эволюция. Но простите, Петербург — это город качественных изменений, поэтому давайте найдем эту середину, гармонию, при которой изменения будут соответствовать общему контексту городского ландшафта», — считает Андрей Бартенев.
«Петербург будущего — город читающих людей»
Основатель книжной сети «Буквоед» Денис Котов опроверг тезис о Петербурге как мертвом, застывшем городе, приведя в пример книгу «В Питере жить», который стал литературной парой к сборнику «Москва: место встречи», но при этом выразил совершенно другую ментальность. Сборник построен на своего рода литературной прогулке по Петербургу в компании лучших современных авторов. Андрей Аствацатуров, Михаил Пиотровский, Михаил Шемякин, Татьяна Толстая, Евгений Водолазкин, Андрей Битов и другие знаковые авторы-петербуржцы рассказали о своем Питере и о том, как в нем жить.
«Эта книга — номер один по продаже в Петербурге, городе, который, конечно же, может стать не только европейской культурной столицей, но и культурной столицей будущего мира. Если мы с вами захотим это сделать, наше городское пространство превратится в тот самый музей, который является не нафталиновым складом, а домом муз», — сказал он.
Сделать это, по словам Дениса Котова, можно, если каждый петербуржец прежде всего начнет меняться сам — способствуя развитию городских пространств, активно участвуя в их жизни, развиваясь и не забывая читать «санитарный минимум» — 10-12 книг в год. Что читать, не так важно: литературный снобизм здесь не уместен и каждый должен читать, исходя из собственных задач. Главное — развитие самостоятельного образа мышления, резюмировал он.
*Физическое лицо, признанное СМИ — «иностранный агент»